Таможенные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в изучении теоретического и практического материала, посвященного определению специфики преступлений в сфере таможенной деятельности.
Для достижения указанной выше цели ставятся следующие задачи:
- исследование системы таможенных преступлений,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с перемещением товаров,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с невозвращением из-за границы достояния или валюты,
- проанализировать таможенные преступления, связанные с неуплатой таможенных платежей,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 5
1.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА 5
1.2. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 16
2.1. НЕЗАКОННЫЕ ЭКСПОРТ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ПЕРЕДАЧА СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕЗАКОННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ), КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОЗДАНИИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ (189 УК РФ) 16
2.2. НЕВОЗВРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (СТ.190 УК РФ) 20
2.3. УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.193 УК РФ) 21
2.4.УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ. 193 УК РФ) 23
2.5 СОВЕРШЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕВОДУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СЧЕТА НЕРЕЗИДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДЛОЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ (СТ. 193.1.) 25
2.6 УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ВЗИМАЕМЫХ С ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА (СТ.194 УК РФ) 26
2.7 КОНТРАБАНДА СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ, ЯДОВИТЫХ, ОТРАВЛЯЮЩИХ, ВЗРЫВЧАТЫХ, РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ИЛИ ЕГО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ, БОЕПРИПАСОВ, ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ, ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ИНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОЗДАНИИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ, ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ИНОЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, А РАВНО СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ТОВАРОВ И РЕСУРСОВ ИЛИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИБО ОСОБО ЦЕННЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (СТ. 226.1) 27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

таможенные преступления.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

7. Своевременность как  принцип юридической ответственности  означает возможность привлечения  правонарушителя к ответственности  лишь в течение так называемого  «срока давности привлечения  к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений в области таможенного дела такой срок согласно положениям ст. 4 5 КоАП РФ определен в один год, для уголовных преступлениям он зависит от тяжести деяния и обстоятельств дела (колеблется в среднем от одного года и до пятнадцати лет).

8.  Целесообразность как принцип ответственности — это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, исходя из личности правонарушителя, его осознанного отношения к совершенному им противоправному деянию, ряда иных обстоятельств таможенные органы, как органы дознания (а также органы предварительного следствия), имеют право применять в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в области таможенного дела, такие меры, как содержание под стражей, подписка о невыезде, залог и ряд других.

9.  И, наконец, еще одним важнейшим принципом юридической ответственности является принцип ее неотвратимости. Он означает, что априори ни одно таможенное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А четкое и неуклонное стремление таможенных органов и их должностных лиц к соблюдению этого принципа должно способствовать повышению эффективности их правоохранительной деятельности, укреплению правопорядка в стране и, в конечном итоге, ее экономической безопасности.

Закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело – преступления и  проступки. Те и другие, по сути дела, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причинённый нарушением.

Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности  за их совершение регулируется нормами уголовного права.

Административными нарушениями  по своему характеру и содержанию являются нарушения таможенных правил, основание и порядок привлечения  к ответственности за которые  регламен6тируются нормами таможенного  законодательства.

Другая группа правонарушений в таможенной сфере – административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. Производство по таким делам осуществляется в соответствии с нормами таможенного законодательства, а в части, не урегулированной ими – в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  кодексом об административных правонарушениях РФ, наступает в тех случаях, когда эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Таким образом правонарушения в сфере таможенного дела являются:

  • Преступления;
  • Нарушения таможенных правил;
  • Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.

1.2. Понятие  таможенного преступления

 

Таможенное законодательство и судебная практика свидетельствуют, что таможенное преступление осуществляется путем ввоза товаров в страну или их вывоза из страны в нарушение  действующего законодательства или через использование плательщиком налога мошеннических приемов с целью избавления от уплаты всего налога или его части. Из этого факта вытекает неосуществление государством своего права по взиманию налога. Это наносит ущерб государственной казне, поскольку она лишается положенного ей источника в виде этих налогов, которые считаются важнейшими поступлениями в казну. Таким образом, любое лицо, перемещающее запрещенные товары или товары, облагаемые таможенными пошлинами, без их уплаты или не соблюдающее нормы запрета, является нарушителем сущности таможенного законодательства. Нарушение запретов влечет уголовную ответственность[77, с. 116].

Таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Под перемещением через  таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России либо вывозу с данной территории товаров, ценностей или транспортных средств любым способом.

Перемещение включает в  себя пересылку с использованием международной почтовой связи, трубопроводного  транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением помимо таможенного контроля понимается перемещение  вне определенных таможенными органами мест или вне установленного ими  времени производства таможенного  оформления.

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

В таможенную территорию включаются: сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное  пространство над ними, а также  искусственные острова, установки  и сооружения в экономической зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.

К таможенным преступлениям  относится группа преступлений, предусмотренных  УК РФ, проведение по которым дознания и неотложных следственных действий отнесено УПК РФ к  компетенции  ФТС России.

К числу таможенных преступлений относятся:

1) Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ);

2) Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст.190 УК РФ);

3) Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст.193 УК РФ);

4) Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ)

5) Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1.);

6) Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194 УК РФ);

7) Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1).

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

2.1. Незаконные  экспорт из Российской Федерации  или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической  информации, незаконное выполнение  работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ)

 

Предметом преступления по ст. 226.1 являются сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие или его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности. Речь идет о предметах, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 утверждается Правительством РФ.

Объективная сторона характеризуется  незаконным перемещением предмета преступления через таможенную границу Таможенного  союза либо Государственную границу  РФ с государствами - членами Таможенного  союза. Для стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей ответственность за незаконное перемещение будет наступать только в случае совершения его в крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

Под перемещением товаров через  таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Ввоз товаров - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых от правлениях, до их выпуска таможенными органами; а вывоз - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до фактического пересечения таможенной границы.

Незаконность Таможенный кодекс Таможенного союза связывает со способом перемещения предмета преступления через таможенную границу:

а) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с недостоверным декларированием; г) недекларированием товаров; д) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение  предметов либо утаить их подлинные  свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа).

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим то варам средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Местом совершения преступления выступает  таможенная граница Таможенного  союза либо Государственная граница  РФ с государствами - членами Таможенного  союза.

Таможенная граница Таможенного  союза - это пределы таможенной территории Таможенного союза (ее составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией).

Государственная граница РФ есть линия  и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы  государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента  незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу  Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза. На определение момента окончания преступления влияет форма и способ перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка), а также способ совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).

 Субъективная сторона характеризуется  прямым умыслом.

Субъект преступления - лицо, достигшее  возраста 16 лет.

Квалифицирующим признаком контрабанды  выступают совершение ее должностным  лицом с использованием своего служебного положения (п. "а" ч. 2 ст. 226.1). Субъектом этого вида контрабанды следует признавать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, обладающих правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностных лиц, освобожденных от определенных форм таможенного контроля и использующих свое служебное положение для совершения контра банды.

По п. "б" ч. 2 ст. 226.1 квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза.

Если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 226.1 и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против жизни и здоровья.

Информация о работе Таможенные преступления