Классификация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
Предпринимательская деятельность……………………………...…...4
Классификация предпринимательской деятельности………………..6
3.1.Виды предпринимательской деятельности…………………...…..6
3.1.1. Производственное предпринимательство………………..…6
3.1.2. Коммерческое предпринимательство…………………….....7
3.1.3. Финансово-кредитное предпринимательство…………...….8
3.1.4. Посредническое предпринимательство…………………..…9
3.1.5. Страховое предпринимательство………………..…………10
3.2. Формы собственности предпринимательской деятельности…..10
3.2.1. Частная форма собственности………………………...……11
3.2.2. Общедоступная форма собственности …………………….11
3.2.3. Государственная форма собственности………………..…..12
Заключение…………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………….…..14
Приложение……………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

    1. Введение………………………………………………………………....3
    2. Предпринимательская деятельность……………………………...…...4
    3. Классификация предпринимательской деятельности………………..6

               3.1.Виды предпринимательской деятельности…………………...…..6

3.1.1. Производственное предпринимательство………………..…6

3.1.2. Коммерческое предпринимательство…………………….....7

3.1.3. Финансово-кредитное предпринимательство…………...….8

3.1.4. Посредническое предпринимательство…………………..…9

3.1.5. Страховое предпринимательство………………..…………10

              3.2. Формы собственности предпринимательской деятельности…..10

3.2.1. Частная форма собственности………………………...……11

3.2.2. Общедоступная форма собственности …………………….11

3.2.3. Государственная форма собственности………………..…..12

    1. Заключение…………………………………………………………….13
    2. Список используемой литературы……………………………….…..14
    3. Приложение……………………………………………………………15

 

Введение

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в  результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Однако возникновение  предпринимательства как оформившегося  устойчивого явления относят  к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным  процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Что же подвигает человека на занятие предпринимательской  деятельностью? С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей.

Любая предпринимательская  деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно  определяется объективными условиями – сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Таким образом, предприниматель  – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

Приступая к исследованию выбранной темы, я поставила перед собой цель – раскрыть принципы классификации предпринимательской деятельности. Исходя из поставленной цели, я решила ряд задач, а именно:

  • Раскрыть понятия предпринимательской деятельности
  • Рассказать о ее видах
  • Уяснить формы собственности

Предпринимательская деятельность

Предпринимательство как  процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

Достаточно простое  и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного», т.е. «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица". К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это определение не отличается полнотой.

Предпринимательство можно  определять с различных позиций, таких как:

  • деятельность, направленную на максимизацию прибыли;
  • инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
  • прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
  • процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
  • действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
  • специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков  и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет  своей конечной целью не столько  прибыль, сколько непрерывность  воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство —  это не всякий бизнес, это стиль  хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

 

Классификация предпринимательской  деятельности

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам (см. в прилож. Рис.1 и рис. 2):

  1. виду деятельности,

2. формам собственности,

3. количеству собственников,

4. организационно-правовым и организационно-экономическим формам,

5. степени использования наемного труда и прочим.

 

Виды предпринимательской  деятельности

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

  1. производственное,

2. коммерческо-торговое,  

3. финансово-кредитное,

4. посредническое,

5. страховое.

Производственное  предпринимательство

К производственной предпринимательской  деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель  непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Производственное предпринимательство  включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная  перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также  развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.

Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Принцип организации  торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как  предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Коммерческое предпринимательство  привлекает видимой возможностью продать  товар по цене на много более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.

Сфера официального коммерческого  предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли,

Для успешного занятия  торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

Финансово-кредитное  предпринимательство.

Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором   в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Информация о работе Классификация предпринимательской деятельности