Таможенные органы РФ: правовая основа и принципы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявление места и роли таможенных органов в системе экономической безопасности РФ

Содержание

Введение……………………………………………...……………………………3
Глава 1 Сущность таможенных органов РФ…………………………………………….……………...……………………..5
1.1 Общая характеристика таможенных органов……………………………….………………………………………..…..5
1.2 Задачи и функции таможенных органов…………………………………….……………………………………....8
Глава 2 Место таможенных органов в системе экономической безопасности…………………...………………………………..…………….....11
2.1 Влияние таможенных органов на внутренние и внешние угрозы…………………………………………..………………...…………...….11
2.2 Национальная безопасность как элемент экономической безопасности…………………………………...………………………………...13
Заключение………………………………………..………………………….….16
Список используемых источников………………………..……….…………...17

Работа состоит из  1 файл

Копия ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

      ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

      Кафедра административного права и таможенного  дела 
 
 
 

      К У Р С О В  А Я  Р А Б  О Т А 

      по  дисциплине «Таможенное право»

      на  тему «Таможенные органы РФ: правовая основа и принципы деятельности» 
 

              Выполнил: студент 3-го курса очной формы  обучения международно-правового факультета, группа

              Подпись________________ 

              Научный руководитель:

              Подпись_________________ 
               
               
               
               
               
               
               
               

Чита

2009 год 

Содержание 

Введение……………………………………………...……………………………3

Глава 1 Сущность таможенных органов РФ…………………………………………….……………...……………………..5

1.1 Общая характеристика  таможенных органов……………………………….………………………………………..…..5

1.2 Задачи и  функции таможенных органов…………………………………….……………………………………....8

Глава 2 Место таможенных органов в системе экономической безопасности…………………...………………………………..…………….....11

2.1 Влияние таможенных органов на внутренние и внешние угрозы…………………………………………..………………...…………...….11

2.2 Национальная безопасность как элемент экономической безопасности…………………………………...………………………………...13

Заключение………………………………………..………………………….….16

Список используемых источников………………………..……….…………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

    Важнейшая роль в деле обеспечения  экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

    Таможенное дело в Российской  Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Данные меры осуществляют таможенные органы РФ, главными направлениями деятельности которых являются: осуществление фискальной и правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Контроль и общее руководство в сфере таможенного дела осуществляет Правительство РФ. Также важное значение имеет Федеральная Таможенная Служба РФ, которая активно участвует в разработке таможенной политики России, а именно: внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный бюджет, что позволяет добиться весомых экономических результатов.

    Цель  курсовой работы – выявление места и роли таможенных органов в системе экономической безопасности  РФ. Исходя из цели выявляют следующие задачи:

  1. Сущность таможенных органов: понятие, функции, задачи, принципы и методы построения;
  2. Анализ влияния таможенных органов на экономическую безопасность РФ (внутренние и внешние угрозы);
  3. Национальная безопасность как элемент экономической безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Сущность таможенных органов РФ

1.1 Общая характеристика таможенных органов 

    Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, взаимодействуя с которой система проявляется как целостность. Строение и поведение системы определяется такими свойствами, как иерархичность, многоуровневость, структурность, это понятно, ведь целостное функционирование  - результат взаимодействия всех сторон и уровней системы. Таким образом, основными системообразующими факторами таможенного дела являются:

  1. Целостность таможенных органов;
  2. Их иерархическая соподчиненность;
  3. Единство данной совокупности органов;
  4. Функциональная общность их же;
  5. Организационные взаимосвязи и взаимодействия;
  6. Структурность и субординация.

    Системообразующие факторы имеют различные функции и значение. Они являются системой органов только взятые вместе. Целостность таможенных органов подразумевает, что каждый из рассматриваемых органов – это неразрывная составная часть целостного организма (системы таможенных органов). Целостность в данном случае является естественным и логичным свойством, обусловленным самим характером таможенного дела.

    Иерархическая соподчиненность предполагает, что таможенные органы располагаются по принципу «центр- регион- конкретное место», когда роль и функциональные обязанности четко распределены и скоординированы. Единство данной совокупности органов обеспечивается их целями и задачами, а также едиными организационными принципами построения  и деятельности.

   Функциональная общность заключается в том, что таможенные органы от государственного таможенного комитета до таможенного поста осуществляют таможенное дело, следуя единой таможенной политике. Этот фактор является одним из важнейших. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов предполагают, что каждый орган  взаимосвязан с другими выше- и нижестоящими таможенными органами, что все они функционируют сообща, ведь только в тесном взаимодействии с другими звеньями возможно выполнять свои функции  и предоставленные законом полномочия. Это существенный момент отражен и закреплен в ТК РФ.

    Структурность и субординация предполагают, что каждый орган налоговой системы имеет свое четко определенное место в системе, которое четко определяет его функциональные обязанности. 

Есть  еще один существенный момент, касающийся общей характеристики системы таможенных органов РФ. Имеется в виду чрезвычайная динамичность таможенного дела, что существенно влияет на формирование и функционирование данной системы и ее составных частей.

    Особенно это отражается на развитии нормативной правовой базы таможенного дела и его отдельных блоков. Например, развития функций таможенных органов, порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, государственной службы в таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и других направлений таможенного дела.

    Таможенное дело – составная часть системы исполнительной власти, которой присущи следующие принципы: целесообразность, законность, оперативность, демократизм, обязательность. К числу принципов можно отнести единство таможенного дела. В ст.8 Конституции РФ сказано: “В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”, а ст.74 запрещает устанавливать на территории РФ таможенные границы. Однозначно трактует ст.71 Конституции РФ, что таможенное регулирование относится только к ведению государственных органов исполнительной власти.

    Поэтому в полном соответствии с конституционными основами п.3 ст.1 ТК РФ устанавливает, что таможенное дело находится в ведении Правительства РФ. Реализация принципа единства централизации таможенного дела обеспечивается единством территории, таможенной политики, единством таможенной границы, таможенного права, единой организацией и осуществлением таможенной деятельности. Исходя из этого, все таможенные органы являются федеральными органами, служащие – федеральными служащими, имущество – федеральной собственностью, а нормы Таможенного права – федеральными нормами.

    Создание таможенных органов — исходное начало и условие осуществления таможенного дела, его организационного обеспечения. Таможенный кодекс Российской Федерации относит к ним Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные РТУ, таможни и таможенные посты1.

    Таможенные органы в структурном и функциональным отношении образуют единую, целостную систему. Эта система строится с учетом тех же принципов, на которых основывается таможенное дело в России: единства таможенной политики, единства таможенной территории, единства таможенного законодательства, единство тарифного регулирования, сочетания его с мерами экономической политики. Общее руководство таможенным делом осуществляют Правительство Российской Федерации.

    Таможенные органы и другие учреждения таможенной службы являются неотъемлемой составной частью системы государственных органов исполнительной власти. Принадлежность таможенных органов к этой системе подчеркнута отнесением их к правоохранительным органам, приданием им военизированного характера. Это нашло свое отражение в структурном построении и усложнении функций таможенных органов. А также данное положение нашло свое закрепление в статье 8 Таможенного кодекса, в которой говорится о том, что таможенные органы являются правоохранительными органами. Однако, система таможенных органов имеет свои особенности, свою целенаправленность, которые придают ей большую самостоятельность. Они проявляются прежде всего в структуре таможенных органов, определяющей специфику отношений координации и субординации между ними и внутреннюю организацию таможенной системы в целом.

   Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают также ее атрибуты и символы. Так, таможенный кодекс закрепляет положение о том, что таможенные органы Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют флаг. Автотранспортные средства и воздушные суда, находящиеся в распоряжении таможенных органов РФ, имеют опознавательный знак. Положение о знаках отличия применяются также к руководителям и специалистам таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений ФТС РФ.

1.2 Задачи и функции таможенных органов

    Необходимо отметить, что вся деятельность таможенных органов строится исключительно на основании Закона и нормативной базы, издаваемой в соответствии с ним. Так, основные функции и задачи, которые возложены на таможенные органы, отражены в ТК РФ. Итак, таможенные органы РФ выполняют следующие задачи:

  1. Участвуют в разработке таможенной политики и реализуют эту политику.
  2. Обеспечивают соблюдение законодательства, осуществляют контроль за ним, принимают меры по защите прав и интересов юридических и физических лиц при осуществлении таможенного дела. (Например, льготы беженцам и вынужденным переселенцам).
  3. Обеспечивают экономическую безопасность в пределах своей компетенции (контроль за участниками ВЭД).
  4. Защищают экономические интересы РФ (квоты, лицензии).
  5. Применяют средства таможенного регулирования торгово– экономических отношений.
  6. Взимают таможенные пошлины, налоги и иные платежи (за бланки, ГТД, льготы).
  7. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
  8. Ведут борьбу с контрабандой и НТП.
  9. Осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление.
  10. Ведут таможенную статистику внешней торговли.
  11. Ведут Товарную Номенклатуру внешне – экономической деятельности.
  12. Содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья, защите окружающей среды.
  13. Осуществляют контроль за вывозом стратегического сырья и материалов.
  14. Осуществляют валютный контроль.
  15. Обеспечивают выполнение международных обязательств в части таможенного дела (соглашение с СНГ), осуществляя сотрудничество с таможенными органами иностранных государств.
  16. Проводят научно – исследовательские работы, консультируют в области таможенного права, осуществляют подготовку и переподготовку специалистов для государственных учреждений и организаций.
  17. Обеспечивают Правительство РФ и других лиц информацией по таможенным вопросам.
  18. Реализуют единую финансово – хозяйственную политику, развивают материально – техническую базу таможенных органов.

Информация о работе Таможенные органы РФ: правовая основа и принципы деятельности