Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:57, дипломная работа

Описание

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие и роль иностранных инвестиций в экономике………...6
1.1.Сущность, роль и участники инвестиций………………………………...6
1.2. Основные виды иностранных инвестиций в экономику России……...18
ГЛАВА 2. Особенности инвестирования в российскую экономику………24
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций
в российскую экономику…………………………………………………24
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных
инвестиций в экономике России…………………………………………27
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций…………………....34
2.4.Инвистицирнный климат и влияние иностранных
инвестиций на национальную безопасность России……………………40
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы привлечения прямых
иностранных инвестиций в экономику России……………………50
3.1.Условия для иностранных инвестиций…………………………………..50
3.2. Перспективы привлечения ПИИ в экономику России.
Пути повышения и определение инвестиционной
привлекательности российских предприятий……………………………..56
3.3. Проблемы и перспективы обеспечения притока
иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………..67
Заключение…………………………………………………………………….74

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 545.00 Кб (Скачать документ)

       Наряду  с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 ст.3 "Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами". Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительного урегулирования иностранных инвестиций.

       Также на регулирование иностранной инвестиционной деятельности оказывает влияние вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность - налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий.

       Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных  актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций.

       В связи с этим, в совокупности все  законодательство Российской Федерации и ее субъектов направлено на осуществление комплекса гарантий при реально работающем механизме их реализации. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с последними политическими событиями в Российской Федерации.

       Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Это наряду с некоммерческими рисками, введением жестких валютных ограничений страной-реципиентом инвестиций может быть приравнено к так называемым ползучим видам принудительного изъятия иностранной собственности. Огромное значение в определении государственных гарантий иностранным инвесторам играют международные договора. Широкое распространение получила Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985г).

       Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Согласно п.1 ст.5 "иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации".

       В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:

-Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

-Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;

-Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу

-Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

-Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;

-Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;

-Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

-Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

-Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

-Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;

-Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

       Несмотря  на все мероприятия направленные на привлечение иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных актов, "уточняющих" положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений выступают недостатки российской деловой инфраструктуры, т.е. сети услуг которая позволяет функционировать рыночной экономике.

2.4.Инвистицирнный климат и влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России.

     Процессы  государственного реформирования, обеспечивающие укрепление федерального влияния и защиту государственных интересов в различных областях политической и экономической жизни, обострили внимание к проблемам, давно требующим принятия неотложных мер. Одной из таких проблем является ситуация с противоречивым влиянием иностранных инвестиций, несущих в себе ряд угроз национальной безопасности России.

     Иностранные инвестиции воздействуют на экономику страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, отвечающим национальным интересам страны-получателя или же противоречащим им.

     Кроме того, иностранные инвестиции, прямо  или косвенно управляются из-за рубежа. Это управление включает, как минимум, экономический и правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления, в настоящий период мы наблюдаем все более тщательно выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые развитыми государствами и международными организациями.

     Главными  инвесторами на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие  западные страны - США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73 % общего объема прямых иностранных инвестиций. Поэтому именно эти страны, наряду с международными финансовыми институтами, где они опять-таки имеют преобладающее влияние, а также транснациональными корпорациями, формируют приоритеты развития мирового инвестиционного пространства и основные потоки инвестиций.

     Инвестиции  закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и торговую структуру как мировой экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое хозяйство.

     Реализуемые западными государствами внешнеэкономические  инвестиционные стратегии, по сути дела формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает основы, а со временем начинает управлять складывающейся системой экономических приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и роль в нем отдельных государств.

     Таким образом, инвестиционное воздействие  стало все более эффективным инструментом реализации экономических и геополитических интересов развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают такое же воздействие на экономику стран, как конкретные военные или иные операции. Только теперь борьба идёт не за контроль над территориями, а за контроль над транснациональными потоками - финансовыми, информационными, интеллектуальными.

     Особенно  большое значение инвестиционные стратегии  имеют в отношении к странам, активно осуществляющим экономические реформы и в первую очередь приватизацию, что происходит при остром инвестиционном недостатке и тяжелом финансовом положении местных предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только установить достаточно жесткий контроль над складывающимися инвестиционными рынками для "снятия сливок с инвестиционных операций", но и формировать направления инвестиционного развития важнейших предприятий и отраслей национальных экономик.

     Существует  следующая схема воздействия  капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление инвестиций - это интересующее предприятие (группа предприятий), которое необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления через инвестиционные вложения прямого контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия - смежники или предприятия инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего предприятия. В этом случае достигается косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие при внешней самостоятельности вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.

     Рациональная  инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится за рубеж или снова инвестируется внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.

     За  прошедшие с начала реформ годы достичь  приемлемого баланса между интересами российской экономики и иностранными инвесторами так и не удалось. Спекулятивные интересы для большинства иностранных инвесторов пока остаются доминирующими. Деньги вкладываются только ради получения прибыли, причем, в связи с повышенным риском, эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается по своим законам, во многом независимо от других стран.

     В развитых зарубежных странах сейчас идет интенсивное развитие нового витка научно-технической революции, основанного на новых информационных технологиях. На первый план экономического развития выходит соответствующий ряд отраслей и производств, а также научных исследований.

     В то же время ряд отраслей, ранее  считавшихся наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется значительная часть иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку.

     При этом никто не собирается инвестировать  во внедрение в России действительно прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных российских конкурентов.

     Интересно, что отдельный, в особенности  небольшой, иностранный инвестор иногда еще способен инвестировать средства на цели создания в России конкурентоспособного с западным производства. Деятельность же крупных зарубежных коммерческих корпораций как национальных, так и транснациональных, такова, что их политика в целом по отношению к России реализована и реализуется только в русле общей западной линии на удерживание России в ее отстающем экономическом положении, в особенности как сырьевого придатка Запада.

     Понимая важность высокотехнологичных производств  и наукоемких технологий, развитие этих отраслей в России искусственно ограничивается целевой направленностью экономической (кредитной) помощи Запада и системой приоритетов в деятельности российского правительства. России навязываются приоритеты развития добывающих отраслей (в первую очередь топливно-энергетического комплекса), а также обрабатывающих, но опять-таки низкотехнологичного, сырьевого направления, часто экологически вредного. При этом сырьевая продукция продается на Запад по низким ценам, а западное оборудование и технологии поставляются в Россию по высоким ценам.

     Эти процессы обусловливают сочетание  совместного и сепаратного контроля Запада по отношению к российской экономике. Сепаратный контроль реализуется в виде отстаивания фирменных (корпоративных) интересов конкретных конкурирующих между собой корпораций. Совместный контроль реализуется в виде общего противостояния и сдерживания развития отраслей российского производства и, в особенности, в области производства конкурентоспособной западной или важной для национальных интересов научной и промышленной продукции.

     За  счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура экономики, навязываются неблагоприятные приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно выводит российские предприятия за пределы зоны нормальной управляемости со стороны федеральных и региональных органов управления.

     Все эти тенденции и факторы создают  серьезную угрозу национальным интересам России и инвестиционной безопасности как подсистеме национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Информация о работе Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику