Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Одежда»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – разработка проекта торгового предприятия, учитывающего все современные требования устройства магазина.
Задачи исследования – анализ и систематизация теоретического материала, характеристика состояния изучаемых вопросов согласно данного магазина, выполнение эксперимента согласно объекту исследования. Кроме того, поставленная в данном исследовании задача – на основе изученного теоретического материала, материалов периодической печати, составить экономически развитое и способное конкурировать на рынке розничное торговое предприятие.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3
1 Концепция архитектурно-дизайнерского решения экстерьера магазина…...…4
2 Определение состава помещений магазина, расчёт их площади …….……...…9
3 Определение числа разгрузочных мест, коэффициента освещённости……....11
4 Распределение площади торгового зала по функциональным зонам……...…15
5 Расчёт потребностей в торгово-технологическом оборудовании торгового зала…………………………………………………………………...……………..…19
6 Устройство и планировка торгового зала…………………………………....…18
7 Определение эффективности использования площади торгового зала………25
Заключение……………...…………………………………………….…………….26
Список использованных источников……………...……………….……...………27
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

одежда 360.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Таблица 4 – Расчет демонстрационной площади 

Наименование  оборудования Количество Установочная площадь, м² Количество полок Демонстрационная площадь, м²
n
m
1 Стойка-ресепшен 2 3,84 1 3,84
2 Подиум  выставочный                 с манекенами 4 12 6 72
3 Стол  выставочный, радиальный (малый) 3 3,6 1 3,6
4 Стол  выставочный, радиальный (большой) 3 5,4 1 5,4
5 Стойка - вешала (большой) 10 4,8 - 5,76
6 Стойка - вешала 

(малый)

8 2,56 - 3,07
7 Стол  выставочный 7 4,48 1 4,48
8 Стойка  – вешала спиралевидная 6 4,86 - 5,83
9 Система  "Элегант" пристенная с ДСП  и тумбами (большой) 15 27 3 81
10 Система  "Элегант" пристенная с ДСП и тумбой (малый) 5 5,25 3 15,75
11 Манекен  "Черный глянец" (женский) 11 4 5 20
12 Манекен  "Черный глянец" (мужской) 11 4 5 20
Сумма 85 81,79 26 240,73
 
 
 
 
 
 

     6 Устройство и планировка торгового зала 

     Эффективному  использованию торговых площадей способствует рациональное размещение и планировка торговых залов, что обеспечивает свободный доступ к ним покупателей, ознакомление их с товарами, оптимальное размещение торгового оборудования.

     План  магазина выполняет ряд функций. Стратегический план сочетает эффективное  использование прилавков и проходов, что позволяет привлекать потребителей в магазины и максимизировать  их готовность воспользоваться предложением магазина, иными словами – сделать покупку. План должен быть «прозрачным», что обеспечивает надежную работу магазина, направляя и помогая покупателю двигаться по площади и без труда находить нужные товары.

     Первичное назначение плана торгового зала – повысить проходимость магазина, дать возможность потребителю сполна увидеть товар розничного продавца. Кроме того, потребитель должен иметь возможность свободно добраться до любой части магазина. План позволяет размещать товары или товарные категории таким образом, чтобы потребитель мог легко отличить их друг от друга, а также с целью разделить несочетающиеся группы товара.

     Размещение  товара может стимулировать чувственное  и тактильное общение потребителя с товаром. Для продавцов одежды в планах магазина должна быть заложена пространственная гибкость, которая позволила бы проводить сезонные или более фундаментальные изменения в размещении товаров.

     Однако  предугадать поведение посетителей  магазинов практически невозможно, они не обязательно будут двигаться по магазину так, как это задумал розничный продавец. Часто не учитывается такой фактор, как периферийное зрение. Следовательно, необходимо продумывать планирование зон, которым изначально уделяется недостаточно внимание, и располагать там необходимые визуальные символы. Наиболее очевидные факторы необходимо проверять. Например, замечено, что потребители обращают мало внимания на рекламу и информацию, расположенную у входа в магазин. В то же время рекламные листовки, расположенные в магазине сразу же замечаются.

     Размер, форма и тип магазина влияют на тип возможной планировки. Необходима простота, которая будет контрастировать со сложной выкладкой товара, и разделение магазина на отделы. Важно также предоставлять доступ к товарам путем создания широких проходов, которые дают потребителям возможность рассмотреть товар, не скапливаясь в одном месте.

     Различают следующие основные варианты технологических  планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

     Линейная  планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи  товаров с помощью самообслуживания.

     При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы. Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета.

     Смешанная планировка предусматривает расстановку  оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

     При разработке схемы технологической  планировки следует учитывать тип  магазина, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т.д. Технологическая  схема должна отвечать следующим  основным требованиям:

     - создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;

     - оптимально использовать торговые  площади;

     - создавать необходимые условия  работникам магазина для рациональной  организации торгово-технологического  процесса.

     Планы магазинов зависят от товарного ассортимента и способа управления категориями товара. Возможен конфликт между использованием торговой площади, планированием продаж и прибыли, а также презентацией товара. Для максимизации возможностей торговой площади используются планограммы эффективности, которые помогают определить раскладку товаров на полках. Для выявления идеального расположения продуктов требуется провести исследование, хотя это можно сделать и по данным о продажах за прошлые сезоны или предположений, основанных на прогнозировании продаж по времени и объему.

     Анализ  данных о продажах также дает менеджерам информацию об относительном размере и значении каждого рыночного сегмента и о товарах в каждом сегменте. Общая площадь в каждой зоне будет своей, однако она должна быть пропорциональна самому сегменту. В каждом сегменте бренды должны располагаться с учетом их относительной значимости – большую площадь и более выгодное местоположение необходимо выделять под ведущие бренды. Каждый сегмент пространства должен переходить в следующие бренды, которые обладают в основном теми же характеристиками, но они расположены по краям сегмента, т.е. торговую площадь необходимо выделять таким образом, чтобы она отражала рыночную долю продукции.

     Планы и расположение товаров должны выполнять еще одну функцию – препятствовать воровству и снижать потерю товара. Четко просматривающиеся с касс и точек обслуживания ряды и сокращение числа «тупиков» на торговой площади повышают безопасность в магазине. Осмотр торговой площади можно проводить также и при помощи зеркал, скрытых камер и телевидения. К тому же при планировании магазина необходимо отвести место для барьеров безопасности на выходах.

     Схема планировки торгового зала представлена в приложении Г. 

     7 Определение эффективности использования площади торгового зала 

     Эффективность использования площади торговых залов магазинов при размещении оборудования определяется с помощью  ряда показателей:

     1. Коэффициент использования установочной  площади. Он представляет собой  соотношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.

                                          Куст = Sуст / Sтз,                                                       (6)

     где Куст – коэффициент установочной площади;

           Sуст – установочная площадь, м²;

            Sтз – площадь торгового зала, м².

     Рекомендуемая величина коэффициента – 0,3. Для проектируемого магазина коэффициент установочной площади составляет:

                                         Куст = 113,29 / 360 = 0,31

     Полученный результат не намного (0,01) отличается от нормативного коэффициента. Такая небольшая разница говорит о том, что количества оборудования вполне достаточно для выставления имеющейся продукции.

     2. Коэффициент использования демонстрационной  площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади к общей площади торгового зала:

                                         Кдем = Sдем  / Sтз,                                                      (7)

     где Кдем – коэффициент демонстрационной площади;

           Sдем – демонстрационная площадь, м²;

            Sтз – площадь торгового зала, м².

                                          Кдем = 240,73 / 360 = 0,67

     Рекомендуемая величина данного коэффициента составляет 0,60. Полученный коэффициент также почти соответствует норме. Таким образом, рассчитанные показатели представлены в пределах нормы, что позволяет сделать вывод об эффективности использования площади торгового зала проектируемого магазина.

     Заключение 

     В данном курсовом проекте была проделана  работа по проектированию магазина «Одежда».

     Необходимо  отметить, что проектирование –  это трудоёмкий и ответственный процесс. От достаточного количества подсобных помещений, помещений для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже, от их оснащения необходимым оборудованием зависит сохранность товаров, непрерывность торгово-технологического процесса. Кроме того, сам торговый зал должен быть оборудован оптимальным количеством специальной мебели, соответствующей методу продажи и ассортиментному профилю магазина.

     В магазине необходимо создать максимум удобств для покупателей: обеспечить оптимальную ширину проходов, индивидуальную работу продавцов-консультантов с каждым покупателем, организовать оказание дополнительных услуг, устроить зону отдыха для покупателей, автостоянку. Торговый зал должен быть оригинально оформлен, создавая ощущение уюта и комфорта. Это способствует тому, что покупатель будет снова и снова приходить именно в ваш магазин.

     Грамотно  организованный торгово-технологический  процесс, правильно спроектированное предприятие – редкость в нашем городе. Поэтому именно сейчас предприятиям торговли требуются высококвалифицированные специалисты, имеющие свежий взгляд, новые, передовые оригинальные идеи. Это поможет магазину повысить свой рейтинг среди покупателей, а следовательно, увеличить товарооборот и долю прибыли предприятия. 
 
 
 
 
 

                           Список использованных источников 

     1 Арустамов, Э.А. Оборудование предприятий (торговля): учеб. пособие /Э.А. Арустамов. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2005. – 451 с.

     2 Дашков, В.Г. Организация, технология и основы проектирования торговых предприятий /В.Г. Дашков. – М.: Экономика, 1995. – 255 с.

Информация о работе Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Одежда»)