Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:57, дипломная работа

Описание

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятие и роль иностранных инвестиций в экономике………...6
1.1.Сущность, роль и участники инвестиций………………………………...6
1.2. Основные виды иностранных инвестиций в экономику России……...18
ГЛАВА 2. Особенности инвестирования в российскую экономику………24
2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций
в российскую экономику…………………………………………………24
2.2. Инвестиционный климат и динамика иностранных
инвестиций в экономике России…………………………………………27
2.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций…………………....34
2.4.Инвистицирнный климат и влияние иностранных
инвестиций на национальную безопасность России……………………40
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы привлечения прямых
иностранных инвестиций в экономику России……………………50
3.1.Условия для иностранных инвестиций…………………………………..50
3.2. Перспективы привлечения ПИИ в экономику России.
Пути повышения и определение инвестиционной
привлекательности российских предприятий……………………………..56
3.3. Проблемы и перспективы обеспечения притока
иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………..67
Заключение…………………………………………………………………….74

Список литературы…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 545.00 Кб (Скачать документ)

       В последнее время основной формой участия иностранного капитала в  виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Для улучшения инвестиционного климата здесь необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

       Следует активнее стремиться к привлечению  иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

       Важным  фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

       Наряду  с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

       В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства.

       По  инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, (КСИИ) в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

       Для развития экономики России и продвижения  частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

       Представляет  интерес, как сами иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в России. Действующих в нашей стране иностранных инвесторов просили оценить различные экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России. Результаты опроса проведенного КСИИ в 2010 г. представлены в диаграмме.

     Итак, что же препятствует иностранным  инвестициям в российскую экономику? В результате опроса, проведенного среди германских компаний, вкладывающих капиталы в развивающиеся страны, составлен список препятствий по значимости, как это представляется германским инвесторам:

     –  трудности во взаимоотношениях с правительственными органами;

     –  регулирование совместной собственности в стране инвестирования;

     –  регулирование условий финансирования;

     –  регулирование перевода прибылей за границу;

     –  ограничения, относящиеся к закупке сырьевых материалов и полуфабрикатов (импортные ограничения, требования к определению страны происхождения и т.д.);

     –  прочие препятствия (коррупция, опасность шантажа, проблемы с партнером);

     –  отсутствие юридической безопасности;

     –  нормативные акты, регулирующие рынок рабочей силы (в отношении найма и увольнения рабочих, требования относительно социального обеспечения, забастовок, обучения персонала и пр.);

     –  налогообложение;

     –  политика в области оплаты труда (минимальная зарплата, повышение зарплаты, выплаты из общественных фондов потребления и пр.);

     –  опасность национализации;

     –  интервенционистская ценовая политика (установление минимальных и максимальных цен и пр.).

       Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности. Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.

       Наиболее  привлекательна для иностранных  инвесторов являются так сказать природная промышленность. Отрасли связанные с природными ресурсами (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль). 

       Иностранный капитал используется нефтяными  компаниями, в основном, для "импорта" современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов.

       Российская  сырьевая металлургия тоже сохраняет  свою привлекательность в качестве стабильного источника доходов для долгосрочных инвестиций. Перспективность отрасли обеспечивается устойчивым спросом на металлы со стороны КНР, государств Азии, Южной Америки и стран с развивающейся экономикой. Усилился интерес инвесторов КНР и Кореи к участию в геологическом изучении и разработке полезных ископаемых на российской территории. Продолжается повышение экспорта черной металлургии и вместе с ним потребительского спроса, обусловленного ростом металлопотребляющих секторов и отраслей экономики - машиностроительного, строительного и оборонно-промышленного комплексов, что способствует увеличению объемов металлургического производства. Меры по улучшению финансирования и управления ГРР (геологоразведочные работы) в среднесрочной перспективе оказывают позитивное влияние на возобновление минерально-сырьевой базы. В случае практического и устойчивого подтверждения государством новой политики недропользования, закрепленной в законодательстве, не исключается расширение участия иностранных компаний в геологическом изучении и разработке полезных ископаемых на территории РФ на основе двусторонних соглашений. Таким образом, привлекательность металлургического бизнеса в целом, и особенно сырьевого сектора, в ближайшие годы останется высокой.

      2.3. Правовое регулирование  иностранных инвестиций

       В настоящее время на регулирование  института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское законодательство, налоговое законодательство.

       В Российской Федерации действует  Федеральный закон от 9 июля 1999 года "Об иностранных инвестициях в  Российской Федерации" №160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

       Закон направлен на привлечение и эффективное  использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. Обеспечивает стабильность условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдает соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, а также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

       В данном законе Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества:

       - определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

       - определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;

       - утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, указанный в статье 2 Федерального закона ;

       - разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

       - привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;

       - осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

       - осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

       - осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций;

       - определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

       Федеральным законом от 25.02. 1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

       Федеральный закон от 05.03. 1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации.

       Помимо  специально ориентированных законов  на регламентацию правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики.

Информация о работе Практика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику