Проблемы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
Исследование сущности малого предпринимательства.
Рассмотрение критерий выделения малых предприятий.
Выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны.
1.1 Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны……………………………………………………………………………5
1.2 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране................................................................................................................12
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в экономике России…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России.
3.1 Проблемы и перспективы развития………………………………………26
3.2 Пути решения проблем предпринимательства…………………………..28
Заключение…………………………………………………………………......32
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc2.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны.

1.1 Сущность  и значение малого предпринимательства  в экономике страны……………………………………………………………………………5

1.2 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране................................................................................................................12

Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

2.1 Динамика  развития малого предпринимательства  в экономике России…………………………………………………………………………..18

Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России.

3.1 Проблемы  и перспективы развития………………………………………26

3.2 Пути  решения проблем предпринимательства…………………………..28

Заключение…………………………………………………………………......32

Список  литературы………………………………………………………….....35 
 
 
 

Введение

Актуальность  курсовой работы. Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому проблема поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится  в причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малое предпринимательство необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.

Цель  курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Поставленная  цель предопределила решение в работе следующих задач:

Исследование  сущности малого предпринимательства.

Рассмотрение  критерий выделения малых предприятий.

Выявление проблем развития малого предпринимательства  в стране и определение путей  их решения.

Объектом  исследования является современное состояние малого бизнеса в Российской Федерации.

Предмет исследования – противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России, а также анализ развития малого предпринимательства.

При выполнение курсовой работы были использованы различные методы исследования, среди которых можно выделить: исторический, сравнения, аналитический, табличный, исследования экономической статистики. Источниками информации послужили: литература современных российских авторов, изучающих развитие предпринимательства в России, статьи из периодических изданий, отражающие проблемы предпринимательства: журнал "ЭКО", "Финансы и кредит", "Финансы" и другие, сайты Интернет.  

Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны.

1.1 Сущность и значение  малого предпринимательства  в экономике страны.

Изучая  сущность малого предпринимательства, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малое предпринимательство играло основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса  в мире начал повышаться в немалой  степени благодаря его способности  изобретать новые товары и создавать  новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все  чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого  этапа (1985 – 1987гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время  второго этапа (1987 - 1988гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий  этап (1989 - 1990гг.) связан с принятием  законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так  называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения  в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов  предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность  к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.1

Предпринимательство — это особый вид экономической  активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей — результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена  профиля деятельности или основание  нового предприятия. Новая система  управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.2

Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна  товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень  универсальности товара;

• внешний  вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность  воспользоваться услугами послепродажного  сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным  стандартам;

• престижность и привлекательность рекламы  товара и т. д.

Партнерские связи играют весьма важную роль в  предпринимательстве. Каждый предприниматель  при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно  учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно. Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т.д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи  можно классифицировать следующим  образом.

1. Долговременные (или постоянные).

2. Кратковременные  (или на определенный срок).

3. Случайные. 

Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы  взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.3

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Информация о работе Проблемы развития малого предпринимательства в России