Тарифные методы регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших функций государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

Работа состоит из  1 файл

РГР по ПравРегВЭД.docx

— 52.17 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться  в отечественной экономической  практике в последние два десятилетия  XX века.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических  и оперативно-коммерческих функций  предприятий, ориентированных на экспорт, с учетом избранной внешнеэкономической  стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. Это  предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными  правами на них. Внешнеэкономическая  деятельность базируется на мировом  рынке, материальной основой которого стали научно-техническая и информационная революции, а также постоянно  изменяющееся международное разделение труда.

Одной из важнейших функций государства  является разработка концепции внешнеэкономической  деятельности и внешнеэкономической  политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД. 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению  с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена  необходимостью каждого государства  считаться с международными нормами  и принципами мировой торговли. Любое  государство при регулировании  внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности используется в настоящее  время в России. Новое в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности состоит в самом  подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и  их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей  государственного регулирования ВЭД  является формирование ее законодательной  базы, создание благоприятных экономических  и организационных условий для  развития всех видов и форм ВЭД  и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением  субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тарифные методы регулирования ВЭД

Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования.

В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.

Таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование  является основным методом регулирования  государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного  регулирования могут быть:

1. Протекционистская функция  - защита национальных товаропроизводителей  от иностранной конкуренции.

2. Фискальная функция  - обеспечение поступления средств  в бюджет

Тарифное регулирование осуществляется посредством классического инструмента  внешнеторговой политики - таможенных пошлин и таможенных тарифов. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины могут быть импортными и экспортными, а также транзитными. Таможенные пошлины выполняют функцию налога. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне. Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок.

Адвалорные пошлины взимаются  в процентах от товарной стоимости. Они получили наибольшее распространение  в современной практике таможенно-тарифного  регулирования. Это в определённой мере связано с тем, что в условиях "плавающих" курсов валют в  случае обесценения национальной валюты при использовании адвалорных пошлин уровень таможенного обложения  не меняется. Адвалорные пошлины, кроме  того, более удобны для регулирования  импорта товаров, цены на которые  отличаются высокой подвижностью (например, технически сложной продукции).

Комбинированные пошлины объединяют элементы адвалорных и специфических  пошлин, но в обратном порядке, т.е. величина таможенной пошлины устанавливается  как специфическая, но с ограничением процентного отношения по отношению  к таможенной пошлине.

Различные ставки устанавливаются  в зависимости от страны происхождения  товара и от режима предоставленного тому или иному государству. Таможенные процедуры взимаются в размере 0,15% от таможенной стоимости при  заключении контракта в рублях. При  заключении в СКВ - 0,1% в рублях и 0,05% в СКВ. В целях защиты экономических  интересов РФ к ввозимым товарам  могут временно применяться особые виды пошлин:

- специальные пошлины;

- антидемпинговые;

- компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются  в качестве защитной меры, товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах  и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или конкурирующих товаров. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стане ввоза в момент этого ввоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Используются следующие виды таможенного  обложения:

Условно-беспошлинный ввоз - ввоз в страну товаров и иных предметов без обложения таможенной пошлиной, сборами и налогами, взимаемыми в связи с импортом, при условии обратного вывоза за границу этих предметов в установленные сроки. В случае несоблюдения сроков предметы подлежат таможенному обложению. Режим условно-беспошлинного ввоза применяется к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, оборудованию для проведения спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, выставочному и ярморочному имуществу, научным приборам и другим предметам, используемым на территории страны ввоза временно без так называемого "внутреннего потребления" самих предметов или конечной продукции, произведенной из них.

Беспошлинный ввоз на территорию государства  товаров, ценностей и других предметов  без уплаты таможенной пошлины, сборов и налогов. В отличии от условно-беспошлинного  ввоза, освобождение от уплаты таможенных платежей в данном случае является безусловным, распространяется на некоторые  товары, предметы личного пользования  граждан, недорогостоящие подарки  и т.д. Режим беспошлинного ввоза  может способствовать ввозу товаров, не производимых отечественной промышленностью  или производимых недостаточно, созданию в стране совместных предприятий, развитию гуманитарного обмена (печатные издания).

Таможенные пошлины - это ключевой элемент во внешнеэкономической  политике государства, поскольку они  регулируют взаимосвязь внутренних и внешних рынков. Наибольшее значение в странах с рыночной экономикой имеют импортные пошлины. Экономической  анализ выигрышей и потерь от импортных  тарифов показывает, что они пополняют  гос. бюджет и выгодны прежде всего отечественным производителям, конкурирующим с импортом, особенно в молодых отраслях производства. С этой точки зрения импортные пошлины можно рассматривать как средство стимулирования отечественного производства и защиты молодых отраслей.

В то же время таможенные тарифы почти  всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, поскольку  потребитель сталкивается с повышением цен и тенденцией к монополизации  рынка. Повышение цен на импортные  товары ограничивает и спрос на отечественные  товары. Кроме того, страна, вводимая высокие импортные пошлины, теряет на ответной реакции государств, куда поступает ее экспортная продукция. В том случае, если страна, будучи крупнейшим производителем тех или  иных товаров, способна влиять на мировые  цены на данный товар, можно найти  такой уровень тарифов, который  принесет ей чистый выигрыш. Экспортные пошлины для стран с рыночной экономикой не характерны. Они делают экспорт того или иного товара менее выгодным, что снижает доходы производителей и экспортеров, но влияют на внутренние цены в сторону их снижения, что выгодно потребителям. Как импортные, так и экспортные пошлины могут оправдываться интересами обеспечения обороноспособности страны и национальной безопасности в целом.

Таможенная стоимость определяется на основании Постановлений Правительства  РФ. На базе таможенной стоимости исчисляются  не только импортные, но и налоги на импорт, таможенные сборы и штрафы, а также ведется таможенная статистика. Установленные Постановлением Правительства  РФ ставки импортных пошлин колеблются в основном в пределах от 1 до 30%. Размер импортной пошлины зависит от страны происхождения товара и импортный таможенный тариф имеет в своем составе 3 колонки. Базовая ставка импортной пошлины (вторая колонка) применяется к странам, которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). В настоящее время в этом списке числится 127 государств и ЕЭС. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, размер импортной пошлины уменьшен в 2 раза (первая колонка тарифа). В списке развивающихся стран - 104 государства. При этом товары из так называемых наименее развитых стран (всего их 47) импортной пошлиной вообще не облагаются. Наконец, товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере (третья колонка тарифа).

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов  унифицируется на основе международных  договоров. Важнейшими из них являются:

  1. Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ)
  2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
  3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
  4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)

 

 

 

 

 

  1. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической  деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифные  методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической  и торговой политики государств, различные  ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены.

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются  в виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных товаров,  вызванных необходимостью защиты  национального рынка.

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства,  жизнь или здоровье граждан,  имущество физических или юридических  лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду,  жизнь или здоровье животных  и растений.

Информация о работе Тарифные методы регулирования ВЭД