Проблемы малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Формирующаяся в стране рыночная экономика немыс¬лима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъ¬ектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной эконо¬мики.
Актуальность темы данной работы объясняется важностью предпринимательства, как для государства, так и для населения, потому что от процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние граждан и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики, ему присуща

Содержание

Введение
1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства
2. Проблемы малого предпринимательства в современной России
3. Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

проблемы малого бизнеса.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)


2

 


Содержание

Введение

1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства

2. Проблемы малого предпринимательства в современной России

3. Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников


Введение

Динамическое преобразование экономики России во многом зависит от развития предпринимательства. Без массового развития предпринимательства нельзя создать адекватную рыночному хозяйству эффективную экономику, обеспечить многообразие форм собственности, повысить благополучие населения и сформировать средний класс — основу стабильности в экономической и политической жизни общества.

Формирующаяся в стране рыночная экономика немыс­лима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъ­ектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной эконо­мики.

Актуальность темы данной работы объясняется важностью предпринимательства, как для государства, так и для населения, потому что от процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние граждан и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Средние и малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Средние и малые предприятия предпринимательского сектора могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.

Цель работы — рассмотреть проблемы малого предпринимательства в России в современных условиях.

Задачи исследования: рассмотреть сущность предпринимательства и его место в экономике государства в современных условиях, а также проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес в России на современном этапе.

Работа состоит из трех глав. В первой рассматривается сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства, вторая глава содержит перечисление основных проблем, с которыми сталкивается малый бизнес в России, в третей главе рассматриваются цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в современной России.

 

 

 


1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. 

Согласно Гражданскому кодексу РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, зарегистрированная в установленном порядке. Обязательными признаками предпринимательства называются, таким образом:

а) особенности деятельности: самостоятельность и полное несение рисков, связанных с ней;

б) характер деятельности: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг;

в) целевая ориентация деятельности: систематическое получение прибыли;

г) условия начала деятельности: регистрация в установленном порядке.

Следует отметить, что сочетание пунктов б) и в) позволяет сделать вывод об общественном характере предпринимательской деятельности, поскольку речь идет о получении прибыли (а стало быть и дохода) от выполнения общественно полезных функций: реализации товаров, работ или услуг, внешним по отношению к данному субъектам.

«Малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституциирующих сущность этого понятия. 6, 31

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

- Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25%.

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования). 2

- Число постоянных работников не должно превышать сто человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.

- С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации и товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн рублей;

малые предприятия — 400 млн рублей;

Что же остается за пределами малого предпринимательства согласно приведенным критериям?

Во-первых, деятельность, ориентированная на удовлетворение собственных потребностей и не связанная с реализацией продукции на сторону. Такую деятельность в принципе стоило бы вообще не рассматривать как экономическую (хотя она может иметь характер хозяйствования - работа на собственном огороде для семейных нужд, приготовление пищи, ремонт собственной одежды и т.п.).

Во-вторых, деятельность, не получившая необходимого законного оформления и, следовательно, нелегальная.

В-третьих, к предпринимательской не относится деятельность, в которой риски несет другое лицо. Обычно перераспределение рисков тесно связано с перераспределением самостоятельности: отказываясь от несения риска, субъект вынужден отказываться и от самостоятельности. Таким образом, альтернативой предпринимательской является наемная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая в интересах работодателя, под его контролем, в соответствии с относительно долгосрочным контрактом (договором) найма. Для таких договоров характерно, что большая часть рисков ложится на работодателя, который взамен получает право на определение содержания труда нанимаемого.

Нет смысла говорить о важности или приоритетности предпринимательской или наемной деятельности. И та, и другая должны иметь равные права и равный престиж в обществе, в то время как граждане - равный доступ к каждой из них. Особо следует подчеркнуть некоторые аспекты, асимметрию их взаимной связи: в то время как одним из следствий предпринимательской активности является рост рабочих мест для наемных работников, увеличение количества занятых в сфере наемного труда не всегда обеспечивает реализацию предпринимательских способностей и не является сколько-нибудь мощным фактором спроса на предпринимательские кадры. Вместе с тем значимый дисбаланс между спросом и предложением в части трудовой активности граждан, не склонных к предпринимательской деятельности, безработица среди лиц наемного труда, превышающая допустимый уровень, ухудшает и шансы на успех в бизнесе предпринимателей.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, именно в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. 22, 62

Среди всего комплекса проблем, в совокупности ха­рактеризующих облик современной российской экономи­ческой системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения среднего и малого предпринимательст­ва и предпринимательской среды, создание условий сво­бодной конкуренции и конкурентной среды. Это весьма сложные и многоплановые вопросы, без выяснения кото­рых невозможно правильно понять суть происходящих в России социальных, политических, экономических и иных процессов.

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.7,5 Поэтому именно среднее и малое предпринимательство является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.

Ведущей про­блемой современного этапа формирования структур в экономике России являются разгосударствление и приватизация имуще­ства государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозя­ином средств производства и производимой им продукции.

Формирование малых рыночных структур во всех без исклю­чения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяй­ственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и се­мейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высо­кой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а, напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.

Для современной экономики характерна сложная комбина­ция различных по масштабам производств - крупных, с тенден­цией к монопольным структурам, и небольших, создание кото­рых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы распола­гают большими материальными, финансовыми, трудовыми ре­сурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сфе­рах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объе­мов оборудования и кооперации множества работников. Это ха­рактерно особенно для наукоемких производств, информационных технологий, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства