Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:57, дипломная работа

Описание

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие и роль иностранных инвестиций в экономике………...6
1.1.Сущность, роль и участники инвестиций………………………………...6
1.2. Основные виды иностранных инвестиций в экономику России……...18
ГЛАВА 2. Особенности инвестирования в российскую экономику………24
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций
в российскую экономику…………………………………………………24
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных
инвестиций в экономике России…………………………………………27
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций…………………....34
2.4.Инвистицирнный климат и влияние иностранных
инвестиций на национальную безопасность России……………………40
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы привлечения прямых
иностранных инвестиций в экономику России……………………50
3.1.Условия для иностранных инвестиций…………………………………..50
3.2. Перспективы привлечения ПИИ в экономику России.
Пути повышения и определение инвестиционной
привлекательности российских предприятий……………………………..56
3.3. Проблемы и перспективы обеспечения притока
иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………..67
Заключение…………………………………………………………………….74

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 545.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  посмотрим далее, в какие отрасли  предпочитают иностранные инвесторы  вкладывать капитал? Иностранные инвесторы  почти половину вложений сделали в отрасли промышленности России (топливной — 9,8% всех вложений, пищевой — 6,1%). В другие же отрасли промышленности вкладывают неохотно (в химическую — 1,7%, в машиностроение — 2,5%, в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность — 1,6%). В отрасли строительства России иностранные инвесторы направляют всего лишь 0,6% всех иностранных инвестиций. А вот в торговлю и общественное питание было направлено 44,5% иностранных инвестиций. Надо полагать, эти отрасли дают иностранным инвесторам приличный доход.

     За  последние годы из России вывозятся  большие средства. Вначале они переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Россия стала нелегальным экспортером капитала, что наносит ущерб экономике страны. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

     В настоящее время можно утверждать, что в России сложились неблагоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

     Одна  из главных причин низкой активности иностранных инвесторов – неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение «правил игры».

     При принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности.

     Чрезвычайная  зарегулированность государством экономических отношений – одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты – не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит во-первых, к неопределенности – что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во–вторых – необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался «конвейер» по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени.

     Например, на строительство завода в Санкт–Петербурге компании Coca–Cola понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно  сооружение завода, а 30 – всевозможные согласования. Отсутствие нормальных отношений в сфере купли/продажи земли и пользования коммуникациями привело к тому, что компании пришлось «выбивать» участок для завода у горсовета (уверенного, что Coca–Cola должна платить за сам факт своего присутствия и обустраивать окружающую территорию) и возможность подключиться к инженерным сетям. Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине фирме Mars потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики.

     Нефтяным  СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз нефти. Возможность получения таких  льгот решается в субъективном порядке, а сами льготы действуют в течение ограниченного срока – после чего процесс начинается с начала. Однако даже получение таких льгот не означает, что подобное соглашение будет выполнено. Например, американская Occidental Company приостановила инвестиции в СП «Парманефть» (республика Коми) после того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенное оборудование начиная с 1993 г., что противоречит условиям инвестиционного конкурса на право недропользования.

     Сложилась ситуация, когда одним из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта стала поддержка на правительственном или региональном уровне.

     Некоторые регионы предоставляют налоговые  льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Размер «привилегий» напрямую зависит от объемов инвестиций. Общее правило таково – чем значительнее сумма вложений, тем большими льготами пользуется инвестор. Например, для проектов с участием иностранных компаний в Татарстане предусмотрены значительные налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль и НДС, уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготы действуют только при вложении иностранной стороной не менее 100 тыс. долларов, а главное, для их получения необходимо положительное решение специальной республиканской комиссии, которая должна определить: работает ли проект на благо республики. В Московской области для получения хоть каких-то налоговых послаблений объем инвестиций должен превышать 1 млн. долларов.

     Еще одна сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.

     Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные инвестиции обычно лишь после  успешной реализации небольших пробных  проектов. В России, выполняя такие  проекты, иностранные компании постоянно сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма часто не рискует наращивать инвестиции в России.

     Иностранным инвестициям препятствует позиция  многих руководителей предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся, что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на их место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечь инвестиции и эффективно работать, деградируют. Так Балтийское морское пароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их в результате своей неплатежеспособности. В 1996 году руководство пароходства отвергло план шведско–российского СП «Болтик экспресс лайн» (занимающейся маркетингом и организацией продажи билетов) по перестройке управления компанией, сокращения персонала и переделки судов в соответствии с европейскими требованиями безопасности. Этот план позволил бы пароходству эффективно действовать на европейском рынке (причем спрос на его услуги обеспечивала бы «Болтик экспресс лайн») и привлечь средства, но требовал передачи в залог части собственности, что было неприемлемо для руководства предприятия. Имеются примеры, когда администрация предприятий всячески препятствовала участию иностранных компаний в инвестиционных конкурсах, а в случае продажи им (или их партнерам) акций отказывалось вносить соответствующие изменения в реестр акционеров.

     Как уже отмечалось ранее, основная проблема, резко ограничивающая заинтересованность иностранных инвесторов – это нестабильная политическая ситуация, не позволяющая рассчитывать на полный возврат вложенных средств в будущем. Политический риск в России в настоящее время может быть оценен как весьма серьезный и трудно поддающийся прогнозированию. Процессы либерализации и перестройки, начавшиеся в 1991 году, не только не завершились, но даже не перешли в состояние, когда можно хоть с какой-либо уверенностью сказать о тенденции их дальнейшего развития.

     Общество  раскололось на несколько взаимно неприемлющих друг друга групп, формирование которых только началось, идет процесс становления их самосознания и определения позиций, лидеров и идеологий. Все это свидетельствует о предстоящем столкновении этих групп как только ситуация достаточно созреет.

     В стране нет единого мнения, или  хотя бы мнения большинства, о судьбе и статусе страны, ее социально-экономической системе, вопросе собственности. Процесс приватизации, который в большинстве стран позволяет существенно ускорить экономическое развитие, собрать большие средства для инвестиций, модернизации и расширения производств, в России стал лишь процессом передела собственности между конкурирующими группировками и совершенно лишен своей важной финансовой составляющей, которая так удачно могла бы быть использована для инвестирования в проекты.

     Наличие нескольких непримиримо настроенных партий не позволяет создать жизнеспособную политическую систему. Отсутствие хотя бы принципиального согласия между ними сталкивает их и заставляет принимать крайние позиции, что приведет к резким экономическим решениям тех, кто придет к власти в результате политической борьбы.

     Иностранный инвестор должен сейчас пытаться спрогнозировать исход борьбы трех действующих сил на политической арене России. Первой из них является группировка, находящаяся у власти и состоящая из представителей разных течений, но объединенных на какой-то период времени в альянсе, обусловленном взаимной выгодой. Хотя внешне эта группировка выглядит достаточно прозападной, что должно привлекать инвестора, но в своей политике не имеет четкой программы, подвержена резким колебаниям курса и увлекается экономическими экспериментами, в результате чего инвестору невозможно спрогнозировать тенденцию налоговой, денежной политики или другие решения и постановления, которые могут иметь для него серьезные негативные последствия. 

       3.2. Перспективы привлечения ПИИ в экономику России. Пути повышения и определения инвестиционной привлекательности российских предприятий.

     Управление  любым процессом должно основываться на объективных оценках состояния  его протекания. Основная характеристика инвестиционного процесса с точки зрения доходности и рискованности вложения средств, в особенности для сторонних инвесторов – это состояние инвестиционной привлекательности системы. В связи с этим необходима оценка инвестиционной привлекательности экономических систем, в нашем случае – это оценка инвестиционной привлекательности инновационного проекта предприятия контрактного производства электроники (здесь и в дальнейшем под экономической системой будет пониматься инновационный проект предприятия контрактного производства электроники). Для того чтобы адекватно и эффективно управлять инвестиционной привлекательностью экономической системы, необходимо уметь максимально точно оценивать влияние отдельных составляющих инвестиционной привлекательности и иметь корректные методики оценки инвестиционной привлекательности проекта. Поскольку входные параметры инвестиционного проекта варьируются для различных проектов в довольно широких пределах, то методы и методики оценки и управления инвестиционной привлекательностью инвестиционного проекта должны быть максимально универсальными. 

     Основные  задачи, требующие решения при  оценке инвестиционной привлекательности:

     – определение социально-экономического развития системы с позиций инвестиционной проблематики;

     – определение влияния инвестиционной привлекательности на приток капиталообразующих инвестиций и социально-экономическое развитие экономической системы;

     – разработка мероприятий по регулированию  инвестиционной привлекательности.

     Дополнительные  задачи:

     – выяснение причин, влияющих на инвестиционную привлекательность;

     – мониторинг инвестиционной привлекательности.

     Инвестиционную  привлекательность можно оценить  на основе системы показателей, так  как отрасли и предприятия - многоцелевые, относительно обособленные социально-экономические системы.

     Анализ  существующих подходов к оценке инвестиционной привлекательности экономических систем показал отсутствие единого методологического подхода к выбору показателей оценки инвестиционной привлекательности.

Информация о работе Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику