Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы является законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель настоящей работы является попытка обобщения материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
1.1 Развитие института лицензирования
1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности и
стадии их регулирования
2.2 Полномочия правительства РФ и лицензирующих органов при осуществлении лицензирования
2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии
2.4 Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии
2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

передпренимательское право.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования

   1.1 Развитие института лицензирования

   1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства

   1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института

   лицензирования

Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов

деятельности

    2.1 Критерии  определения лицензируемых видов  деятельности и 

    стадии  их регулирования

    2.2 Полномочия  правительства РФ и лицензирующих  органов при осуществлении лицензирования

    2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего

    наличие лицензии

    2.4 Приостановление,  прекращение действия и аннулирование  лицензии

    2.5 Контроль  за соблюдением лицензионных  требований и условий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       В современных условиях стремительного развития рыночных отношений одной  из главных и приоритетных целей  является регулирование и надзор в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации.

       Именно  лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой  особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

       Другими словами, лицензирование есть результат (способ) выполнения обязанности государства соблюсти и защитить права каждого человека и гражданина как отдельно, так в совокупности, т.е. всего общества.

       Тема  посвященная  лицензированию отдельных  видов деятельности в нашей стране в настоящее время,  как никогда актуальна.

       Об  этом свидетельствует и то, что  законодатель пытается совершенствовать существующее законодательство  о  лицензировании посредством принятия новых законодательных актов.

       Законодатель  выделяет особенно важные сферы деятельности, требуя получение специального разрешения на право заниматься ими.

       Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, регулирует гражданское  законодательство, в соответствии с  п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых переделяется законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии. Таким образом, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека. Основанием такого ограничения – ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована в п.2 ст. 1 ГК РФ. 

         Одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование.

       Государство посредством выдачи лицензий выполняет  контрольные функции по отношению  к участникам предпринимательской  деятельности в условиях рынка.

       Это затрагивает интересы многих миллионов   людей как занимающихся предпринимательством, так и пользующихся результатами их труда.

       Немало  важен и тот момент, что существует лишь незначительное  количество научной  литературы по данной теме, особенно работ  комплексного характера. В основном – статьи в периодических изданиях посвящены лицензированию конкретных видов деятельности.

       Объектом  исследования данной работы является законодательство Российской Федерации  в области лицензирования.

       Цель  настоящей работы  является попытка  обобщения  материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования 

1.1 Развитие института  лицензирования 

       Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность  разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811—1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe)1.

       Однако  участие Российской империи в  континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.

       Применение  методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной  деятельности выдача лицензий Министерством  внешней торговли СССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора.

       Формирование  института лицензирования предпринимательской  деятельности в начале 90-х годов ХХ века было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

       Развитие  института лицензирования на рубеже 1991—1992 гг. обусловлено сменой экономических  и правовых формаций; государство  в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

       Наибольшие  темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.

       Принятый  в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

       Современный этап развития лицензирования характеризуется  сокращением числа лицензируемых  видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой3.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства 

       Практически любой вид лицензируемой деятельности, затрагивает в той или иной мере нравственные устои российского общества.

       Однако  непосредственно к таким видам  лицензируемой деятельности относятся: деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей; производство табачных изделий; медицинская деятельность; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II. в соответствии в Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»4; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и некоторые другие5.

       Каждый  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь.6 Данное конституционное право обеспечивается государством не только предоставлением государственными и муниципальными учреждениями бесплатной медицинской помощи, но и иными мерами, в том числе лицензированием.

       Охрана  здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.7

       Охрана  здоровья граждан обеспечивается лицензированием таких видов деятельности, осуществление которых либо последствия осуществления которых могут причинить вред здоровью (физическому и/или психическому) или жизни человека.

       К таким видам деятельности, например, относятся: фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; производство медицинской техники; деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по оказанию протезно-ортопедической деятельности; культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии в Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; деятельность по обращению с опасными отходами.

Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности