Привлечение иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание

Я решила написать курсовую работу на тему “Инвестиции и сбережения в национальной экономике, их динамика в РБ", так как считаю, что инвестиции играют важнейшую роль как на макро -, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.

Содержание

Введение ................................................................................. 3

Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА

1.1. Инвестиции как экономическая категория,
их классификация и структура...................................………........... 5
1.2 Факторы определяющие инвестиции……………….………..11
1.2 Сбережение – источник инвестиций............…………........... 14

Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ

2. 1. Инвестиции в экономике Республики Беларусь..............................................................……………............. 16
2. 2. Иностранные инвестиции в РБ........................................................................…………….............. 20
2. 3. Динамика инвестиций в РБ …… .................……………......... 22

Заключение . .........................................…............................ 27

Список литературы ……………...….......…....................... 29

Работа состоит из  1 файл

ПЛАН.docx

— 50.95 Кб (Скачать документ)

ПЛАН: 
 
Введение ................................................................................. 3 
 
Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, 
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА 
 
1.1. Инвестиции как экономическая категория, 
их классификация и структура...................................………........... 5 
1.2 Факторы определяющие инвестиции……………….………..11 
1.2 Сбережение – источник инвестиций............…………........... 14 
 
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ 
 
2. 1. Инвестиции в экономике Республики Беларусь..............................................................……………............. 16 
2. 2. Иностранные инвестиции в РБ........................................................................…………….............. 20 
2. 3. Динамика инвестиций в РБ …… .................……………......... 22 
 
Заключение . .........................................…............................ 27 
 
Список литературы ……………...….......…....................... 29 
 
ВВЕДЕНИЕ. 
 
Я решила написать курсовую работу на тему “Инвестиции и сбережения в национальной экономике, их динамика в РБ", так как считаю, что инвестиции играют важнейшую роль как на макро -, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из – за границы. 
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. 
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества. 
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, дороги, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. 
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь, является основой для развития инвестиционной деятельности. 
Таким образом, экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство -------не обеспечило соответствующие условия для этого. 
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики. 
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно – законодательной базы. 
В последнее время инвестиционный климат в РБ изменился в лучшую сторону. Этому способствовали усилия руководства страны по совершенствованию деловой среды, реформы в экономике, обновление законодательства. 
 
 
Глава 1 
 
ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА. 
 
1. 1. Инвестиции как экономическая категория, их классификация и структура. 
 
 
Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. 
Классическое определение инвестиций приводится в книге У.Шарпа "INVESTMENTS": 
"Инвестиции—отказ от определённой ценности в настоящий момент за (возможно неопределённую) ценность в будущем"[1, с 979]. 
В действующем в настоящее время законодательстве Республики Беларусь даётся следующее определение: “Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие имущественные и интеллектуальные, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. 
Инвестирование – деятельность, связанная с осуществлением вложений иностранных инвестиций в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). 
Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта[2, с. 23]. 
Инвестиции – это более широкое понятие, чем капитальные вложения. 
Инвестиции принято подразделять на портфельные и реальные. 
Портфельные (финансовые) инвестиции – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. 
Реальные инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие – инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. 
При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды – доход на ценные бумаги[2, с. 27]. 
 
Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиции необходимо их научно – обоснованная классификация как на макро-, так и на микроуровне. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики. В бытность плановой экономики и на практике наибольшее распространение получила классификация капитальных вложений по следующим признакам: 
по признаку целевого назначения будущих объектов – это их распределение по отраслям народного хозяйства – отраслевая структура, которая в свою очередь образует два подразделения – вложения в объекты производственного назначения и объекты непроизводственного назначения. 
По формам воспроизводства основных фондов – на новое строительство, на расширение и реконструкцию действующих предприятий, и на техническое перевооружение. 
По источникам финансирования – на централизованные и децентрализованные. 
По направлению использования – на производственные и непроизводственные. 
По объектам их приложения – инвестиции в имущество (материальные инвестиции) – инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов:, Финансовые инвестиции (приобретение акций, облигаций, и других ценных бумаг). Нематериальные инвестиции (инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу). 
В иностранной литературе приводится классификация портфельных инвестиций 
По признаку их влияния и контроля на фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого признака все портфельные инвестиции классифицируются на: 
- оказывающие существенное влияние (приобретение более 20%, но менее 50% акций, имеющих право голоса; 
- обеспечивающие контроль (владение инвестором более 50% акций с правом голоса); 
- не позволяющие установить контроль и не оказывающие существенного влияния (владение менее 20% акций с правом голоса); 
- не позволяющие установить контроль, но оказывающие существенное влияние (владение более 20%, но менее 50% акций с правом голоса); 
- обеспечивающие контроль (владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании. 
Данная классификация важна для формирования оптимальной структуры портфельных инвестиций на предприятии[3, с. 123]. 
Наиболее комплексная классификация инвестиций приводится в работе Н.А.Бланка, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам: по объектам вложения, характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования; формам собственности инвестиционных ресурсов, региональному признаку. 
В научной литературе приводятся и другие классификации инвестиций. Все эти классификации имеют право на жизнь как в практическом плане, так и в научном, так как они позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования. Но в современных условиях этих классификаций явно недостаточно[3, с. 135]. 
Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по видам, направлению использования и их доли в общих инвестициях. 
Различают общие и частные структуры инвестиций. 
К общим структурам инвестиций можно отнести их распределение на реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).В общем объеме инвестиций наибольшую долю составляют капиталообразующие инвестиции. Так в 1996 году, из общего объема инвестиций доля капиталообразующих составила 81%, а финансовых - лишь 19% . В некоторые частные структуры включаются следующие виды структур капитальных вложений: технологическая, воспроизводственная, отраслевая и территориальная. 
Под технологической структурой – понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости, т.е. показывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на строительно-монтажные работы (СМР), на приобретение машин , оборудования и их монтаж, на проектно-изыскательские и другие затраты. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия. 
Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности, а следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации и автоматизации труда и снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции. Анализ технологической структуры капитальных вложений имеет важное значение как в научном, так и практическом плане. 
Воспроизводственная структура - также оказывает существенное влияние на эффективность их использования. 
Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Можно определить, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствует о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: 
Во – первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей; 
Во – вторых, в значительной мере сокращаются удельные капитальные вложения; 
Динамика изменения воспроизводственной структуры реальных инвестиций в основной капитал может показать определенные сдвиги или тенденции как в позитивном, так и в негативном плане. Негативный аспект заключается в том, что повышение доли реальных инвестиций в новое строительство автоматически может привести к снижению их доли, направляемой на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производства, что может отрицательно отразиться на техническом уровне производства и на эффективности инвестиций, а следовательно, и на экономике в целом. Позитивный же аспект в этой тенденции, видится в том, что за анализируемый период ,например, довольно бурно протекал процесс создания малых предприятий и именно за счет этого повысилась доля инвестиций, направляемых на новое строительство. Создание малого бизнеса в РБ и повышение его роли в экономике являются необходимым и прогрессивным процессом. 
Важное значение для экономики республики имеет также распределение реальных инвестиций по отраслям экономики РК, так как именно от этого распределения в значительной степени зависит ее будущее. Экономическая эффективность капитальных вложений существенно зависит от отраслевой и территориальной (региональной) их структуры. 
Под отраслевой структурой – понимается их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве РК. 
От планирования отраслевой структуры капитальных вложений зависит очень многое, прежде всего сбалансированность в развитии всех отраслей, оптимальность его отраслевой структуры, ускорение научно-технического прогресса и эффективность функционирования всей экономики республики. Государство при помощи например, бюджетных средств и других рычагов может существенно влиять на тенденцию изменения отраслевой структуры инвестиций в прогрессивном направлении. 
 
Важное значение для эффективности инвестиций в экономике имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности. 
Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в общей их сумме положительно влияет на уровень их использования, а следовательно, и на экономику республики. 
Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления). 
Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение также в значительной мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных условиях важное значение для предприятий имеет как структура реальных, так и структура портфельных инвестиций. Под структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий. 
В данный момент, когда доля государственных инвестиций резко снижается, а доля инвестиций предприятий в общей их величине увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит от эффективности их использования непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии[4, с. 163]. 
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод – анализ структуры инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается в том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что также очень важно для разработки инвестиционной политики. 
 
1.2 Факторы определяющие инвестиции. 
 
 
Рассмотрим пример. Фирма-производитель бытовой техники задумывает приобрести роботизированный комплекс окрашивающий поверхность изделий, ценой в 1 миллион долларов. Экономия от внедрения машины составляет 120 000 долларов в год: заработная плата оператора, обслуживающего комплекс, рабочих, которых заменит это автоматическое устройство, а также расходы, связанные с эксплуатацией комплекса и его амортизацией. 
Если фирме придётся брать ссуду, альтернативная стоимость будет отражать норму процента, взымаемого кредитором. Если фирма планирует потратить свои собственные средства, альтернативная стоимость определяется доходом, который это предприятие могло бы получить, используя её на другие, возможно более прибыльные, цели. Например, если бы фирма купила облигации правительства, то альтернативная стоимость вложения капитала в приобретение нового комплекса, была бы равна рыночной норме процента прибыли на этиценные бумаги. Таким образом, в любом случае независимо от характера средств их альтернативная стоимость соответствует преобладающей на рынке норме процента. 
Предположим норма процента составляет 10% годовых. Фирма может получить 100 000 долларов в год, потратив свои средства на приобретение автоматизированного комплекса. Так как эта сумма меньше 120 000 долларов , которые фирма может сэкономить, то этот инвестиционный проект рентабелен. Но при норме процента 13% годовых, эта инвестиция не принисёт прибыли[5, с. 85]. 
Экономическая система представляет много возможных вариантов для осуществления инвестиций, которые различаются по степени выгодности. При прочих равных условиях уменьшение процентных ставок ведёт к повышению уровня плановых инвестиций. Существует график плановых инвестиций, который иллюстрирует эту тенденцию: 
 
 
 
График плановых инвестиций может смещаться, например, в зависимости от ожиданий относительно будущих условий на рынке, возрастание цен на определённую продукцию. В общем можно сказать, что оптимистический прогноз смещает график вправо, пессимистический – влево[5, с. 117]. 
Кроме того, инвестиции зависят от уровня налогообложения и вообще от налогового климата в стране. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиции. 
Инвестиционный процесс реагирует также на темпы инфляции. Так например, в условиях галопирующей инфляции, когда сумма издержек неопределённа, процессы реального капиталообразования становятся непривлекательными, скорее всего предпочтение будет отдано спекулятивным операциям. Вообще, инфляционная среда ставит перед семейными хозяйствами, фирмами и предприятиями трудноразрешимую задачу - определить изменение общего уровня цен, и, как следствие из этого, планирование хозяйственной деятельности становиться затруднительным. Отдача, которую обещают впоследствии принести инвестиционные проекты, оказывается в зависимости не столько от уровня производственной и маркетинговой деятельности, сколько от колебаний уровня заработной платы, процентных ставок и цен на основное сырьё и энергоресурсы. Поскольку повышается степень риска капитальных вложений, вероятно, что фирмы будут отклонять проекты с длительным сроком окупаемости, отдавая предпочтение рискованным, но которые обещают краткосрочные финансовые выгоды. Аналогичным образом ведут себя семейные хозяйства, сталкиваясь с неопределённостью относительно изменения цен в будущем, они сокращают уровень своих сбережений в пользу текущего потребления[6, с. 163]. 
 
1.3 Сбережение – источник инвестиций. 
 
Источником инвестиций являются сбережения, складывающиеся из заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, трансфертных платежей, прибыли и других поступлений, получаемых домашними хозяйствами от выполняемых ими работ. Если сравнить сумму всех доходов домохозяйств с суммой расходов на потребительские товары, то можно обнаружить, что домохозяйства в целом, как сектор, регулярно сберегают часть своих доходов. Понятие "сбережение" имеет два различных значения: первое - откладывать, а не расходовать; второе - позволять ресурсам работать. Каждый из этих двух аспектов имеет разные последствия: первый - благоприятствующие экономическому росту, а следовательно и колличественному увеличению ВНП, второй - тормозящие нормальное развитие экономики. 
Вложение денег в банк, новые страховки либо новые акции немедленно приводят к краткосрочному снижению спроса: часть средств, полученных домашними хозяйствами от фирм или правительства не возвращаются назад в обращение как часть потока потребления. Другими словами - сбережение означает, что не происходит потребления. Благодаря этому труд и ресурсы высвобождаются из производства одних потребительских товаров и становятся доступными для производства других. 
Таким образом, конструктивный аспект сбережений связан не только с финансовой стороной, которая лишь порождает откладывание расходов, сколько с отказом от требований на землю, труд или капитал в пользу их производительного использования[5, с. 57]. 
Высвобожденные ресурсы должны быть теперь востребованы и вовлечены в производство сектором бизнеса. Если они не используются, то краткосрочное снижение спроса, вызванное актом сбережения, сократит покупки потребительских товаров без всякой компенсации за счёт других товаров, а труд и другие ресурсы, высвобожденные домохозяйствами, становятся бесполезными. 
Существует система специальных экономических институтов. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространённых относятся банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды. Роль этих финансовых посредников заключается в том, чтобы аккумулировать денежные средства собственников сбережений и передавать их в форме ссуд в распоряжение заёмщиков. В свою очередь это становиться главным средством увеличения производительности общества и приводит к росту ВНП[6, с. 48]. 
Но процесс превращния сбережений в инвестиции не всегда проходит равномерно и устойчиво, что приводит к колебаниям Валового Национального Продукта. Вообще, экономический рост проявляется через координацию и взаимодействие секторов, которые влияют на степень развития системы. Таким образом: 
-сокращение спроса в любом секторе должно быть компенсировано дополнительным спросом в другом. Если координация отсутствует, тогда произойдёт падение спроса, снижение ВНП, рост безработицы и другие экономические сбои. 
-если расширяющийся сектор затратит больше, чем это позволяет величина сбережений, то будет расти давление на систему, порождающие возможность инфляции. Если активные сектора тратят меньше, чем позваляют сбережения, то давление на систему будет понижаться, создавая возможность спада. 
-увеличение инвестиций или правительственных расходов, при условии полной занятости, потребуют дополнительных ресурсов в расширяющийся сектор. Они могут быть получены за счёт налогов или добровольных сбережений 
Существенной чертой потребительских расходов в целом является их постоянная, предсказуемая природа, кроме периодов войн, депрессий и инфляции. В Соединённых Штатах в течение многих лет эта доля составляет 5%, в Японии - около 20%, в Германии - 15%. Инвестициям же, в отличие от потребления, внутренне присуще изменчивость, которая проявляется в колебаниях закупок товарных запасов и в продолжительности делового цикла. Именно это является основной причиной расхождений относительно прогнозов на будущее. 
Традиционный взгляд классической школы на процессы сбережения и инвестирования подчёркивает благотворность высокого уровня сбережений. Поэтому высокая склонность к сбережению должна способствовать процветанию экономики. Однако, современный взгляд на эту проблему, первоначально сформулированный Кейнсом, опровергает это утверждение. В странах, достигших высокого уровня экономического развития, стремление сберегать всегда будет опережать стремление инвестировать. Во-первых, с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как всё более и более снижается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений. Во-вторых, с ростом доходов в индустриально развитых странах будет увеличиваться и доля сбережений. Если экономика находится в состоянии неполной занятости, увеличение склонности к сбережению, означает уменьшение склонности к потреблению. А сокращение потребительского спроса означает невозможность для производителей товаров продать свою продукцию, что неспособствует капиталовложениям. Производство начнёт сокращаться, последуют массовые увольнения, и, следовательно, падение национального дохода. Так рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиции. Это утверждение получило наименование парадокса бережливости[6, с.49]. 
Подводя итог можно сказать, что источником инвестиций являются сбережения широких слоёв населения, но эти лица не осуществляют капиталообразования, или инвестирования связанного с реальным приростом капитальных благ общества. Конечно, источником инвестиций могут являться и накопления функционирующих в обществе предприятий. В таком случае "сберегатель" и "инвестор" совпадают. Однако, роль сбрежений лиц наёмного труда не являющихся одновременно предпренимателями, весьма значительна, и несовпадение процессов сбережения и инвестирования может приводить экономику в состояние, отклоняющееся от равновесия. 
 

 
Глава 2 
 
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь. 
 
2.1 Инвестиции в экономике Республики Беларусь. 
 
При осуществлении инвестиций в Республику Беларусь, зарубежные, и даже национальные инвесторы сталкиваются как с экономическими, так и законода¬тельными проблемами. Противоречивая экономическая ситуация в респуб¬лике, слабая активность субъектов хозяйствования, отсутствие либо малая эффективность финансовых механизмов, неразвитость экономических рынков значительно снижают интерес к инвестициям и, как следствие, сдерживают темпы развития экономики страны. 
Техническое перевооружение отечественных производителей, освоение ими новых технологических процессов и выпуска новых видов продукции с необходимостью требует импорта для собственного производства основных средств, зарубежных "ноу-хау", сырья, материалов, комплектующих. В усло-виях, когда наиболее эффективными и совершенными являются оборудование и технологии, приобретаемые в странах дальнего зарубежья, расчет с которыми практически возможен только в СКВ, весьма обостряется проблема наличия у белорусских производителей валютных средств. Следует также отметить, что реализуемая ныне программа импортозамещения предполагает реализацию предприятиями своей продукции главным образом на внутреннем рынке, что еще более ограничивает возможность получения валютной выручки. В этой ситуации при отсутствии возможности приобретения валюты на условиях, определяемых действующим законодательством, весьма про¬блематичной оказывается возможность приобретения импортных технологий, как за счет собственных средств производителей, так и за счет банковских кредитов и банковского лизинга, поскольку возврат валютных ресурсов банков гарантирован только лишь на бумаге[7, с. 34]. 
 
Правительством РБ принят закон о государственной поддержке прямых инвестиций, который основывается на Конституции РБ и состоит из норм и нормативно – правовых актов. 
Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики, перечень которых утверждается Президентом РБ. 
В процессе достижения цели РБ решает следующие задачи: 
1. Внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау. 
2. Насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами. 
3. Государственная поддержка и стимулирование отечественных товаропроизводителей. 
4. Развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств. 
5. Рациональное и комплексное использование сырьевой базы РБ. 
6. Внедрение современных методов менеджмента и маркетинга. 
7. Создание новых рабочих мест. 
8. Внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение уровня их квалификации. 
9. Обеспечение интенсификации производства. 
10. Улучшение окружающей природной среды. 
 
Государственное регулирование инвестиционной деятельности с производственных позиций осуществляется в форме капитальных вложений и ведется органами государственной власти РБ, это конкретно – затраты на строительно – монтажные работы при возведении зданий и сооружений; приобретение, монтажи наладку машин и оборудования; проектно – изыскательские работы; содержание дирекции строящегося предприятия; подготовку и переподготовку кадров; затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и др. 
В статистическом учете и экономическом анализе реальные инвестиции называют еще и капиталообразующими. Капиталообразующие инвестиции включают следующие элементы: 
• инвестиции в основной капитал; 
• затраты на капитальный ремонт; 
• инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования; 
• инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты научно – исследовательские и опытно – конструкторские разработки и т. д.); 
• инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств. 
 
Основное место в структуре капиталообразующих инвестиции занимают инвестиции в основной капитал, в объем которых включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно – бытовое строительство[8, с. 67]. 
 
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Инвестиции на макроуровне являются основой: 
• для осуществления политики расширенного воспроизводства; 
• для ускорения НТП, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции; 
• для структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства; 
• для создания необходимой сырьевой базы промышленности; 
• для гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальных проблем; 
• для смягчения или решения проблемы безработицы; 
• для охраны природной среды; 
• для конверсии военно-промышленного комплекса; 
• для обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем[8, с. 69]. 
 
Для экономики РБ, которая уже длительное время находится в состоянии экономического кризиса, инвестиции необходимы, прежде всего, для ее стабилизации, оживления и подъема. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т. д. 
В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, в свою очередь, закладывают основу завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния. Мы постоянно находимся “на распутье” – между потреблением сегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного сегодня мы сбережем и инвестируем, тем больше будет у нас возможности потреблять завтра. Напротив, чем больше сегодняшних ресурсов мы используем на потребление, тем меньше у нас будет шансов на более высокий уровень потребности завтра. 
Инвестиции играют исключительно важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей: 
• расширения и развития производства; 
• недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов; 
• повышения технического уровня производства; 
• повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия; 
• осуществления природоохранных мероприятий; 
• приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий. 
 
В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли[8, с. 71]. 
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль, как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем. 
Но из – за общей экономической нестабильности, высоких темпов инфляции, больших процентных ставок по кредитам, превышающих уровень доходности предприятий, за последние годы объемы капитальных вложений и капитального строительства резко сократились, что не стабилизировало, а, наоборот, усугубило экономическое положение республики. 
Состояние инвестиционной деятельности в республике характеризует динамика следующих показателей: 
• общего объема инвестиций; 
• доли инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП); 
• доли реальных инвестиций в общем объеме инвестиций; 
• общей величины реальных инвестиций; 
• доли реальных инвестиций, направляемых в основной капитал и др. 
Косвенно, но достаточно объективно состояние инвестиционной деятельности характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей: 
1) национального дохода; 
2) ВВП и ВНП; 
3) объема промышленного производства; 
4) выпуска отдельных важнейших видов промышленной продукции; 
5) объема сельскохозяйственного производства; 
6) производительности общественного труда; 
7) и других. 
Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связано с тем, что их рост не мыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования инвестиций и наоборот[8, с. 72]. 
 
2.2 Иностранные инвестиции в РБ 
 
На 1 января 2000 года в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 500 представительств зарубежных компаний-производителей, 2250 совместных предприятий (СП) и предприятий с иностранным капиталом (ИП). 
В январе 1997 года был принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.) 
Этот закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов. Закон направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику. 
Положения настоящего Закона действуют на территории Республики Беларусь применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. 
Иностранные инвестиции – это вложенные (вкладываемые) иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. 
Объектом иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут быть: любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики; здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц; акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства; научно-техническая продукция; права на интеллектуальные ценности; иное имущество и приобретенные имущественные права, включая права на пользование землей и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности. 
Иностранными инвесторами на территории Республики Беларусь могут быть иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, а также граждане Республики Беларусь, имеющие постоянное место жительства за границей. 
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах: долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг; приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав; в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь. 
Изменение формы, в которой первоначально осуществляется вложение имущества, средств в предприятие с иностранными инвестициями или в порядке реинвестирования, не приводит к изменению их статуса в качестве иностранных инвестиций. 
Под реинвестированием понимается вложение на территории Республики Беларусь иностранным инвестором принадлежащих ему доходов, полученных от деятельности в формах, определенных частью первой настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. 
Под предприятием с иностранными инвестициями понимается предприятие, в уставном фонде которого частично (совместное предприятие) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал. 
Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставной фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. 
Иностранным предприятием является юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов. 
Предприятие с иностранными инвестициями может быть образовано или путем его учреждения, или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, или приобретения такого предприятия полностью. Предприятие, частично или полностью приобретенное иностранным инвестором, подлежит реорганизации в установленном законодательством порядке и последующей регистрации в соответствии с настоящим Законом. 
Предприятия с иностранными инвестициями создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в иных формах, не противоречащих законодательным актам Республики Беларусь[8, с. 154]. 
 
2.3 Динамика инвестиций в РБ 
 
Общие положительные итоги развития национальной экономики, - рост ВВП на 5.5%, прирост промышленного производства на 8% не снимают общей оценки сложности экономической ситуации в стране. Нестабильные финансовые показатели значительной численности предприятий, особенно в сельскохозяйственном секторе, незначительная, вялая динамика инвестиционных процессов. Последнее обстоятельство особенно вызывает тревогу. Отсутствие в условиях длительной инфляции стабильной амортизационной отчислений в последующие периоды. Это неизбежно в ближайшем обозримом будущем будет сжимать чистый национальный продукт, и, следовательно, возможности общественного потребления. Если не сформировать устойчивую тенденцию в экономике к обновлению основных фондов, то рассчитывать на здоровый экономический рост, при постепенном наращивании общественного потребления или хоты бы на экономическую стабилизацию (что собственно также является условием экономического роста) не приходится. Более того, сохранение нынешних тенденций грозит в обозримом будущем техногенными катастрофами, спровоцированными массовым выбытием основных фондов. Износ производственных основных фондов промышленности на 1999 год по официальным данным составил 61%[9, с. 49]. Активная часть основных фондов белорусских предприятий изношена ещё больше, на 70-75% [10, с. 37]. 
Инвестиционные процессы играют слишком важную роль в трансформации и развитии национальной экономики. На это прямо указывает опыт стран Центральной и Восточной Европы. Обновление и рост оказываются тесно взаимосвязанными. Реструктуризация экономики постсоциалистических стран требует наращивания инвестиционных процессов. Если оценить ситуацию в Республике Беларусь в инвестиционной сфере, то она не даёт повода для оптимизма. 
С точки зрения происхождения, инвестиционные процессы могут осуществляться по трём направлениям. Первый вид инвестиций – государственные инвестиции. В рамках экономической политики, направленной на сохранение командных высот в экономике в руках государства, государственные инвестиции должны оставаться доминирующими. Около 70% стоимости основных фондов национальной экономики находится в руках государства. Очевидно, возможности государственного инвестирования ограничены. Так в январе – сентябре 2000 года за счёт госбюджета было покрыто только 22% расходов предприятий на пополнение оборотных средств и текущий ремонт оборудования[10, с. 38]. Государственный бюджет уже много лет сводится с дефицитом. Государственные сбережения имеют отрицательное значение. Ожидать радикальных положительных изменений в ближайшем будущем не приходится. Не отрицая значимости государственных инвестиций, следует прогнозировать и определённым образом ожидать уменьшение доли и соответственно роли государственных инвестиций. По-видимому, государство может взять на себя наиболее капиталоёмкие и длительные проекты, имеющие своим результатом производство общественных и псевдообщественных благ. В то же время широкое государственное участие в процессах модернизации экономики невозможно. 
Сектор производства, фирмы осуществляют инвестиционные проекты за счёт собственных и привлечённых кредитных средств. Самый надёжный источник – их собственные средства. Так в январе – сентябре 2000 года, почти половину расходов (48%) на пополнение оборотных средств и текущий ремонт оборудования взяли на себя предприятия[10, с. 38]. Высокие темпы инфляции делают возможным инвестиционные проекты в большей части обладателям валютных счетов. Но экспортный сектор экономики сам страдает от вымывания оборотных средств. В результате ухудшения общих условий хозяйствования, падения рентабельности предприятий уменьшается база для собственных накоплений предприятий. Если в январе – феврале 2000 года число убыточных предприятий составило 37.3%, то к аналогичному периоду 2001 эта цифра увеличилась до 41.8%. Рентабельность реализованной продукции, товаров и услуг составила 9,7%[11, с. 16]. 
Использование предпринимательским сектором привлечённых средств ограниченно общей ресурсной слабостью банковской системы РБ, незначительным притоком вкладов населения на банковских счетах. Собственный капитал банков за 2000 год сократился и на 1 января 2001 года составил 85,5% в сравнении с началом 2000 года. Доля активов банковской системы в целом остаётся низкой даже в сравнении с другими бывшими социалистическими странами. Если в РБ отношение активов банков к ВВП составляет 43%, то в Польше 63%, Чехии 68%, в Германии 151%(на 1998 год). 
Банковская система не смогла в полной мере стать аккумулятором избыточных денежных средств. Низкое доверие к надёжности банковской системы ограничивает роль долгосрочной депозитарной основы кредитования. Не смотря на определённый прирост новых депозитов во всех видах валют в 2000 году, доля депозитов сроком более года в приросте почти не изменилась. 
И оставалась на достаточно низком уровне 4.6% в 2000 году против 4.4% в 1999 году. 
Нормализации инвестиционных процессов препятствуют высокие темпы инфляции. Параллельно росту затрат на инвестиции происходило обесценение инвестиционных средств. Так если рост индекса потребительских цен за 2000 год составил 268.6%, тоиндекс цен производителей и индекс цен на строительно-монтажные работы (формирующие цены на инвестиционные товары), соответственно на 285.7% и на 332.4% соответственно[12, с. 18]. 
В итоге приходится констатировать в 2000 году сокращение в реальном выражении на 31.7% валовых выдач кредитов коммерческим банкам на инвестиции в основной капитал в производственную и непроизводственную сферу. Их доля в объёме кредитов экономике составила 6.2%, что на 4% ниже, чем в 1999году[12, с. 13], что явилось результатом оттока средств банковской системы на текущее кредитование экономики. Одновременно следует отметить рост доли валютных кредитов на инвестиции. Доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитов на финансирование капвложений в производственную сферу составила 75.8%, кредитов в национальной валюте соответственно 24.2%. В 1999 году на долю кредитов на инвестиции в иностранной валюте приходилось только 45.4% всех инвестиционных средств[12, с. 16]. 
Сбережения, основной источник капвложений любой страны, в силу нестабильности денежной системы страны, расстройства денежного обращения не могут играть роль основного источника инвестиционных средств в экономике. Помимо того, что в условиях сжатия совокупного спроса действует парадокс бережливости, который уменьшает и без того не широкую базу сбережений, домашние хозяйства предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте, в виде наличных долларов. Увеличение объемов циркулирующей в стране иностранной наличной валюты - -это вывоз капитала, и причем преднамеренный. Подобный прирост наличных денег в иностранной валюте происходил преимущественно за счет сектора домашних хозяйств. Сбережения либо в своей основной массе тезаврируются в иностранной валюте, либо опять же в этой валюте включаются в процесс оборота финансовых операций. До тех пор пока наши активы будут пополнять пассивы американской резервной системы, до тех пор экономики переходного периода будут играть роль доноров американской экономики. Кризисная экономика, принимая к платежам американские доллары, предоставляет кредит американской резервной системе. Министерство финансов и резервная система могут без боязни реализовать дополнительные программы, сопровождающие такими же эмиссиями. Американские деньги получают обеспечение белорусскими, российскими товарами, обязательствами или прочими активами. С деньгами, которые хранятся в качестве средства сбережения домашних хозяйств, и вовсе происходят удивительные вещи. Они выходят из оборота, превращаясь в сокровище, и освобождают место новой эмиссии без потери стоимости доллара. Такую функцию американские бумажные деньги не выполняют даже у себя дома. Подобная история может сниться только золоту в настольгических снах. Быть может, вывоз американских дензнаков или размещение безналичных счетов в американских банках самое безобидное последствие господства американской валюты в нашей экономике. Национальная экономика, испытывающая острый недостаток инвестиционных средств, в то же время является источником нелегального вывоза капитала. По некоторым оценкам, которые трудно поддаются количественной проверке, нелегальный вывоз капитала из республики составляет примерно 2 млрд. долларов в год. 
Частные сбережения могут стать источником инвестирования в случае того, если альтернативные издержки хранения домашними хозяйствами своих сбережений станут выше, чем в рублевых депозитах. Это окажется возможным в случае решения двух проблем. Снижение темпов инфляции до умеренных величин, обеспечения положительных доходов рублевых вкладов. Динамика сбережений за первый квартал 2001года - тому убедительное подтверждение. За первый квартал вклады населения в национальной валюте выросли на 66.6%, а в иностранной валюте уменьшились на 0.9%, так что общее увеличение депозитов дало прирост 25%. Такой результат напрямую связывается с относительной стабилизацией обменного курса национальной валюты и политики реальных положительных процентных ставок по вкладам[13, с. 9]. 
Понятно, что решение обозначенных проблем в то же время в определенной мере будет противоречить расширению инвестиционного процесса. Снижение темпов инфляции, предполагает проведение сдерживающей налогово-бюджетной политики, а также политики дорогих денег. Реализация этих мер может увеличить налоговое бремя, уменьшить государственные расходы и неизбежно приведет к росту ссудной процентной ставки. Как известно, функция инвестиций является обратной от ставки банковского процента. Таким образом, общие условия хозяйствования опять ухудшаются. Расширение инвестиций становится возможным при условии повышения эффективности работы предпринимательского сектора. Создать стимулы к такому совершенствованию может только расширение конкуренции производителей товаров и услуг. Сформировать конкурентные условия в короткие сроки можно только путем расширения среднего и малого бизнеса. 
На фоне проблематичности использования внутренних источников капвложений привлечение иностранных инвестиций, выступает спасительным, желательным фактором позволяющим решить многие проблемы. Однако, следует отметить в отношении экономики республики неспособность привлечь прямые иностранные инвестиции. Чистые прямые иностранные инвестиции в 1998 году в РБ составили 144 млн. долл. Из бывших соцстран только пять оказалось позади РБ: Литва - 19, Киргизстан - 102, Туркменистан - 80, Молдова – 85, Узбекистан – 85. В первой половине 2000 года прямые иностранные инвестиции в РБ, вклады в совместные предприятия, иностранные предприятия, покупка акций за валюту сократилась на 72.9% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года и составили 47.2 млн. долларов. В общем объеме прямых инвестиций свыше 13 млн. составляют вклады совместных и иностранных предприятий, что на51% меньше по сравнению с 1999 годом[15, с. 131]. 
Таким образом, в национальной экономике проблема привлечения иностранных инвестиций стоит так же остро, как и проблема мобилизации внутренних источников накопления на инвестиционные цели. 
Объем инвестиций в основной капитал и строительство в Беларуси в первом квартале текущего года увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 624,7 млрд.бел.руб., сообщили в Министерстве статистики и анализа. 
Прогнозом социально-экономического развития страны на 2002 год предусмотрен прирост объема инвестиций в размере 6-7%, в том числе за первый квартал - 3%. 
По данным Минстата, на объектах непроизводственного назначения в январе-марте использовано 257,7 млрд.бел.руб. инвестиций или 90,6% к аналогичному периоду прошлого года. В объекты производственного назначения инвестировано 367 млрд.бел.руб. (124,1%), причем их удельный вес по сравнению с первым кварталом прошлого года вырос с 50,7% до 58,7%. В общем объеме инвестиций на строительно-монтажные работы пришлось 332,3 млрд.бел.руб. (104,2%). 
В Минстате сообщили, что доля государственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал в январе-марте выросла с 59,1% до 59,6% и составила 372,5 млрд.бел.руб. Доля частных средств снизилась с 40,5% до 39,8% и составила 248,7 млрд.бел.руб., доля средств нерезидентов выросла с 0,4% до 0,6% и составила 3,5 млрд.бел.руб. 
В 2001 году объем инвестиций в основной капитал снизился на 6,1% по сравнению с 2000 годом и составил 2949,4 млрд.бел.руб. Как пояснили специалисты Минэкономики, основными причинами сокращения инвестиций было снижение на треть объема бюджетных средств и ухудшение финансово-экономического состояния промышленных предприятий [17]. 
 
Заключение. 
 
Что нужно для того, чтобы РБ реализовала все возможные варианты улучшения инвестиционного климата ? 
Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой фирмы, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг. 
Но даже при выполнении всех этих условий требуется определенное время, чтобы проявился профессионализм управляющих компаний, их умение ориентироваться на финансовом рынке. Чтобы успели поступить доходы от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов. Чтобы и в Беларуси проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда. Чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками. Но, как известно, дорогу осилит идущий. 
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь за интересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности. 
Поэтому перед нашей страной стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение. 
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений. 
 
Список литературы 
 
1. William F. Sharpe. Investments.-М.: ИНФРА-М, 1999(перевод с англ.), с. 289 
2. Бизнес. Коммерция. Рынок. Словарь-справочник..-М., 1999, с. 560 
3. Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.-Л. 1991, с. 362 
4. Долан Э. Дж. Макроэкономика.- СПб., 1994, с. 532 
5. Хейлбронер Р. Туроу Л. Экономика для всех.- Новосибирск., 2000, с. 456 
6. Фондовый портфель: Книга эмитента, инвестора, акционера. Книга биржевика. Книга финансового брокера.-М., 1997, с. 297 
7. Веремеенко С. Новая стратегия привлечения иностранных инвестиций в Россию// Год планеты: Экономика. Политика. Трибуна предпринимателей. Банки. Культура. Вып. 1998г..М., 1999, с. 324 
8. Инвестиционная политика Беларуси. Под ред Г. М. Лыча.- Институт экономики Академии наук Беларуси.- Мн., 1996, с. 160 
 
9. ПромышленностьРеспублики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000 
10. Проблемы и приоритеты./Дело. Восток + Запад. Вестник внешнеэкономических связей РБ. №1, 2001 
11. Четыре из каждых десяти убыточны. Константин Скуратович./Белорусский рынок. №18, 2001 
12. Галина Мойсейчик. Анализ кредитно-инвестиционной деятельности банков в 2000 г./Вестник Ассоциации белорусских банков.№7, 2001 
13. Анатолий Тарахович. Сбережения в рублях самые выгодные./Белорусский рынок. №15, 2001 
14. Разумейко Ольга. Частный клиент или мелкая сошка?/Известия. 29 марта 2001 
15. Статистические материалы./Белорусский экономический журнал. №4, 2000 
16. Дайкер Д. Уроки реформ в Центральной и Восточной Европе и их влияние на экономическую науку./Белорусский экономический журнал. №4, 1999 
17. WWW.All.by 
 
Read more:http://dfk-dfr.com/load/34-1-0-1383#ixzz2BwpjxkX3


Информация о работе Привлечение иностранных инвестиций