Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Одежда»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – разработка проекта торгового предприятия, учитывающего все современные требования устройства магазина.
Задачи исследования – анализ и систематизация теоретического материала, характеристика состояния изучаемых вопросов согласно данного магазина, выполнение эксперимента согласно объекту исследования. Кроме того, поставленная в данном исследовании задача – на основе изученного теоретического материала, материалов периодической печати, составить экономически развитое и способное конкурировать на рынке розничное торговое предприятие.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………..3
1 Концепция архитектурно-дизайнерского решения экстерьера магазина…...…4
2 Определение состава помещений магазина, расчёт их площади …….……...…9
3 Определение числа разгрузочных мест, коэффициента освещённости……....11
4 Распределение площади торгового зала по функциональным зонам……...…15
5 Расчёт потребностей в торгово-технологическом оборудовании торгового зала…………………………………………………………………...……………..…19
6 Устройство и планировка торгового зала…………………………………....…18
7 Определение эффективности использования площади торгового зала………25
Заключение……………...…………………………………………….…………….26
Список использованных источников……………...……………….……...………27
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

одежда 360.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

     Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли устанавливаются сборно-разборные павильоны, где в тёплое время года продаются напитки, соки, мороженное и пр. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройства у магазина специальной стояночной площадки, которая располагается с торца здания. Со стороны двора находится хозяйственная зона для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения.

     Генеральный план магазина представлен в приложении А, схема фасада магазина – в приложении Б. 

     2 Определение состава помещений  магазина, расчёт их площади 

     Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых ля рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

     По  функциональному назначению помещения  подразделяются на следующие группы:

  1. торговые;
  2. для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  3. подсобные;
  4. административно-бытовые;
  5. технические.

     Торговые  помещения занимают важнейшее место  в общей совокупности помещений  магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обуславливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

     К помещениям для приемки, хранения и  подготовки товаров к продаже  относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

     Подсобные помещения включают помещения для  хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.

     К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т.п.

     Технические помещения – вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных  установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

     Согласно  ВСН 54-87, для магазина «Одежда» нормативные  показатели и расчетные величины приведены в таблице 1. 

Таблица 1 – Данные площадей неторговых помещений

Группа  помещений На 10 м2 торговой площади при величине предприятия 250 м2 Расчетная величина, м2
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже 3,6 250/10*3,6= 90
Подсобные 1,2 250/10*1,2= 30
Служебных и 

бытовых

1,44 250/10*1,44=36
Итого 6,24 250/10*6,24=156
 

     Итого, общая площадь неторговых помещений магазина равна 156 м2.  Таким образом, общая площадь магазина равна: торговая площадь + неторговая площадь: 360 + 156 = 516 (м2).

     Все помещения магазина должны быть расположены  с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

     - торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

     - оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

     - торговый зал должен быть связан  с помещениями для приемки  товаров по возможности кратчайшим  путем, что особенно важно при  поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

     - помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;

     - помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров,  упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

     - административно-бытовые помещения  должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

     Схема помещений магазина «Одежда» представлена в приложении В. 
 
 

     3 Определение числа разгрузочных  мест, коэффициента освещённости 

     Посетители  магазина видят парковку в тот  же момент, что и фасад, и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине. Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением. Как же покупатели, приезжающие в магазин, оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве - еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери. Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя? Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного - можно тогда посмотреть на витрины магазинов, расположенных рядом с фудкортом, полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры - создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают.

     Другое, о чем думают покупатели, въезжая  на парковку, это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, и когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, - все это является значимыми факторами для покупателя.

     Количество разгрузочных мест определяется в соответствии с п. 3.31 ВСН 54-87. Для магазина «Одежда», торговая площадь которого составляет 360 м², предусмотрено одно разгрузочное место площадью  24 м².

     При выборе одежды, ее цвет имеет если не самое главное значение, то занимает ключевое место. Как бы не были удачны композиции товарной выкладки и подбор выставленных товаров, они не будут производить нужного впечатления, пока свет не станет компонентом оформления интерьера магазина. Поэтому важно правильно осветить торговое пространство и выгодно подчеркнуть неповторимость новой коллекции одежды и ее непревзойденные цвета и оттенки. Особенностью такого специфического товара, как одежда является то, что она очень чувствительна к освещению и при малейшем изменении насыщенности и количества направленного света меняет оттенки. Кроме традиционного верхнего освещения, используют различные подсветки, лампы и другое местное освещение. Среди дополнительного освещения используют различные козырьки, прожекторы, системы с галогенными лампами, различные направленные потоки света. Они могут выступить дополнительными элементами декора с дополнительной осветительной функцией. Такой подход к освещению придаст индивидуальность магазину и сделает нахождение в нем приятным. На начальном этапе проектирования магазина именно свету уделяется особое внимание. Ведь именно освещение придает форму торговому пространству. С его помощью можно улучшить пространство магазина, скрыть недостатки. Кроме того, начинать отделку стен торгового зала бессмысленно, если оно не освещено в полном объеме, ибо именно свет вскроет все изъяны в покраске стен и подскажет, где лучше разместить торговое оборудование.

     Для определения степени естественного  освещения рассчитывается световой коэффициент: 

                                           Кс = Sзп  / Sтз                                                           (1)

     где Кс – коэффициент световой естественной освещенности торгового зала;

            Sзп – площадь застекленной поверхности (окон), м²;

            Sтз – площадь торгового зала, м².

     Нормы естественного освещения определяются соотношением площади остекления оконных, витринных и дверных проемов  и площади пола. Для торговых залов, например, это соотношение должно составлять 1:6, конторских помещений – 1:8, а для подсобных – 1:10.

     Норматив  коэффициента освещения должен быть не менее 0,125.

     При известных данных величины площади пола торгового зала (360 м²) и коэффициента световой освещенности (0,125) можно определить площадь застекленной поверхности, которая рассчитывается по формуле:

                                          Sзп =  Sтз * Кс                                                               (2)

                                            Sов = h * l                                                                   (3)

     где h – высота витрины, м;

            l – длина витрины, м.

           Sов – площадь одной витрины, м².

                                          Sов = 2,5 * 3 = 7,5 (м²)  

     Количество  планируемых витрин равно 4, следовательно, площадь застекленной поверхности будет равна:

                                          Sзп =  7,5 * 4 = 30 (м²)

     Теперь  мы можем рассчитать коэффициент  освещенности. Принимаем так же во внимание, что дверь в нашем магазине будет тоже застекленной (3м (длина)*3м (ширина)= 9м²):

                                          Кс = (30 + 9) / 360 = 0,108

     Норматив  коэффициента освещения - 0,125. Мы видим, что полученное значение не много меньше чем данный коэффициент. Для решения этой проблемы, нам необходимо будет добавить больше искусственного освещения.                    

     Помимо  естественного освещения для  освещения торговых залов применяется искусственное освещение с использованием электроламп накаливания и ламп люминесцентного освещения.

Информация о работе Проектирование розничного торгового предприятия (на примере магазина «Одежда»)