Проблемы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - исследование теоретических основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:
Исследование сущности малого предпринимательства.
Рассмотрение критерий выделения малых предприятий.
Выявление проблем развития малого предпринимательства в стране и определение путей их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в экономике страны.
1.1 Сущность и значение малого предпринимательства в экономике страны……………………………………………………………………………5
1.2 Характеристика малого предпринимательства и необходимость его развития в стране................................................................................................................12
Глава 2. Современные особенности развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
2.1 Динамика развития малого предпринимательства в экономике России…………………………………………………………………………..18
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России.
3.1 Проблемы и перспективы развития………………………………………26
3.2 Пути решения проблем предпринимательства…………………………..28
Заключение…………………………………………………………………......32
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc2.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

По итогам января-сентября 2008 года объем оборота  малых предприятий в Российской Федерации составил порядка 7 374 905 млн. рублей или 51 932 рубля на душу населения. Наибольший объем оборота на душу населения наблюдается в Северо-Западном федеральном округе – 85 661 рубль, что на 54,2% превышает средний по России уровень. Минимальным данный показатель является в Дальневосточном Федеральном округе – 36 688,6 рублей, т.е. лишь 54,3% от среднего по РФ.

За первые три квартала 2009г. Объем оборота  МП в целом по РФ составил 6222036,8 млн. рублей, что на 23,8% ниже показателя за тот же период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен).

Общее падение объема оборота МП сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам, за исключением Уральского федерального округа, где оборот МП с учетом ИПЦ практически не изменился (отмечен рост на 03%). Наиболее значительное сокращение показателя зафиксировано в Сибирском федеральном округе – на 35,3%, а также в Южном и Приволжском федеральных округах – на 26,3% и на 25,9% соответственно.

Общий объем МП в РФ в январе-сентябре 2010г. составил 7111547,9 млн.руб., что на 14,3% выше аналогичного показателя 2009г. (с учетом индекса потребительских цен ) рост составил 6,9%.

Рост  оборота МП с учетом ИПЦ наблюдается  в 6 федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Дальневосточном  федеральном округе (на 15,1%) и Центральном  федеральном округе (на 14,4%). В Приволжском федеральном округе рост показателя составил  9,5% , в Сибирском федеральном округе – 6,0%, в Северо-Западном федеральном округе – 5,5%.

Снижение  показателя зафиксировано в Уральском  федеральном округе (на 20,3%) и в  Южном федеральном округе (на 15,4%). 
 
 

Таблица 4.

Инвестиции  в основной капитал МП на территории России 10

Федеральные округа Объем инвестиций основной капитал на МП 2008г. Объем инвестиций в основной капитал на МП 2009г. Объем инвестиций в основной капитал на МП 2010г.
млн. руб. Январь-сентябрь 2007г. (%) млн. руб. Январь-сентябрь 2008г. (%) млн. руб. Январь-сентябрь 2009г. (%)
РФ 212 235,0 100 167707,2 71,3 163079,0 90,9
Центральный 37 839,8 63,7 39623,6 93,8 39981,5 94,2
Северо-Западный 15 989,5 74,0 9935,5 56,4 14847,1 139,3
Южный 44 998,1 143,2 37078,9 74,3 28509,3 77,1
Приволжский 54 657,6 134,2 35376,0 59,0 35786,4 94,3
Уральский 16 164,1 85,7 13775,1 77,5 8388,2 56,6
Сибирский 38 134,2 137,3 29492,8 70,2 29375,5 94,1
Дальневосточный 4 571,6 36,3 2942,9 57,8 3644,1 116,4

Общий объем инвестиций в основной капитал на МП в Российской Федерации в январе-сентябре 2008 года составил порядка 212 235 млн. рублей или более 1 495 рублей на душу населения. По показателю объема инвестиций в основной капитал на МП на душу населения лидирует Южный федеральный округ. Немного отстают от него Сибирский и Приволжский федеральные округа. Наименьший объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения отмечен в Дальневосточном федеральном округе.

Положительная динамика объемов инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ отмечена в Южном федеральном округе (на 43,2%), в Приволжском федеральном округе (на 34,2%) и в Сибирском федеральном округе (на 37,3%).

В остальных  федеральных округах наблюдается  отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение зафиксировано в Дальневосточном федеральном округе – на 63,7%, в Северо-Западном федеральном округе – на 26%, в Центральном федеральном округе – на 36,3%, в Уральском федеральном округе – на 14,3%.

В январе-сентябре 2009г. продолжалась тенденция к сокращению объема инвестиций в основной капитал на МП: за указанный период показатель в целом по РФ составили 167707,2 млн. руб., что 21,0% ниже показателя за аналогичный период прошлого года (с учетом ИПЦ показатель сократился на 28,7%)

Отрицательная динамика показателя характерна для  всех федеральных округов. Наиболее сильнее сокращение отмечено в Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах – на 43,9%, на 42,2% и на 41,0% соответственно. Наименьшее сокращение показателя в Центральном федеральном округе – на 6,2%.

Объем инвестиций в основной капитал на МП за 3 квартала 2010г. в целом по РФ составил 163079,0 млн. руб., что на 2,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года (с учетом ИПЦ показатель сократился на 9,1%)

Положительная динамика объемов инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ отмечена в Северо-Западном федеральном округе (на 39,3%) и в Дальневосточном федеральном  округе (на 16,4%).

В остальных  федеральных округах наблюдается  отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение зафиксировано в Уральском федеральном округе – на 43,4%, в Южном федеральном округе – на 22,9%, в Сибирском федеральном округе – на 5,9%, в Центральном федеральном округе – на 5,8%, в Приволжском федеральном округе – на 5,7%. 
 

Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства  в России.

3.1 Проблемы и перспективы  развития.

В современной  России сделаны шаги в сторону  демократических преобразований и  формирования рыночных отношений. Можно  говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП, тогда как в странах - членах Европейского Союза - не менее 30.

Развитие  предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

отсутствие  действенных финансово-кредитных  механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства 

пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом

нехватка  ресурсов, прежде всего финансовых

сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и  т.п. не регулирование вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе

отсутствие  положительного имиджа отечественного предпринимателя

нестабильность экономической ситуации в стране

недобросовестность  крупного бизнеса

доступ  к кредитным ресурсам и высокая  ставка кредитования

правовая  неграмотность самих предпринимателей

отсутствие  явного развития производства

высокая планка единого социального налога

недостаточность кадрового потенциала

длительное  оформление документации, особенно на землю

Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального  законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком  высоких налоговых ставок, сложность  и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры». 
 
 
 
 
 
 

3.2. Пути решения проблем  предпринимательства.

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных  властей. Государство и местные  власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам  и формам поддержки предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении  их могут использоваться следующие  формы поддержки.

Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться  по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные»  и «средне перспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

Вновь создаваемые производственные предприятия  должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений.

Если  предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного  предприятия в качестве соучредителя, то:

старое  предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

переданные  новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети  производственных мощностей старого  предприятия;

на базе одного старого предприятия не может  быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы  оно могло пользоваться предоставленным  освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить  производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

в) Информационную поддержку предприятий-производителей.

Сведения  о производственных предприятиях города:

основные  данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

данные  о номенклатуре и кодификации  изготавливаемой продукции,

данные  об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

сведения  о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы  в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое  предприятие),

сведения  о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

сведения  о государственных или муниципальных  ресурсах:

сведения  о муниципальном и областном  заказах,

сведения  об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

утвержденный  на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

утвержденный  на год объем зачетов.

Механизм  реализации данных предложений заложен  в поэтапном их исполнении Комитетом  экономического анализа Администрации  области (отделом по малому предпринимательству):

Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

Информация о работе Проблемы развития малого предпринимательства в России