Устройство и планировка помещений магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе оценки устройства и планировки помещений магазина внести предложения по их совершенствованию.
Задачи:
- изучить общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов;
- проанализировать торгово-хозяйственную деятельность магазина «Сити-Гурме», дать оценку устройству и планировке его помещений;
- составить схему технологической планировки магазина с учетом предложенных изменений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Общие требования к устройству, планировке и оборудованию
магазинов………………………………………………………….……………………5
1.1 Классификация торговых зданий…………………………………………………..5
1.2 Требования, предъявляемые к устройству и организации магазинов…………...6
1.3 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь……………...........13
1.4 Технологические планировки торговых залов магазинов………………………19
2. Характеристика торгово-хозяйственной деятельности
супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………24
2.1 Общая характеристика и материально-техническая база
предприятия………………………………………………………………………..24
2.2 Экономическая характеристика предприятия…………………………………...24
2.3 Анализ устройства и планировки помещений магазина………………………...25
2.4 Анализ показателей эффективности выбранного варианта
технологической планировки торгового зала……………………………………26
3. Пути совершенствования устройства и планировки помещений
супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ»……………………………………………………28
4. Схема технологической планировки супермаркета «СИТИ-ГУРМЕ» с учетом
предложенных изменений…………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсач ОТиПП.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

     Установочная  площадь определяется по размерам внешних  границ торгового оборудования или  вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

     Специалисты пришли к выводу, что показателем  эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент  установочной площади.

     Однако  эффективность использования площади  торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку  оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудования, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

     Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется  как сумма площадей всех элементов  оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

     Показателем, характеризующим степень использования  площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади.

     Этот  показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75%.

     Часть площади торгового зала отводится  под зоны для проходов покупателей. При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует  учитывать плотность покупательского  потока (таблица 1.1). 

Таблица 1.1 - Рекомендуемая ширина проходов между оборудованием в торговом зале12

Проходы между оборудованием в торговом зале Ширина, м
1. Проход  для покупателей в торговый  зал

2. Между параллельно  расположенными островными горками

3. Между островными  горками и пристенными и охлаждаемым  оборудованием

4. Между  прилавками и оборудованием за  прилавком

1.7; 1.5

1.4; 1.2

2.0; 1.5 

0.9

     В магазинах, где торговля ведется  через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих  мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.

     Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

 

     

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «СИТИ-ГУРМЕ». 

     2.1 Общая характеристика и материально-техническая база предприятия 

     Название  торгового предприятия: ООО «Сити-Гурме».

     Адрес: г. Мурманск, ул. Аскольдовцев 28

     Почтовый  индекс:183040.

     Товарный  профиль: продовольственные товары.

     Тип магазина и методы продажи товаров: супермаркет, реализующий продовольственные товары методом самообслуживания.

     Супермаркет «Сити-Гурме» отвечает всем требованием  современного магазина. За время существования  данной сети супермаркетов, магазин  имеет большое количество постоянных покупателей, которым полюбилась продукция и обслуживание магазина. Супермаркет оснащен современным необходимым оборудованием, для приемки, хранения, производства и реализации товара.

     Торговый  зал оборудован кондиционерами, это  круглогодично обеспечивает постоянный температурный режим и циркуляцию воздуха, что в свою очередь привлекает дополнительных покупателей. А так  же в магазине приятный интерьер и освещение. Все кассы оборудованы ленточным транспортером. И с недавних времен в мазине начали установку «эспресс-касс», что позволяет обслуживать покупателей с небольшим количеством покупок, и тем самым устранить накапливание большой очереди. 

     2.2 Экономическая характеристика предприятия 

     ООО «Сити-Гурме» является достаточно стабильным и развивающимся предприятием, поскольку сеть постепенно расширяется. Супермаркеты находяться во всех районах города Мурманска, а так же являются конкурентами такой компании напрмер как «Евророс».

     2.3 Анализ устройства и планировки помещений магазина 

     Супермаркет «Сити-Гурме» располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.

     Так планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям:

     - торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

     - торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем;

     - помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря расположено непосредственно у приемочной и разгрузочной рампы;

     - административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

     Основным торговым помещением супермаркета «Сити-Гурме» является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места мерчендайзеров, кассиров, продавцов-консультантов, охраны. При этом устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из которых являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

     Для разгрузки транспортных средств  в магазине оборудовано специальное  место. Помещение (зоны) для приемки  товаров по количеству и качеству примыкает к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана  с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Помещения для хранения оснащены необходимым технологическим оборудованием.

     В магазине используется линейная продольная технологическая планировка, так как она является наиболее рациональной при использовании метода самообслуживания. Расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

     Наиболее  распространенным торговым оборудованием  в супермаркете «Сити-Гурме» являются универсальные горки. Они обеспечивают рациональное использование площади торгового зала, пригодны для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивают наглядность показа и удобства отборки товаров покупателями.

     Кроме горок в торговом зале используются также стеллажи, горизонтальные морозильные витрины и холодильные шкафы.

     Расчеты с покупателями в супермаркете «Сити-Гурме» осуществляются путем приема денег непосредственно и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины.  

     2.4 Анализ показателей эффективности  выбранного варианта технологической  планировки торгового зала. 

     Площадь магазина составляет 700 м2, из которых 250 м2 - торговая площадь.

     На  основании этого можно сделать  вывод, что площадь магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена, поэтому руководству магазина необходимо изыскать резервы для расширения торгового зала и размещения там соответствующего торгового оборудования, которое позволило бы увеличить площадь выкладки.

     Необходимо разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию: планировки магазина и размещению товаров; оснащенности магазина.

 

3. Пути совершенствования устройства и планировки помещений СУПЕРМАРКЕТА «СИТИ-ГУРМЕ». 

     По  итогам проведенного изучения устройства, планировки и оборудования магазина были разработаны следующие предложения по их совершенствованию:

     - произвести перепланировку складских помещений, т.е. уменьшить площадь складских помещений, что позволить увеличить площадь торгового зала;

     - произвести более рациональное размещение оборудования.

     При этом в целом совершенствование планировки супермаркета «Сити-Гурме» и размещение товаров будет направлено на:

     - повышение коэффициентов установочной площади, коэффициента выкладки товаров;

     - повышение удельного веса торговой площади в общей площади магазина;

     - выбор оптимального режима работы предприятия и организации труда.

     Переоборудование  помещений для хранения товаров  в торговые площади позволит преобразовать  резервный запас товаров в  выставочный запас магазина, что  будет способствовать росту товарооборота  и повышению качества торгового обслуживания покупателей.

     При этом размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение  максимальных удобства для покупателей  при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических  операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей.

     Для установления взаимосвязи между  различными технологическими зонами рассматриваемого магазина важно учитывать емкость  торгового оборудования и количество разновидностей представляемых товаров. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров.

     Оптимизацию оснащенности рассматриваемого магазина следует осуществлять в следующих направлениях:

     - обеспечить соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

     - продолжать улучшать оснащение магазина оборудованием для хранения товаров с учетом используемых методов розничной продажи товаров.

     Таким образом, имеющиеся у предприятия  возможности по увеличению торговой площади, позволит получить дополнительный объём товарооборота (экономический  эффект), а также расширить ассортимент  реализуемых товаров, увеличить выкладку товаров и улучшить их показ, что приведёт к повышению качества торгового обслуживания потребителей и сокращению издержек потребления (социальный эффект).

     Необходимо  отметить, что внедрение новых  видов оборудования, размещаемого на площади торгового зала магазина предполагает в свою очередь увеличение расходов по содержанию оборудования, амортизации основных средств. Однако в условиях рыночной экономики одной из главных задач, стоящих перед розничным торговым предприятием является выявление путей и возможностей сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров, более полное удовлетворение спроса, повышение качества торгового обслуживания. А это невозможно без совершенствования материально-технической базы. Кроме того, установка дополнительных единиц торгового оборудования и выкладки на нём товаров, имеющих высокую оборачиваемость, позволит получить значительный объём товарооборота, темп роста которого может превысить темп роста затрат на содержание и амортизацию оборудования. В результате уровень издержек обращения (несмотря на рост суммы условно-постоянных затрат) снизится.

Информация о работе Устройство и планировка помещений магазина