Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Одежда»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – разработка проекта торгового предприятия, учитывающего все современные требования устройства магазина.
Задачи исследования – анализ и систематизация теоретического материала, характеристика состояния изучаемых вопросов согласно данного магазина, выполнение эксперимента согласно объекту исследования. Кроме того, поставленная в данном исследовании задача – на основе изученного теоретического материала, материалов периодической печати, составить экономически развитое и способное конкурировать на рынке розничное торговое предприятие.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3
1 Концепция архитектурно-дизайнерского решения экстерьера магазина…...…4
2 Определение состава помещений магазина, расчёт их площади …….……...…9
3 Определение числа разгрузочных мест, коэффициента освещённости……....11
4 Распределение площади торгового зала по функциональным зонам……...…15
5 Расчёт потребностей в торгово-технологическом оборудовании торгового зала…………………………………………………………………...……………..…19
6 Устройство и планировка торгового зала…………………………………....…18
7 Определение эффективности использования площади торгового зала………25
Заключение……………...…………………………………………….…………….26
Список использованных источников……………...……………….……...………27
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

одежда 360.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

     Искусственное освещение должно применяться в  соответствии с установленными нормами. Уровень освещенности в пределах этих норм достигается системой общего, местного и комбинированного освещения.

     Очень важным требованием к освещению  витрин является устранение бликов в  окне, чтобы можно было лучше рассмотреть  имеющийся в магазине товар. Внутри магазина освещение используется для создания особой атмосферы, что можно осуществить одним из двух способов. В таких магазинах, как супермаркеты, освещение поддерживается на стандартном уровне и обеспечивает хороший обзор всех товаров. Другой метод, обычно применяемый в магазинах одежды, состоит в использовании специальной мощной подсветки для создания интересных эффектов или ощущения насыщенных цветов. В обоих случаях освещение необходимо подбирать таким образом, чтобы можно было показать товар, выделить его из окружающей среды, поэтому как светом, так и тенью необходимо управлять с большим искусством.

     В данном магазине применяется комбинированное  освещение всего помещения, так и освещение отдельных витрин. Особенно ярким должно быть освещение на месте примерки одежды.

     Рациональное  освещение торговых помещений помогает привлечь внимание покупателей именно к тем товарам, которые магазин считает необходимым усиленно регламентировать. Изменяя время от времени цвета освещения отдельных участков, зон торгового зала, также привлекает покупателей и тем самым содействует коммерческому успеху магазина. 
 
 
 
 

     4 Распределение площади торгового зала по функциональным зонам 

     По  своему значению площадь торгового  зала магазина подразделяется на следующие  основные зоны (таблица 2):

     1) Площадь под торговое оборудование для выкладки и отпуска товаров. Под эту площадь отводится примерно 30-32 %. Она включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, прилавков обслуживания покупателей, а также оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, банкетки и т.д.)

     2) Площадь узлов расчёта. Площадь под узлами расчётов занимает в среднем 10 %. Эта площадь включает площадь кассовых кабин, площадь установки столов упаковки.

     3) Площадь для проходов покупателей. Эта площадь составляет 30-55 %. Площадь проходов включает площадь для проходов покупателей между оборудованием, а также площадь зон, прилегающих к входу в торговый зал. Соотношение этих площадей зависит от метода продажи товаров, типа магазина, размера торговой площади.

     Проектируемый магазин предусматривает продажу товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, - это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, даёт консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.

     Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда.

     Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контроллеров-кассиров, площадь проходов между кабинами. Нам необходимо рассчитать, сколько узлов расчета необходимо для нашего магазина. Оптимальным является соотношение: на каждые 80-100 м² площади торгового зала – 1 узел расчета. Для проектируемого магазина нам будет достаточно 2 узла расчета. 

Таблица 2 – Распределение функциональных зон в торговом зале 

 
Наименование  функциональной зоны
 
Площадь функциональной зоны от общей площади торгового зала
% м2
Площадь под оборудование 30 108
Площадь под узлы расчетов 10 36
Площадь для проходов покупателей 50 180
Площадь под рабочие места продавцов 10 36
Итого 100 360
 

     В любом магазине большое значение имеет правильное зонирование пространства. В частности, при зонировании должны учитываться известные факты: 80-90% людей, войдя в магазин, поворачивают направо и далее идут вдоль правой стены. Именно при входе осуществляется 60% продаж. Соответственно, именно справа следует вывешивать новинки сезона, самые модные и эксклюзивные модели, новые коллекции. А более дешевые товары лучше всего располагать в глубине магазина, чтобы по пути к ним посетитель обязательно увидел самую лучшую одежду, которая предлагается магазином, и купил именно ее.

     Еще очень важный факт: магазины одежды в большинстве случаев являются заведениями самообслуживания. Это важно учитывать при формировании торгового пространства. С точки зрения системы безопасности и порядка в торговом зале важно, чтобы все помещение просматривалось администратором. Поэтому особое место в любом магазине – это касса. Следующая, не менее ответственная зона – примерочные. Их нужно разместить так, чтобы и покупателям было удобно, и места в углах торгового помещения можно было эффективно использовать. Проходы к примерочным должны быть удобными, а пространство в них – красивым и удобным для расположения личных вещей покупателя. Именно на этапе создания проекта магазина необходимо правильно подобрать размеры примерочных и место их расположения. Они также должны находиться под контролем продавца.

     Все компоненты, формирующие образ магазина или торгового центра в сознании покупателей, должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае возможна цельность восприятия, а она означает хорошую узнаваемость магазина и большой процент лояльных покупателей. Цветовая и световая среда в магазине способны серьезно влиять на поведение покупателей в магазине, задействовать эмоции в процессе покупок. Грамотное использование цвета в интерьере не просто создает красоту и узнаваемость, но и служит средством информации, ориентирования для покупателей. Все это определяет оформление.

     В дизайне магазина есть две опасности: сделать, как у всех, и наоборот, переборщить с выдумкой.

     Известно, что цвет оказывает различное физиологическое воздействие на человека, вызывая хорошее или плохое самочувствие, повышая или снижая его активность. Воздействие цвета на человеческий организм может быть косвенным благодаря свойству цвета зрительно изменять размеры и форму предметов. Может быть и непосредственным, выражаясь в различных ощущениях от прямого зрительного восприятия того или иного цвета. Первая задача, связанная с цветом, - обеспечение комфорта, для этого цвета должны быть связаны со специализацией магазина и целевой группой покупателей. Оптические иллюзии, возникающие из-за применения сочетаний цветов, используются для архитектурных целей, для создания образа торгового объекта и передачи соответствующего концепции настроения. В то же время эти иллюзии не должны обманывать покупателя, отвлекать от товара, вводить в заблуждение относительно его свойств или мешать выбирать нужный товар.

     Вторая  задача связана с информативной  ролью цвета. Цвет с давних пор  участвовал в организации системы  визуальной коммуникации и позволял людям, говорящим на разных языках, одинаково понимать назначение зданий и внутренних пространств, сигналы опасности или признаки спокойствия, этническое происхождение, принадлежность к определенной конфессии, специальность. Все это было возможно, несмотря на различия в трактовке значения цветов у разных народов. Символику цвета изучают и применяют архитекторы и дизайнеры при проектировании городской застройки, общественных зданий и производственных цехов. Широко используется информативная и направляющая роль цвета в торговых зданиях, особенно крупных.

     И третья задача - реализация потенциала цвета как мощного фактора  эмоционального воздействия. Цветовая гамма выбирается для оказания необходимого психофизиологического воздействия на покупателя и для привлечения внимания к отдельным местам торгового зала и к выделяемым товарам.

     Правильное  зонирование торгового пространства – залог того, что посетитель станет покупателем. Здесь важно и первое впечатление от посещения магазина, и удобство выбора, которое можно обеспечить правильным зонированием. Хоть и проектирование каждого магазина индивидуально и является настоящим искусством, но все-таки общие тенденции можно выделить. В первой зоне располагаются новинки и самые модные и дорогие вещи. Обычно это пространство занимает треть торгового зала. Во второй рекомендуется размещать повседневную одежду, а в третьей обычно размещают молодежную одежду. Общее правило для всех зон – все типы одежды не должны быть смешаны. 

     5 Расчёт потребностей в торгово-технологическом  оборудовании торгового зала 

     Качество  обслуживания покупателей, создание оптимальных  условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических  показателей работы магазина во многом зависит от того, насколько рационально  он оснащён торговым оборудованием. При решении вопросов технического оснащения магазина особое внимание необходимо уделить выбору типов и моделей торгового оборудования и определённого его оптимального набора.

     Для определения целесообразности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показателей:

     Установочная  площадь – сумма площадей оснований  оборудования для демонстрации и  продажи товаров. Рекомендуемое  значение установочной площади составляет 30% от площади торгового зала или 150 м².

                                       Sуст  =  Куст *  Sтз                                                       (4)

     где Sуст – установочная площадь, м²;

           Куст – коэффициент установочной площади;

           Sтз – площадь торгового зала, м².

                                       Sуст  =  0,3 * 360 = 108

     Демонстрационная  площадь – сумма площадей всех полок, кассет, панелей, кронштейнеров, на которые выкладывается товар. По нормативу для данной площади торгового зала демонстрационная площадь составляет 60 % от торговой площади или 216 м².

                                       Sдем =  Кдем *  Sтз,                                                      (5)

     где Sдем – демонстрационная площадь, м²;

            Кдем – коэффициент демонстрационной площади;

            Sтз – площадь торгового зала, м².

                                       Sдем =  0,6 * 360 = 216     

     С учетом ассортиментного профиля  магазина «Одежда» по каталогам и  прайс-листам было подобрано необходимое  оборудование. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3 – Расчет установочной площади 

Наименование  оборудования Размеры, м Площадь, м² Количество Установочная  площадь, м²
Длина (L) Ширина (d) S = L * d n
1 Стойка-ресепшен 2,4 0,8 1,92 2 3,84
2 Персональный 

компьютер

- - - 2 -
3 Подиум  выставочный                 с манекенами  3 1 3 4 12
4 Примерочная  зона 1,5 1,5 2,25 14 31,5
5 Стол  выставочный, радиальный (малый) 1,2 1,2 3 3,6
6 Стол  выставочный, радиальный (большой) 1,8 1,8 3 5,4
7 Стойка - вешала (большой) 1,2 0,4 0,48 10 4,8
8 Стойка - вешала 

(малый)

0,8 0,4 0,32 8 2,56
9 Стол  выставочный 0,8 0,8 0,64 7 4,48
10 Стойка  – вешала спиралевидная 0,9 0,9 0,81 6 4,86
11 Система  "Элегант" пристенная с ДСП  и тумбами (большой) 3,6 0,5 1,8 15 27
12 Система  "Элегант" пристенная с ДСП  и тумбой (малый) 2,1 0,5 1,05 5 5,25
13 Манекен  "Черный глянец" (женский) 1 1 1 11 4
14 Манекен  "Черный глянец" (мужской) 1 1 1 11 4
15 Зеркало  настенное (малое) - - - 14 -
16 Зеркало  настенное (большое) - - - 2 -
Сумма - - - - 113,29

Информация о работе Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Одежда»)