Проблемы малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Формирующаяся в стране рыночная экономика немыс¬лима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъ¬ектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной эконо¬мики.
Актуальность темы данной работы объясняется важностью предпринимательства, как для государства, так и для населения, потому что от процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние граждан и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики, ему присуща

Содержание

Введение
1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства
2. Проблемы малого предпринимательства в современной России
3. Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

проблемы малого бизнеса.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Также пока остается нерешенной проблема борьбы с коррупцией.

Очень «больная» тема – право подключения к энергомощностям. Чтобы открыть свое предприятие, нужно заплатить немалые деньги. Еще сами должны провести линии, передать их сетевым компаниям на баланс и оплатить за них 24%-ный налог на прибыль.

Одна из проблем развития малого бизнеса в России – появление крупного монополиста или предприятия, которое поддерживает администрация региона. Возникает вопрос: зачем нужен таким «монстрам» малый бизнес? Например, на данном этапе неконкурентоспособность нашего автопрома объясняется тем, что он работает замкнуто. В развитых странах головное предприятие определяет необходимую ему продукцию и объявляет конкурс – кто сделает лучше эту продукцию?

Проводится конкурс между малыми предприятиями: главный критерий – низкая себестоимость конечной продукции. Вокруг только одной «Тойоты» работает 30 тыс. таких предприятий! А вокруг КамАЗа пока только 150. На сегодняшний день для России открыта дорога в ВТО, поэтому, если наши крупные предприятия не поймут, насколько важно создать вокруг себя группы малых и средних предприятий, они будут вынуждены просто освободить место другим, по большей части иностранным компаниям.

Следующая проблема для малого бизнеса – процедура регистрации предприятия. Этот процесс требует оформления большого количества документов и в совокупности занимает срок от одного до трех месяцев. Большинство платежей, связанных с регистрацией, устанавливается в зависимости от размера минимальной зарплаты, и, значит, с ее повышением увеличивается. Местные органы власти периодически осуществляют разного рода перерегистрации, что, с одной стороны, затрудняет работу малого бизнеса, а с другой – является способом дополнительного изъятия у них средств.

Еще одна проблема – избыточное количество контролирующих органов и дублирование их функций. Контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных органов, которые требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой и осуществлять комплексные обследования. С малых предприятий копии учредительных документов стали запрашивать не только регистрирующие, но и другие организации.

Развитие малого бизнеса сдерживается некоторыми действиями местных органов власти. Так, региональные органы власти путем введения местных ограничений создают многочисленные препятствия для выхода на рынок новых малых предприятий. Это проявляется при распределении находящихся в ведении органов власти ограниченных ресурсов; в ущемлении прав одних предприятий, либо предоставлении эксклюзивных прав и индивидуальных льгот при кредитовании и субсидировании другим; в возложении на хозяйствующие субъекты (занимающие доминирующее положение на рынке) отдельных функций государственного управления и контроля. Сложившуюся ситуацию в регионах характеризуют следующие черты:  недостаточная   степень   конкуренции, нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, преимущественное  предоставление недвижимости и оборудования на условиях краткосрочной аренды.

Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

В странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия, которые обладают значительной структурой и организационной гибкостью, повышенной восприимчивостью к различным нововведениям и являются важнейшим резервом развития хозяйства, также сталкиваются с немалыми трудностями. Среди них: недостаток собственных средств, осложненный доступ к финансовому рынку и банковскому кредитованию, ограниченность организационного и управленческого опыта, невозможность использовать фактор «экономии на масштабах» и т.д.

В условиях России эти трудности усугубляются многочисленными негативными факторами внешней среды, среди которых: несовершенство и несбалансированность нормативно-правовой базы и механизма ее реализации; административные барьеры; недостатки налоговой политики; неразвитость ресурсных рынков, в том числе рынков недвижимости и капитала, и, как следствие, дефицит стартового капитала; низкая инвестиционная активность; слаборазвитая инфраструктура; сужение внутреннего рынка сбыта вследствие сокращения государственного заказа; ухудшение финансового положения предприятий; снижение уровня жизни населения; недобросовестная конкуренция; чрезмерная криминализация экономики и т.д. Все эти факторы, безусловно, сдерживают развитие малого бизнеса и препятствуют полноценной реализации его социальных функций.

Для решения этих и других проблем, а также для ограничения воздействия негативных факторов необходимо создать особые государственные институты поддержки малого бизнеса. Главными их целями и задачами на современном этапе станут: развитие финансовой, информационной и сервисной инфраструктуры; более широкое привлечение малых предприятий к поставкам продукции и выполнению работ в рамках госзаказа; содействие модернизации производственных фондов малых предприятий; стимулирование приоритетных направлений деятельности малого бизнеса; усиление государственного контроля за соблюдением норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.

Основными направлениями государственной политики поддержки малого бизнеса должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы становления и развития малого бизнеса и малого предпринимательства; обеспечение условий более легкого доступа малых предприятий к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к новым технологиям и результатам научно-технических разработок; предоставление налоговых льгот; меры по привлечению частных инвестиций; расширение поддержки занятости и самозанятости в сфере малого бизнеса; помощь в подготовке предпринимателей и менеджеров; оказание консультационных и экспертных услуг.

Реализация комплекса мероприятий по поддержке малого предпринимательства начата Министерством экономического развития и торговли РФ еще в 2005 г.

Главной задачей государственного регулирования малого бизнеса в России является решение проблем на федеральном и региональном уровнях.

Федеральный уровень предусматривает следующие задачи:

– стратегическое планирование поддержки малого предпринимательства;

– предотвращение коррупции и ухода малого бизнеса в теневую экономику;

– формирование федеральной нормативно-правовой базы поддержки малого бизнеса;

– совершенствование системы финансовой поддержки, освоение новых кредитно- инвестиционных механизмов (микрокредитования, инвестиционных конкурсов);

– создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства;

– надежность статистической информации о секторе малого бизнеса.

Наиболее важными видами поддержки развития малого бизнеса являются предоставление налоговых льгот, упрощение и стабильность систем налогообложения, а также решение проблемы дорогостоящей аренды за счет создания специального фонда помещений (сдача данных помещений малым предприятиям на особых условиях, гарантирование им приоритетного права на последующую покупку этих площадей).

Президент Дмитрий Медведев считает, что в России пока не созданы все необходимые  условия для эффективного развития малого бизнеса, об этом он сообщил 28 ноября 2011 г. во время беседы с представителями малого бизнеса в Екатеринбурге.

Президент отметил, что в последние годы правительство РФ стремилось улучшить условия для предпринимательской деятельности. «Но это не значит, что нам стоит расслабиться и считать, что уже выработан оптимальный механизм, который позволяет вывести малый бизнес в основной драйвер нашего государства, нашей экономики», - сказал Медведев, предложив участникам встречи подумать о том, «что можно было бы сделать еще».

Одним из направлений совершенствования условий для малого бизнеса, по мнению Медведева, является налоговая политика, в частности, размер страховых взносов. Он признал, что принятое в свое время решение о повышении этих взносов сказалось на малом бизнесе. Чтобы скорректировать ситуацию, напомнил президент, было принято решение о снижении страховых платежей для основной массы плательщиков с 34 до 30% и до 20% - для организаций и предпринимателей, работающих в производственной и 
социальной сферах по упрощенной системе налогообложения.

Кроме того, напомнил глава государства, после принятия соответствующего закона будет расширена сфера применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. 27

В связи с этим в настоящее время существует объективная необходимость в разработке новой концепции как развития российского предпринимательства, так и совершенствования функционирования системы его государственной поддержки. 

 

 


3. Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства

В условиях централизованно управляемой экономики во времена СССР сфера предпринимательства минимизировалась, предпринимательские навыки подавлялись, а предпринимательская активность вытеснялась «за ковер» легальной деятельности. Потенциал предпринимательства оставался невостребованным. Между тем размеры потенциала предпринимательского сектора экономики, включающего предпринимательские предприятия малого и среднего бизнеса и другие формы самодеятельной предпринимательской активности населения, огромны.

С одной стороны, в современных российских условиях малый бизнес проявляет присущие ему черты в рыночной экономике любого типа: динамично реагирует на конъюнктуру, активизирует структурную перестройку отраслей, создает дополнительные рабочие места, преодолевает монополизм, решает региональные социально-экономические задачи.

С другой стороны, он выполняет ряд специфических функций, обусловленных проблемами выживания для отдельных граждан, предприятий, отраслей: способствует первоначальному накоплению капитала, смягчает кризис неплатежей, содействует финансовой устойчивости крупных предприятий, исполняя роль резервного фонда, и т.д. Хорошо известно, что в ряде экономически развитых стран малый предпринимательский бизнес дает свыше 20% валового внутреннего продукта, до 50% всех поступлений в государственный бюджет, обеспечивает около 70% общего числа рабочих мест. Вовлечение этого потенциала в экономику - необходимое условие для подъема как социальной, так и экономической сфер народного хозяйства.

В связи с этим стратегия создания благоприятных условий для развития предпринимательства должна рассматриваться как стержневой элемент социально-экономической политики страны в целом.

Государственная политика в области развития малого предпринимательства в РФ является частью государственной  социально-экономической стратегии и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных образовательных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области развития предпринимательства являются:     

1) формирование конкурентной среды;

2) обеспечение благоприятных условий;

3) обеспечение конкурентоспособности;

4) продвижение товаров (работ, услуг) результатов интеллектуальной деятельности на рынки РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества  субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развития самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами предпринимательства налогов в налоговых доходах.5, 83.

В целях реализации государственной политики в области развития предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощённые правила ведения налогового учёта,  упрощённые формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;

2) упрощённая система ведения бухгалтерской отчётности для малых и средних предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощённый порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчётности;

4) льготный порядок расчётов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого бизнеса в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки МП;

Вместе с тем при формировании основ такой политики необходимо ответить на вопросы о том, в каких секторах народного хозяйства наиболее важно сегодня развивать предпринимательские инициативы, какие формы должна принять его государственная и общественная поддержка.

Инициатива, готовность идти на разумный риск, креативное начало - вот те качества, которые необходимы лицам, принимающим решения на предприятиях промышленности и которые зачастую отсутствуют или не могут проявиться в условиях существующего механизма принятия решений.

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства