Предпринимательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — изучение сущности предпринимательской деятельности, а также форм ее осуществления и государственного правового регулирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовое понятие предпринимательства;
изучить формы и виды предпринимательства;
рассмотреть правовое регулирование предпринимательства;
определить правовой статус индивидуальных предпринимателей;
определить правовой статус коммерческих организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность как вид хозяйст-
венной деятельности.
Правовое понятие предпринимательства.

Виды и формы предпринимательства.

Правовое регулирование предпринимательства.

Глава 2. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.
2.1. Понятие и регистрация.
2.2. Права и обязанности.
2.3. Ответственность.
Глава 3. Коммерческая организация как организационно-правовая
форма предпринимательской деятельности.
3.1. Понятие.
3.2. Правоспособность, регистрация, ликвидация.
Заключение.
Список литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

kursovay.predprinimatel.doc

— 559.50 Кб (Скачать документ)

    - обеспечивать при производстве  работ в соответствии с действующим  законодательством экологическую безопасность, охрану труда, производственную гигиену и санитарию;

    - соблюдать права и законные  интересы потребителей произведенной  продукции;

    - осуществлять деятельность, на занятие  которой требуется специальное  разрешение (лицензия), после получения  такого разрешения в установленном  законодательстве порядке;

    - выполнять законные решения государственных  органов, определяемых Президентом  Республики Беларусь, осуществляющих  регулирование и контроль в области ценообразования;

    - соблюдать установленный порядок  ценообразования и формирования себестоимости производимой продукции;

    - предоставлять органам, регулирующим  ценообразование, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен и тарифов, а также для осуществления указанными органами контроля за ценообразованием. [18, С. 51]

    Также, в соответствии со ст. 13, 19 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. [10, С. 67] (далее – НК) индивидуальный предприниматель – это плательщик налогов, сборов (пошлин). В 10-дневный срок после получения свидетельства о государственной регистрации индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в инспекции Министерства по налогам и сборам в качестве плательщика, то есть стать на учет в налоговых органах и получить учетный номер плательщика (УНП) (п. 3 ст. 65 НК). Каждый индивидуальный предприниматель при осуществлении им предпринимательской деятельности должен руководствоваться основными положениями налогового законодательства и законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. [10, С. 68] Порядок ведения бухгалтерского учета определяется Законом Республики Беларусь от 25 июня 2001 г. «О бухгалтерском учете и отчетности». [18, С. 52]

    Индивидуальные  предприниматели также обязаны  представлять в налоговые органы документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей. К указанным документам относятся бухгалтерские балансы, отчеты, расчеты, декларации и иные необходимые документы. Сроки их предоставления по каждому конкретному налогу устанавливаются соответствующим нормативно-правовым актом. Однако, следует отметить, что в большинстве случаев необходимые документы, предшествующие внесению налогов плательщиками налоговых платежей в бюджет, представляются в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за отчетным (например, расчеты по налоговым платежам, уплачиваемым за сентябрь, представляются в налоговые органы не позднее 20 октября).

    - обеспечивать сохранность документов, отражающих их финансово-хозяйственную  деятельность в течение 10 лет.  Если же налоговые органы провели проверку правильности исчисления, полноты своевременности внесения в государственный бюджет налоговых платежей за определенный период деятельности индивидуального предпринимателя, то документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность за указанный период, необходимо хранить в течение трех лет. Перечень документов, подлежащих обязательному хранению, определяется Советом Министров Республики Беларусь. [18, С. 52]

    Если  индивидуальный предприниматель пренебрег  обязанностью по хранению необходимых для проведения налоговой проверки бухгалтерских документов, он обязан представить в налоговые органы  документарное подтверждение полученных за проверяемый период доходов, а также соответствующим образом подтвердить факт уплаты налоговых платежей в бюджет;

    - в случае применения льгот  при начислении и уплате какого-либо налога, представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие его право на применение данной льготы;

    - в установленные сроки и в  полном объеме вносить в бюджет  причитающиеся суммы налогов;

    - оказывать всемерное содействие  должностным лицам проверяющих органов при проведении ими проверки финансово-хозяйственной деятельности.

    После проведения проверки финансово-хозяйственной  деятельности индивидуального предпринимателя составляется соответствующий акт, который он обязан подписать. Если у индивидуального предпринимателя имеются возражения относительно изложенных в акте проверки материалов, он имеет право не подписывать акт проверки, однако обязан представить в налоговые органы письменные пояснения мотивов отказа в 5-дневный срок с даты ознакомления с актом проверки. [18, С. 53]

    Выявленные  в ходе проверки нарушения налогового законодательства должны быть устранены  индивидуальным предпринимателем по требованию налоговых органов.

    - обязанности перед потребителями,  состоящие в соблюдении прав  и законных интересов потребителей. [19, С. 64]

    Из  определения предпринимательской  деятельности, которое дано в ст. 1 ГК, не усматривается каких-либо ограничений в осуществлении на территории Республики Беларусь предпринимательской деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В ст. 2 Закона о предпринимательстве прямо указано, что субъектами предпринимательства являются иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Республика Беларусь предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 11 Конституции Республики Беларусь). Гарантии, содержащиеся в нормах Конституции Республики Беларусь, в полной мере распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, являются нормами прямого действия и находят закрепление в иных актах национального законодательства Республики Беларусь. [10, С. 72]

    Согласно  части первой ст. 11 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо если для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. В соответствии с части второй ст. 11 указанного Закона данные лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только после получения специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

    Согласно  постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2002 г. № 1258 «Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право на занятие предпринимательской деятельностью после получения специального разрешения, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством экономики пп. 1.1 п. 1. Министерство внутренних дел постановлением от 24 декабря 2002 г. № 289 утвердило Инструкцию о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим на территории Республики Беларусь, специального разрешения на право занятия предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь. Под специальным разрешением понимается документ, подтверждающий право иностранного гражданина либо лица без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь, на временное осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь (п. 3 Инструкции). [10, С. 73] 
 

2.3. Ответственность. 
 

    Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо, чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности и обязательства. Когда обязанности и обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Нарушение в таких случаях наносит вред не только заинтересованному лицу или лицам, но и всему обществу в целом, т. к. нарушение в одном звене ведет к закономерной дисфункции всего экономического механизма. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность – совокупность субъективного и объективного, что обусловливает рассмотрение в двух аспектах. Как правовое установление юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности представляет собой реакцию государства на правонарушение в сфере предпринимательских отношений, способ правового регулирования этих отношений посредством возложения на правонарушителя определенных обременений. Второй аспект представляет собой последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей в сфере предпринимательской деятельности и заключается в применении санкций к нарушителю и реализации последних. В таком аспекте юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности – это обязанность правонарушителя дать отчет о совершенном действии (бездействии) и претерпеть неблагоприятные последствия нарушения нормы хозяйственного законодательства в виде ограничений организационного и имущественного характера.

    За  нарушение законов и иных нормативно-правовых актов может наступить юридическая ответственность: гражданская; материальная; дисциплинарная; налоговая; административная; уголовная (только для физических лиц).

    В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность. [19, С. 66]

    Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора (кредиторов) либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия (уплата неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда и т. д.). [19, С. 66]

    Индивидуальный  предприниматель как физическое лицо является субъектом административной ответственности, а как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, - субъектом экономической ответственности. [19, С. 67]

    Физическое  лицо подлежит административной ответственности  как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица (п. 1 ст. 4.8 КоАП).

    За  совершение административных правонарушений к физическим лицам кроме вышеперечисленных видов административных взысканий применяется такой вид, как предупреждение. [19, С. 68]

    Основаниями для применения мер административной ответственности являются:

    - нарушение порядка ведения бухгалтерского  учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 12.1.);

    - нарушение установленного порядка  формирования и применения цен  (тарифов), нарушение установленного порядка проведения валютных операций (ст. 12.4.);

    - невыполнение поставок продукции  для государственных нужд (ст. 12.5.);

    - незаконная предпринимательская  деятельность (ст. 12.7.);

    - нарушение порядка осуществления  предпринимательской деятельности (ст. 12.8.);

    - лжепредпринимательство (ст.12.12.) и другие  административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП. [19, С. 69]

    В соответствии с п. 2 ст. 1.1 КоАП он является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в указанный Кодекс.

    Основание уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных УК.

    За  совершение преступлений в сфере  экономической деятельности в соответствии с УК применяются следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.

    Уголовное наказание может быть применено  за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК, в частности:

    - воспрепятствование законной предпринимательской  деятельности (ст. 232);

    - лжепредпринимательство (ст. 234);

    - ложное банкротство (ст. 238);

    - срыв возмещения убытков кредитору  (ст. 241) и т.д. [19, С. 69]

    Индивидуальный  предприниматель, который не в состоянии  удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской  деятельности, может быть признан  экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке (п. 1 ст. 24 ГК). При разрешении спора об экономической несостоятельности (банкротстве) следует иметь ввиду, что свои требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить кредиторы также по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, или юридических лиц, о взыскании алиментов и т. п.). Основания и порядок осуществления соответствующих процедур определены Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), который устанавливает некоторые особенности банкротства индивидуальных предпринимателей. [10, С. 69]

    Требования  кредиторов индивидуального предпринимателя  в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. По своим обязательствам перед кредиторами индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое использует в предпринимательской деятельности. Указанные требования удовлетворяются в порядке очередности, установленной законодательством (ст. 244 Закона о банкротстве). [10, С. 70]

Информация о работе Предпринимательская деятельность