Проблемы малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Формирующаяся в стране рыночная экономика немыс¬лима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъ¬ектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной эконо¬мики.
Актуальность темы данной работы объясняется важностью предпринимательства, как для государства, так и для населения, потому что от процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние граждан и страны в целом. Предпринимательство является важным звеном экономики, ему присуща

Содержание

Введение
1. Сущность и место малого предпринимательства в экономике современного государства
2. Проблемы малого предпринимательства в современной России
3. Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

проблемы малого бизнеса.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и при­способление к запросам клиентуры; производство малыми парти­ями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звень­ев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производ­ственного и личного потребления.

Необходимо отметить, что развитие мелкого про­изводства создает благоприятные условия для оздоровления эко­номики: развивается конкурентная среда; создаются дополнитель­ные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор.

О масштабах развития малого бизнеса в России и за рубежом говорят данные табл. 1.

Таблица    1 - Масштабы развития среднего и малого предпринимательства в России и в зарубежных странах в 2008г. 6, 47

Страна

Количество малых

и средних фирм

Число

занятых,

млн чел.

Доля малых и средних

фирм, %

Тыс.единиц

 

в расчете

на 1 тыс.

жителей

в общей

численности

занятых

в ВВП

 

1

2

3

4

5

6

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

Страны ЕС

1980

15777

35

45

15,2

68

54

72

55-62

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,6

5,65

8,1

9,6

10-11

 

За последние годы, однако, число малых предприятий и ко­личество работающих в них растет незначительно, а по отдель­ным отраслям остается почти неизменным. К сожалению, в со­ставе малого бизнеса производственное предпринимательство в России пока не преобладает. Распределе­ние малых предприятий по отраслям экономики приведено в табл.2.


Таблица 2 - Число предприятий по видам экономической деятельности на 01 января 2010 г. 25

 

 

Единиц

В процентах к итогу

средние
предприятия

малые предприятия

средние
предприятия

малые предприятия

микропредприятия

всего

в т. ч. микропредприятия

Всего

15547

1602491

1374661

100

100

100

из них:

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство

3437

55055

41004

22,1

3,4

3,0

рыболовство, рыбоводство

77

3213

2482

0,5

0,2

0,2

добыча полезных ископаемых

230

5730

4641

1,5

0,4

0,3

обрабатывающие производства

3682

165263

128721

23,7

10,3

9,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

328

9080

6451

2,1

0,6

0,5

строительство

1946

193652

161128

12,5

12,1

11,7

оптовая и розничная торговля;
ремонт  автотранспортных средств, бытовых изделий

3116

658297

588152

20,0

41,1

42,8

гостиницы и рестораны

232

42235

34033

1,5

2,6

2,5

транспорт и связь

778

93904

81120

5,0

5,9

5,9

операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг

1382

288621

250066

8,9

18,0

18,2

из них научные исследования и разработки

106

12150

10402

0,7

0,8

0,8

образование

23

4541

4262

0,1

0,3

0,3

здравоохранение и предоставле-ние социальных услуг

137

18948

16318

0,9

1,2

1,2

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

175

38633

33147

1,1

2,4

2,4


 

Однако следует отметить большое значение способности малых предприятий рас­ширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринима­тельской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.  4, 122

В целом отечественное предпринимательство объединяет наиболее активную часть общества. Здесь сосредоточены квалифицирован­ные и образованные люди, прошедшие серьезную школу выжи­вания, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостре­бованными в системе государственной собственности.

Российское среднее и малое предпринимательство обладает следующими особенно­стями:

— совмещение в рамках одного предприятия не­скольких видов деятельности (многопродуктовая модель разви­тия);

— стремление к максимальной самостоятельности — от идеи до рынка;

— общий низкий технический уровень и низкая технологи­ческая оснащенность в сочетании со значительным инновацион­ным потенциалом;

— высокий уровень квалификации кадров как результат притока специалистов из государственного сектора экономики;

— низкий управленческий уровень, недостаток экономиче­ских и юридических знаний, опыта и культуры рыночных отно­шений;

— высокая степень приспособляемости к сложной эконо­мической обстановке, усугубляемая нарастающей криминализа­цией общества;

— стремление успешно работающих предприятий малого бизнеса выйти за рамки локальных рынков, в том числе на меж­дународные рынки;

— работа в условиях неполной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы инфор­мационных, консультативных и обучающих услуг.16, 310

Государственная политика в области предпринимательства в ближайшей и среднесрочной перспективе будет обусловливаться:

— переходным характером экономики, т. е.  незавершен­ностью процесса формирования рынка труда, капитала, земли и других факторов производства;

— преобладанием добывающей промышленности  и тор­говли  при  низкой доле  перерабатывающей  промышленности, наукоемких производств и услуг ВВП;

— незначительными темпами роста сектора малого бизнеса.13, с.44

Это, безусловно, требует координации федерального, ре­гионального и местного управления реализацией государствен­ной политики в отношении малого предпринимательства и понимания того, каковы цели и какими средствами могут быть достигнуты ре­зультаты.

Принцип селективности, так или иначе присутствующий в государственной поддержке предпринимательства в любой экономике рыночного типа, должен проявляться двояко: во-первых, как поддержка предприятий малого бизнеса, работающих в опреде­ленных отраслях экономики или регионах, т. е. ориентированных на отраслевые или региональные приоритеты; во-вторых, как поддержка определенных групп бизнеса, выполняющих важную социальную, структурную и организационную роль в экономике.

Итак, в современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике России растет. Малый бизнес играет важную структурную роль в социально-экономическом развитии страны и его регионов. Он  способен обеспечить стабильный экономический рост, накопление национального богатства, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции и в целом динамизм экономических отношений, формировать цивилизованную рыночную экономику.

Незначительный стартовый капитал малых предприятий, высокая скорость оборота ресурсов в условиях российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов, позволяет им  чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции, что является несомненным достоинством малого предпринимательства, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке.

 

 

 

 


2. Проблемы малого предпринимательства в современной России

Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, в России в результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%. 24 Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.

К числу основных проблем развития малого предпринимательства на современном этапе развития нашего государства относят следующие: 

- несовершенство системы налогообложения;  нестабильность и несовершенство законодательной базы;  административные барьеры;  отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; несогласованность действий федеральных и региональных звеньев в системе поддержки предпринимательства;  неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям,  имуществу, аукционам;  отсутствие развитых механизмов самофинансирования;  нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональной программ поддержки малого предпринимательства;  отсутствие системы информационного обеспечения предпринимательства и др. 

В сложившейся ситуации становится трудновыполнимой задача по выводу из кризиса сектора малого российского предпринимательства.  Приходится констатировать,  что в настоящее время колоссальный потенциал    малого бизнеса не используется в России.  Это обстоятельство не просто досадно, оно чрезвычайно опасно для обеспечения экономической безопасности страны.

В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Перед Россией, совершившей переход от плана к рынку, стоит нелегкая задача: как можно быстрей развить данный сектор. Но пока становление малого бизнеса сталкивается с проблемами как на уровне всей страны, так и в регионах. На сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%, что в расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30. 25, 9 Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале развития малого бизнеса, о возможности и необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий их деятельности.

Перед тем, как определить направления поддержки малого бизнеса, необходимо провести анализ основных барьеров на пути развития малого предпринимательства. Прежде всего, это:

– неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий;

– несовершенство структуры органов управления, на которые возложено регулирование малого бизнеса, что определяет недостаточную координацию действий по его государственной поддержке;

– отсутствие стимулирующей налоговой политики и инвестиционной помощи;

– низкая платежеспособность, уменьшение спроса на продукцию;

– проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;

– рост арендных платежей;

– потеря производственного помещения;

– вымогательство, попытки отнять или ликвидировать бизнес;

– трудности в организации сбыта.

Кроме того, серьезной преградой является сложность в получении кредитов. На 1 января 2006  г.  752 российских банка  предоставили кредиты малому бизнесу на 123 млрд руб..26, 36 При этом потребности малого бизнеса оцениваются в 750 млрд руб. Выданные кредиты составляют только 6% от всего объема финансирования малого бизнеса. Причинами, по которым малые предприятия не имеют возможности обратиться за кредитами, являются следующие: завышенные требования к залогу, высокая величина минимального кредита, сложность процедуры оформления кредита, высокие ставки за пользование заемными средствами, отсутствие доступной филиальной сети банков.

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства