Устройство и планировка помещений магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе оценки устройства и планировки помещений магазина внести предложения по их совершенствованию.
Задачи:
- изучить общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов;
- проанализировать торгово-хозяйственную деятельность магазина «Сити-Гурме», дать оценку устройству и планировке его помещений;
- составить схему технологической планировки магазина с учетом предложенных изменений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Общие требования к устройству, планировке и оборудованию
магазинов………………………………………………………….……………………5
1.1 Классификация торговых зданий…………………………………………………..5
1.2 Требования, предъявляемые к устройству и организации магазинов…………...6
1.3 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь……………...........13
1.4 Технологические планировки торговых залов магазинов………………………19
2. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности
супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………24
2.1 Общая характеристика и материально-техническая база
предприятия………………………………………………………………………..24
2.2 Экономическая характеристика предприятия…………………………………...24
2.3 Анализ устройства и планировки помещений магазина………………………...25
2.4 Анализ показателей эффективности выбранного варианта
технологической планировки торгового зала……………………………………26
3. Пути совершенствования устройства и планировки помещений
супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………28
4. Схема технологической планировки супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ» с учетом
предложенных изменений…………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсач ОТиПП.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«Мурманский Государственный Технический Университет» 

                    Экономический факультет 

Кафедра менеджмента, 
коммерции, маркетинга и рекламы
 

Курсовой проект 
по дисциплине 
«Организация, технология и проектирование торговых предприятий»

Тема № 13 «Устройство и планировка помещений магазина» 

                      Специальность «Коммерция  (торговое дело)»

         Студента 4 курса   

дневной формы обучения 

         группа № К-471   

                    

      Преподаватель: к.э.н., доцент 

                                                                                                                            

Дата сдачи  работы на проверку  «___»___________20___ года

Дата защиты «___»___________20___ года

Оценка «___________________» 
 

                 Мурманск, 2011

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Общие требования к устройству, планировке и оборудованию 
   магазинов………………………………………………………….……………………5

   1.1 Классификация торговых зданий…………………………………………………..5

   1.2 Требования, предъявляемые к устройству и организации магазинов…………...6

   1.3 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь……………...........13

   1.4 Технологические планировки торговых залов магазинов………………………19

2. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности 
   супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………24

   2.1 Общая характеристика и материально-техническая база 
         предприятия………………………………………………………………………..24

   2.2 Экономическая характеристика предприятия…………………………………...24

   2.3 Анализ устройства и планировки помещений магазина………………………...25

   2.4 Анализ показателей эффективности выбранного варианта 
         технологической планировки торгового зала……………………………………26

3. Пути совершенствования устройства и планировки помещений 
   супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………28

4. Схема технологической планировки супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ» с учетом 
   предложенных изменений…………………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………………...31

Список  использованных источников………………………………………………..33

 

Введение 

     Основная задача торговых предприятий – это максимальное приближение торговой сети к покупателям, обеспечение необходимого ассортимента товаров и объема товарооборота на торговом предприятии при высокой прибыльности и рентабельности.

     Достижение  этих целей невозможно без совершенствования  устройства и планирования помещений торговых предприятий, без их модернизации  и реконструкции, без соблюдения современных требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания.

     Размещение  оборудования и помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и  покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Кроме того устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

     Таким образом грамотные устройство и  планировка помещений являются важным элементом в повышении эффективности  функционирования торгового предприятия. Поэтому тема даной работы является актуальной.

     Предметом исследования данной работы являются устройство и планировка помещений магазина.

     Объекты исследования: предприятие розничной торговли

     Исследование проводилось с использованием таких методов как анализ и синтез.

     Цель исследования – на основе оценки устройства и планировки помещений магазина внести предложения по их совершенствованию. 

     Задачи:

     - изучить общие требования к  устройству, планировке и оборудованию  магазинов;

     - проанализировать торгово-хозяйственную деятельность магазина «Сити-Гурме», дать оценку устройству и планировке его помещений;

     - составить схему технологической  планировки магазина с учетом  предложенных изменений.

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ. 

     1.1 Классификация торговых зданий  

     Основными признаками, по которым классифицируют торговые здания и сооружения, являются:

     - капитальность сооружения;

     - особенности объемно-планировочного решения;

     - материал наружных стен.1

     По  капитальности все торговые здания и сооружения делятся на два вида – капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для устройства мелкорозничных торговых предприятий).

     В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с подземными этажами или без них.

     Магазины, расположенные в одноэтажных  зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой.

     По  материалу наружных стен торговые здания подразделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

     При строительстве магазинов в настоящее  время наиболее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные  конструкции с несущими наружными  стенами из местных строительных материалов.

     Все большее распространение получает и строительство павильонов, представляющих собой быстровозводимые конструкции, изготовленные из профилированных  стали или алюминия и других современных  высокотехнологичных материалов. 

     1.2 Требования, предъявляемые к устройству и организации магазинов 

     Основные  проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим  положениям:

     - не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

     - использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

     - способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных техники и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

     Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

     - обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

     - выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

     - организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

     Устройство  магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади  магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.2

     Магазин должен отвечать также и важнейшим  эргономическим требованиям: создавать  условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.

     Проекты магазинов должны соответствовать:

     - прогрессивным направлениям развития отрасли;

     - функциональным требованиям организации движения товаров в магазине от разгрузки до продажи потребителю;

     - градостроительным условиям размещения (объемно-архитектурное решение);

     - требованиям по внедрению прогрессивных конструкций и отделочных материалов;

     - экономичности проектного решения.

     При проектировании магазинов следует учитывать прогрессивные направления развития отрасли, которые оказывают влияние на планировочную структуру здания. К ним относятся: развитие системы прямых хозяйственных связей и взаимоотношений с предприятиями-изготовителями; широкое использование централизованной доставки товаров, в том числе и в таре-оборудовании; поступление товаров, максимально подготовленных к продаже, организация ритмичной доставки товаров в соответствии с потребностями магазина как по объему, так и по частоте и др. Перечисленные факторы определяют величину и структуру площадей магазина, их размещение.

     Одним из главных требований к магазинам, обеспечивающим повышение их эффективности, является создание конкурентоспособных  торговых предприятий, обладающих следующими признаками:

     - широким ассортиментом товаров;

     - наличием прогрессивных технологий при продаже товаров и обслуживании покупателей;

     - высоким уровнем рекламно-информационного обеспечения магазина;

     - высокой культурой обслуживания, обеспечивающей максимум удобств для покупателей;

     - оптимальным режимом работы;

     - широким предложением дополнительных услуг;

     - грамотной ценовой политикой;

     - минимальными издержками потребления.

     Объемно-планировочные  и конструктивные решения магазинов  должны обеспечить возможность увеличения торговых площадей за счет кладовых и других неторговых помещений в процессе реконструкции с минимальными затратами. Это возможно при использовании принципа гибкой планировки.

     Планировочная структура магазина должна определяться системой движения товаров и создавать условия для внедрения механизации технологических процессов и изменения технологии, состава помещений, их функций в процессе эксплуатации магазина, если этого потребуют обстоятельства в будущем.3

Информация о работе Устройство и планировка помещений магазина