Таможенная политика и методы регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:34, курсовая работа

Описание

Превращение таможенного дела из незначительного и второстепенного вида деятельности в народном хозяйстве в многоотраслевой финансово-экономический комплекс было объективно обусловлено изменениями, происшедшими во внешнеэкономической деятельности в конце XX века и новыми задачами, поставленными перед таможенными органами в XXI веке.
Цель моего исследования – выявить место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики, особенности их деятельности в современных условиях, а также обосновать тенденции и перспективы развития экономики России в будущем.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.09 Кб (Скачать документ)

В современной  ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего  механизма экспорта и импорта  на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым  сообществом. Таможенное дело – сфера  деятельности таможенных органов, осуществляющих таможенную политику. Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует, как единая система таможенных органов Российской Федерации. /2/

Согласно о  положении ФТС РФ, Служба обязана  обеспечить в пределах своей компетенции  единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов  РФ.

Территориальное размещение производительных сил определяется способом производства. Каждой социально-экономической  формации соответствуют специфические  принципы размещения и своя система  территориальной организации общественного  производства.

Размещение таможенных организаций по территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как  требования объективных экономических  законов, так и политики государства  – внешней, военной, экологической, санитарной и т. п.

Важнейшим принципом  размещения таможенного дела является планомерное размещение таможенных организаций, обеспечивающее достижение наивысшей народнохозяйственной эффективности  в целом, то есть наиболее эффективное  использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех республик и экономических районов  России.

Чтобы реализовать  перечисленные принципы размещения таможенных организаций на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, социально-исторических, санитарно-экологических, организационных и других факторов.

Группа экономических  факторов включает: общественную потребность  в таможенных услугах и возможность  ее удовлетворения на основе имеющихся  таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса  и осуществления строительства.

К природным  факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель и т. п.

Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы.

В настоящее  время около 90% таможенного оформления товаров производится на внутренних таможнях. Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни могут более  эффективно проводить таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. В таможне существуют специальные  подразделения, которые осуществляют проверку внешнеэкономической деятельности получателей и отправителей товаров. Процесс оформления груза может  потребовать времени: иногда требуются  дополнительные документы, экспертиза и т.д. если все эти задачи решать непосредственно на границе, то ее пропускная способность будет сведена к  минимуму, так как пограничная  таможня не обладает таким запасом  времени и теми возможностями, какими обладает внутренняя таможня.

Осуществление таких задач, как валютный контроль, где требуется тесное взаимодействие с местными отделениями уполномоченных банков и необходимы проверки с выходом  на предприятия-участники внешнеэкономической  деятельности, было бы невозможно.

Совокупность  связей между предприятиями одного района - участниками ВЭД и обслуживающими их таможнями выступает как единая система технологических, производственных, экономических отношений. Чем теснее и длительнее эти связи, тем более  закономерен и стабилен их эффект.

Чтобы наиболее успешно и на высоком профессиональном уровне проводить политику таможенного  оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых  с территории России, по месту расположения хозяйствующих субъектов – предприятий, осуществляющих внешнеэкономические  связи, ФТС России были созданы внутри страны таможни и таможенные посты, максимально приближенные к крупным  индустриальным центрам России. Это  дало свои положительные результаты, так как повысилась эффективность  таможенного контроля и разгрузились пограничные пункты пропуска.

Критерием экономической  эффективности размещения таможенных организаций является повышение производительности труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного труда, так и живого труда работников. Такое снижение может происходить при выборе наиболее оптимального варианта размещения создаваемой таможни.

Эффективность изменений в размещении таможенного  дела выражается системой качественных и количественных показателей. К  качественным показателям относится  содействие таможенного дела росту  экономического потенциала России.

Важнейшим показателем  эффективности размещения таможенного  дела должно быть снижение затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку  товаров.

Оптимальным вариантом  размещения и развития таможенного  дела является такой вариант строительства  новых, расширения, модернизации или  ликвидации действующих таможенных организаций, при котором в течение  заданного периода времени выполняется  целевая функция таможенной системы, а ее значение достигает оптимальных  параметров./8/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Прогноз развития внешней торговли Российской Федерации до 2010 г.

Перспектива развития внешней торговли России в значительной степени зависит от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним, помимо сырьевых ресурсов, относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с военно-промышленным комплексом.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля затрат даже в передовых секторах промышленности.

Для среднесрочной  перспективы развития внешней торговли очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, минеральные удобрения и т. д.

Имеются возможности  для стабилизации и расширения традиционного  машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутреннем и внешнем рынках.

Имеются определенные перспективы для расширения наукоемкой продукции, что тесно связано  с конверсией и коммерциализацией  предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

Также для современного производственного потенциала России характерна концентрация в производстве значительных объемов физически  и морально изношенного основного  капитала, где преобладают ресурсорасточительные, устаревшие технологии. Средний срок службы активной части фондов в настоящее время достигает 25-26 лет. Сравнение этого показателя с аналогичным для развитых стран (менее 10 лет) свидетельствует о значительном повышении экономически целесообразных сроков эксплуатации. Степень изношенности основного капитала увеличилась до 45%.

Моральный и  физический износ значительной части  производственного аппарата стал сегодня  главным фактором, препятствующим совершенствованию  структуры экономики и росту  основных показателей производства.

Варианты вывода экономики страны из создавшейся  ситуации многообразны и отдельные  из них могут развиваться по следующим  направлениям:

-расширение  традиционного экспорта и модернизация  экономики на заработанные средства. Этот вариант сегодня практически  не реализуем, так как традиционные  товары российского экспорта (нефть,  газ, золото, алмазы, лес) не могут  обеспечить роста поступлений.  Проблема состоит в том, что, во-первых, - это невосполнимые ресурсы, во-вторых, нефть в течение десятков лет варварски добывали, выбирая только фонтанные скважины, а сейчас их стало мало, на газ нет высокого спроса, золото и алмазы как сырье не дают крупных доходов, большие объемы продажи леса невозможны из-за низких цен и слабой транспортной инфраструктуры страны;

-резкое расширение  кредиторской задолженности и  осуществление модернизации за  счет новых кредитов. Реализация  этого варианта также имеет  свои сложности, так как неплатежеспособной  стране с трудом выделяют кредиты;

-широкое развертывание  совместного предпринимательства,  привлечение зарубежных технологий, менеджмента, капиталов. Сейчас  этот процесс медленно, но довольно  стабильно набирает темпы;

-создание ряда  свободных экономических зон,  в которых бы функционировал  большой иностранный капитал и применялись современные технологии;

-наиболее предпочтительным  сегодня представляется широкое  привлечение иностранных инвестиций. В настоящий момент в наиболее  развитых странах в среднем  25% собственности принадлежит иностранному  капиталу, а в США более 50% всех  фирм принадлежит иностранцам.

Рассмотрим прогноз  изменений по отраслям экономики.

Продукция топливно-энергетического  комплекса: предполагается сокращение или стабилизация экспорта угля и  сырой нефти на уровне 2006 года по тоннажу с ростом цен на 15-20% на конец прогнозируемого периода; значительный рост (в 2,5 раза) экспорта газа в ЕС и АТР, электроэнергии в  КНР, а также импорта (транзита) газа и нефти из центральноазиатских республик СНГ.

Продовольствие  и сельскохозяйственное сырье: рост экспорта зерна в ЕС и АТР, отдельных  видов мясопродукции и льна в ЕС на 10-15% на конец периода; увеличение импорта плодоовощной продукции из стран СНГ на 7-10%.

Продукция химической промышленности: стабилизация экспорта по тоннажу удобрений при росте  их стоимости за счет повышения доли полезного вещества на 10%; рост экспорта и импорта полупродуктов для  производства полиэтилена и полипропилена (на 10%), рост экспорта и импорта композитных  материалов с химическими свойствами на основе нанотехнологий по стоимости вдвое, имея в виду, что это, как правило, малотоннажная продукция.

Древесина и  изделия из нее: экспорт деловой  необработанной древесины будет  ориентирован главным образом на КНР (фактор избыточных трудовых ресурсов), в остальные страны будет осуществляться экспорт пиломатериалов по строго обозначенным заказчиком размерам, балансов, фанеры, древесных плит, бумажной продукции, что позволит при стабилизации весовых  объемов увеличить в 4 раза на конец  прогнозируемого периода стоимостные  объемы экспорта и стабилизировать  импорт в обоих вариантах.

Металлы и изделия  из них: ожидается стабилизация экспорта простых видов проката черных металлов (заготовки для переката, балки и швеллеры, рельсы, трубы) и цветных металлов, увеличение экспорта и импорта композитных конструкционных материалов с заданными свойствами различного назначения по стоимости на 15%, по весу на 10%.

Информация о работе Таможенная политика и методы регулирования ВЭД