Таможенные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении теоретического и практического материала, посвященного определению специфики преступлений в сфере таможенной деятельности.
Для достижения указанной выше цели ставятся следующие задачи:
- исследование системы таможенных преступлений,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с перемещением товаров,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с невозвращением из-за границы достояния или валюты,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с неуплатой таможенных платежей,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 5
1.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА 5
1.2. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 16
2.1. НЕЗАКОННЫЕ ЭКСПОРТ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ПЕРЕДАЧА СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕЗАКОННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ), КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОЗДАНИИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ (189 УК РФ) 16
2.2. НЕВОЗВРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (СТ.190 УК РФ) 20
2.3. УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.193 УК РФ) 21
2.4.УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ. 193 УК РФ) 23
2.5 СОВЕРШЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕВОДУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СЧЕТА НЕРЕЗИДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДЛОЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ (СТ. 193.1.) 25
2.6 УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВЗИМАЕМЫХ С ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (СТ.194 УК РФ) 26
2.7 КОНТРАБАНДА СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ, ЯДОВИТЫХ, ОТРАВЛЯЮЩИХ, ВЗРЫВЧАТЫХ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ИЛИ ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ, БОЕПРИПАСОВ, ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ, ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ИНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОЗДАНИИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ, ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ИНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, А РАВНО СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ИЛИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИБО ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (СТ. 226.1) 27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

таможенные преступления.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Предметом преступления по ст. 226.1 являются сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие или его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности. Речь идет о предметах, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Перечень стратегически  важных товаров и ресурсов для  целей ст. 226.1 утверждается Правительством РФ.

Объективная сторона  характеризуется незаконным перемещением предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с  государствами - членами Таможенного  союза. Для стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей ответственность за незаконное перемещение будет наступать только в случае совершения его в крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

Под перемещением товаров  через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Ввоз товаров - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых от правлениях, до их выпуска таможенными органами; а вывоз - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до фактического пересечения таможенной границы.

Незаконность Таможенный кодекс Таможенного союза связывает со способом перемещения предмета преступления через таможенную границу:

а) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с недостоверным декларированием; г) недекларированием товаров; д) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Под сокрытием от таможенного  контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа).

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в  таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Недекларирование при  контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и под лежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим то варам средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Местом совершения преступления выступает таможенная граница Таможенного  союза либо Государственная граница  РФ с государствами - членами Таможенного  союза.

Таможенная граница Таможенного союза - это пределы таможенной территории Таможенного союза (ее составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).

Государственная граница  РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. На определение момента окончания преступления влияет форма и способ перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка), а также способ совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующим признаком  контрабанды выступают совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "а" ч. 2 ст. 226.1). Субъектом этого вида контрабанды следует признавать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, обладающих правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностных лиц, освобожденных от определенных форм таможенного контроля и использующих свое служебное положение для совершения контра банды.

По п. "б" ч. 2 ст. 226.1 квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. Если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 226.1 и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против жизни и здоровья.

В тех случаях, когда  контрабанда признается совершенной  организованной группой, ч. 3 ст. 226.1 охватываются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал предметы контрабанды через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Демократизация общества и активное расширение внешнеэкономической  деятельности России способствует увеличению числа ее участников, а, следовательно - и более активному вывозу из страны и ввозу в нее товаров. При этом отмечается рост преступности в таможенной сфере [1]. В период с января по декабрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4539 уголовных дел, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (4116 дел) то есть ежедневно - в среднем 12 уголовных дел [2]. ФТС России, МВД России, ФСБ России и другие государственные органы активно участвуют в пресечении таможенных преступлений и правонарушений, однако криминогенная ситуация в этой сфере остается по-прежнему напряженной [1].

В настоящее время  законодателем в соответствии с  Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный  кодекс Российской Федерации и отдельные  законодательные акты Российской Федерации» выделена группа преступлений, подведомственных таможенным органам, которые в науках уголовного права, таких как криминалистика, криминология получили название «таможенные преступления».

Характерно, что криминология, выделяя среди видов преступности - таможенную, определяет ее как «… совокупность таможенных преступлений связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию РФ через таможенную границу товаров и ценностей» [3.C.761]. Конечно, при решении этого вопроса ряд ученых связывают таможенные преступления с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в результате внешнеэкономической деятельности. Однако С. Ю. Иванова подчеркивает, что: «Таможенные правонарушения вообще и таможенные преступления, в частности, характеризуются специфической особенностью: они представляют собой сложный поведенческий акт, выражающийся в невыполнении или ненадлежащем выполнении нормативного предписания»[4.C.63].

В таможенном преступлении воздействие происходит на нормативно урегулированные правила поведения субъектов отношения. Отступление от порядка и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру [п.2 ст. 173 ТК ТС] влечет за собой общественно опасные последствия. Таким образом, в таможенном преступлении можно выделить два момента. Прежде всего, материальный, который отражает процесс причинения вреда общественным отношениям и правовой указывающий на нарушение таможенных правил, закрепленных в законодательстве.

В свою очередь Л.Д. Ларичев отмечает, что это преступления, «… которые в ряде работ получили наименование «таможенных преступлений» очевидно в связи с тем, что их совершение связано с пересечением таможенной границы»[5.С.95]. Подобную позицию разделяет А.И. Сучков [6].

В.А. Жбанков и О.А. Огнева определили таможенные преступления как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету[7].

Таким образом, таможенные преступления можно выделить в отдельную  самостоятельную группу преступлений с присущими данной группе признаками:  повышенная общественная опасность; совершение в результате внешнеэкономической деятельности; направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах таможенного законодательства; причиняют значительный вред деятельности таможенных органов; совершаются преимущественно организованными преступными сообществами; многообъектность; бланкетность; высокая латентность.

К таможенным преступлениям  относятся:

1) Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ);

2) Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст.190 УК РФ);

3) Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст.193 УК РФ);

4) Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ)

5) Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1.);

6) Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194 УК РФ);

7) Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1).

В отличие от прежних  взглядов, в условиях таможенного  союза, по нашему мнению определение  таможенного преступления в настоящее  время выглядит следующим образом.

Таможенное преступление это виновно совершенное общественно  опасное деяние, запрещенное законодательством государств - членов таможенного союза под угрозой наказания, в условиях реализации внешнеэкономической деятельности, сопряженное с пересечением границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственной границы Российской Федерации и существенно нарушающее работу таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Вместе с тем таможенные преступления относятся к категории  трудно раскрываемых и трудно доказуемых [8]. Трудности в выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в таможенной сфере, на наш взгляд чаще всего обусловлены следующими объективными факторами: высокой степенью их латентности; тщательной подготовкой к совершению преступления; сложность механизма совершения преступления; трудности в обнаружении следов таможенных преступлений.

Информация о работе Таможенные преступления