Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:57, дипломная работа

Описание

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие и роль иностранных инвестиций в экономике………...6
1.1.Сущность, роль и участники инвестиций………………………………...6
1.2. Основные виды иностранных инвестиций в экономику России……...18
ГЛАВА 2. Особенности инвестирования в российскую экономику………24
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций
в российскую экономику…………………………………………………24
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных
инвестиций в экономике России…………………………………………27
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций…………………....34
2.4.Инвистицирнный климат и влияние иностранных
инвестиций на национальную безопасность России……………………40
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы привлечения прямых
иностранных инвестиций в экономику России……………………50
3.1.Условия для иностранных инвестиций…………………………………..50
3.2. Перспективы привлечения ПИИ в экономику России.
Пути повышения и определение инвестиционной
привлекательности российских предприятий……………………………..56
3.3. Проблемы и перспективы обеспечения притока
иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………..67
Заключение…………………………………………………………………….74

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 545.00 Кб (Скачать документ)

     Рисковая  составляющая необходима для оценки уровня совокупного риска, присущего данной экономической системе. Данный показатель интегральный и учитывает влияние различных факторов; рассчитывается по формуле многомерной средней:

где к2 - рисковая составляющая инвестиционной привлекательности экономической системы;

n - число  показателей;

Рi - характеристика показателя;

ji  - вес показателя.

     Рисковая  составляющая позволяет определить, какая часть доходов будет потеряна в результате их проявления. Поэтому показатель инвестиционной привлекательности экономической системы любого уровня может быть представлен в виде следующего произведения:

К = к1 х (1 - к2),    (1.3)

где К - показатель инвестиционной привлекательности экономической системы, в долях единицы;

к1 - экономическая  составляющая инвестиционной привлекательности, в долях единицы;

к2 - рисковая составляющая инвестиционной привлекательности, в долях единицы.

     Показатель  инвестиционной привлекательности отражает экономическую эффективность инвестиций, поэтому необходимо учесть, что по международным стандартам в зависимости от показателя рентабельности экономические системы можно разделять на пять групп:

А - характеризуется  очень высокой рентабельностью, превышающей нормативное значение в четыре и более раз;

В - характеризуется  рентабельностью выше среднего, превышает  норматив в два и более раз;

С - характеризуется  нормативным уровнем рентабельности 10-12%;

D - характеризуется  рентабельностью, которая ниже норматива в два раза;

Е - характеризуется  очень низким уровнем рентабельности, ниже норматива более чем в  два раза.

     Такое деление позволит для удобства группировать экономические системы по показателю инвестиционной привлекательности.

     Предлагаемая  методология оценки и разработанная  на ее основе модель оценки позволяют  увязывать полученные значения показателя инвестиционной привлекательности с финансовыми расчетами инвесторов и органов управления экономическими системами, поскольку этот показатель характеризует доходность вложенных средств с учетом вероятных потерь;

     Это дает возможность установить различия в развитии экономических систем, выделить факторы, определяющие их, и  разработать механизм воздействия на эти факторы, способствующий достижению желаемого уровня развития экономической системы при минимальных затратах. Отметим также возможность адаптации предлагаемой методики к любому предприятию, и возможность учитывать особенности развития отдельных предприятий с учетом отраслевых и региональных аспектов и значительно повысить качество управления инвестиционным процессом.

     В регионе с низким уровнем инвестиционной привлекательности может развиваться отрасль, привлекающая внимание многих инвесторов; то же самое характерно и для отдельных предприятий. Предприятия с одинаковыми показателями окупаемости, прибыльности и риска могут быть как объектом интенсивных вложений, так и довольствоваться мелкими инъекциями. Такие явления можно объяснить взаимодействием и взаимным влиянием инвестиционной привлекательности разных уровней на инвестиционный проект. Чтобы оценить проявление этого влияния в виде совокупной инвестиционной привлекательности, необходимо учесть инвестиционную привлекательность региона, инвестиционную привлекательность отрасли и инвестиционную привлекательность предприятия (проекта).

     В этом случае совокупная инвестиционная привлекательность предприятия с учетом отраслевой и региональной составляющих определится как:

где Крег - показатель инвестиционной привлекательности  региона;

Котр - показатель инвестиционной привлекательности  отрасли;

Кпред - показатель инвестиционной привлекательности  предприятия.

     Основное  условие для расчета совокупной инвестиционной привлекательности - единство методологии определения показателей инвестиционной привлекательности региона, отрасли, предприятия. При этом полученный показатель будет характеризовать рентабельность вложений с учетом риска, как и его составляющие.

     Определение совокупного показателя инвестиционной привлекательности предприятий с учетом отраслевой и региональной составляющих позволит сравнивать и ранжировать их между собой, проводить факторный анализ влияния отрасли и региона на привлекательность предприятия для инвестора, а также регулировать ее уровень и, соответственно, контролировать приток капитала в инвестиционный проект контрактного производства электроники.

3.3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию

       Проблема  привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику приобрела в настоящее время особое значение. Анализ привлечения в Россию иностранного капитала показывает, что он пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, доля иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных инвестиций в экономику пока остается незначительной.

       Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и др. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

       За  последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в Российские предприятия, но были вынуждены  отказаться от этого. Причинами отказа стали, прежде всего, высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России, а также сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия.

       В России отсутствует четкая государственная  программа привлечения иностранных инвестиций, предусматривающая приоритетность развития тех или иных отраслей экономики или территорий. В целом в современных условиях в России состояние инвестиционного климата характеризуется наличием высокого инвестиционного риска. На конец 1999 г. он составил 7,28 балла по десятибалльной шкале, в том числе социально-политический риск был оценен в 7,74 балла, внутриэкономический - в 7,65 балла, внешнеэкономический - в 6,45 балла (по оценке независимого информационного агентства ЮНИВЕРС).

       Рассмотрим основные риски, которые ждут иностранных инвесторов на российском рынке. Во-первых, это политические и правовые риски. Отсутствует строго иерархическая система законодательных актов, обеспечивающих законодательную защиту инвестиций. Зарубежные инвесторы сталкиваются в России с множеством препятствий, связанных с характером российской правовой системы и особенностями реализации российского права в административной практике. Часто административными органами не соблюдаются положения законов о предоставлении льгот иностранным инвесторам. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт следует применить в каждом конкретном случае. Огромное количество нормативных актов (указов, распоряжений, инструкций), регулирующих одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. Первый важный шаг в решении данной проблемы был сделан в 1999 году, когда был принят ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В соответствии с этим законом, зарубежные инвесторы получили право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями. Правда, в перечень доходов не были включены амортизационные отчисления. Данное положение обязывает зарубежных инвесторов осуществлять простое воспроизводство прежде всего в России. Это в определенной мере удерживает иностранных инвесторов от вывоза прибыли за рубеж в долларах. Для минимизации правовых рисков в стране необходимо завершить начатую кодификацию нормативно-правовых актов, посвященных данному вопросу.

       В России на сегодняшний момент высоки валютные и инфляционные риски. Производственные риски в России тоже имеют свои особенности. В первую очередь, это  проблема неплатежей. Исследователи признают, что в России низкая квалификация менеджмента, а в связи с этим возникают управленческие риски. По криминальным рискам Россия тоже держит одно из первых мест в мире.

       Необходимым условием для привлечения иностранных  капиталов в Россию сегодня является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным.

       Крайне  острой проблемой стало регулирование  таможенного режима. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название «синдром IBM». Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры. С каждым месяцем число таких примеров увеличивается .

       Что касается потенциальных возможностей привлечения иностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущих  экономистов, они достаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокой ресурсной обеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и в этом плане является весьма привлекательной для иностранных инвесторов. В то же время, подобные выводы не совсем оправданы в отношении ресурсов рабочей силы. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, в настоящее время на первый план выходят не столько обилие и дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры. Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (Интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда - очень низко.

       По  моему мнению, хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.

       Существуют  определенные причины того, что проводимая сегодня политика привлечения иностранных инвестиций неэффективна. Во-первых, в России сохраняется высоким уровень неформальных барьеров для инвестиций. Устранение этих причин для иностранных инвесторов в России могло бы существенно повлиять на расширение деловой активности прежде всего тех инвесторов, которые уже присутствуют на российском рынке.

       Во-вторых, как отмечают ведущие экономисты современности, в политике привлечения иностранного капитала важно не только стремление к увеличению объема использования вложений, но и выбор приоритетного направления инвестирования. Если проанализировать отраслевую структуру поступающих иностранных инвестиций на российском рынке, можно сделать вывод, что она в основном формировалась стихийно, так как полностью отсутствовал контроль над направлением инвестиций в приоритетные отрасли производства. Сферы приложения своего капитала зарубежные инвесторы выбирали сами. Я думаю, что решение этой проблемы на сегодняшний день очень важно.

       Я согласен с кандидатом экономических наук Л.Г. Паштовой, которая выделяет в отраслевой структуре три уровня с точки зрения целесообразности привлечения иностранных ресурсов:

       отрасли, приток иностранного капитала в которые  приветствуется и поощряется. Сюда относятся отрасли, которые способны заменить на внутреннем рынке импортную продукцию, а именно, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных и декоративных работ и другие;

       отрасли, где иностранный капитал подвергается ограничениям, например, его доля не должна быть более 49% акционерного или уставного капитала. Сюда Л.Г. Паштова относит автомобилестроение, здравоохранение, социальное обеспечение, железнодорожный транспорт, кинопромышленность, издательскую деятельность, металлургию;

       отрасли, куда иностранный частный капитал  не следует допускать. Сюда относятся  отрасли, находящиеся исключительно  в государственном секторе, функционирование которых напрямую связано с безопасностью  государства. Примером могут служить оборонная промышленность, производство наркотических и ядовитых веществ, средства массовой информации и телекоммуникаций и другие.

Информация о работе Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику