Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы является законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель настоящей работы является попытка обобщения материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
1.1 Развитие института лицензирования
1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности и
стадии их регулирования
2.2 Полномочия правительства РФ и лицензирующих органов при осуществлении лицензирования
2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии
2.4 Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии
2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

передпренимательское право.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

       Действие  лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата, о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии31.

       Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о  направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

       Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

       Обжалование решений лицензирующих органов  относится к экономическим спорам и осуществляется в соответствии с гл. 22 АПК РФ32.

       Лицензиат вправе обжаловать указанное решение лицензирующего органа, предъявив исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Порядок обжалования непосредственно в арбитражный суд обусловлен тем, что в Законе о лицензировании не предусмотрена процедура претензионного урегулирования спора с ответчиком.

       В исковом заявлении должны быть подтверждены правовые основания обжалования. К  ним могут относиться: а) несоразмерность  решения, принятого лицензирующим  органом, вреду, причиненному правонарушением  лицензиата, при подтверждении последним факта правонарушения; б) отрицание лицензиатом факта правонарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии. В первом случае в исковом заявлении необходимо привести обоснования того, что выявленные нарушения лицензиата не могли повлечь общественно опасных последствий и лицензирующий орган должен был избрать иные, более гуманные санкции.

       Заявление лицензирующего органа об аннулировании  лицензии также рассматривается  арбитражным судом по месту нахождения ответчика. 

2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий 

       Осуществлять  лицензионный контроль вправе только лицензирующие органы и только в  пределах их компетенции. Компетенция  лицензирующих органов устанавливается положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, утверждаемыми указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

       Единственной  предусмотренной Законом формой лицензионного контроля является проверка деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган не вправе осуществлять контроль лицензиата в иной форме. Лицензирующий орган вправе запрашивать у лицензиата документы только при проведении проверки. В случае если лицензирующий орган запрашивает у лицензиата документы в отсутствие проводимой в установленном порядке лицензионной проверки, последний вправе не представлять их.

       Проверка  лицензирующим органом указанных  проводится путем сопоставления сведений лицензиата со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

       Срок  проведения проверки лицензиата Законом  не установлен. В ряде положений  о лицензировании конкретных видов деятельности настоящий пробел восполнен. Например, в «Положении о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров», утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 373, продолжительность проведения проверки, как правило, не должна превышать 15 дней; только в исключительных случаях на основании обоснованного предложения должностного лица, возглавляющего комиссию, руководитель лицензирующего органа может продлить этот срок не более чем на 15 дней.

       Периодичность проведения проверок также Законом  не определена, хотя это лишило бы лицензирующие  органы потенциальной возможности  злоупотреблять чересчур частыми и, следовательно, необоснованными и  ангажированными проверками. Правительство  РФ в значительном числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности регулирует настоящий вопрос следующим образом. Предусматривается проведение плановых проверок раз в один, два или три года и внеплановых - исключительно для проверки исправления лицензиатом нарушений, выявленных лицензирующим органом в ходе проведения плановой проверки или в случае поступления от органов государственной власти, юридических или физических лиц информации в письменной форме о нарушении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

       Лицензирующий орган по итогам проверки лицензиата вправе составить акт (протокол) с  указанием конкретных нарушений. На основании акта о проведенной проверке лицензирующий орган в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий вправе вынести решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в указанные в этом решении сроки.

       Ведение лицензирующими органами реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, представляет собой специальный учет нормативно определенных данных, позволяющий осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиата.

       В том случае, когда лицензирование конкретного вида деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на данный вид деятельности, как правило, существует один реестр выданных лицензий (исключение составляет лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). Если же лицензирование осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то на данный вид деятельности ведутся автономные реестры в соответствующих субъектах РФ.

       Поскольку указанные виды реестров предназначены  для учета данных по осуществлению  отдельных видов деятельности, они  называются отраслевыми. Обычно сведения об отраслевых реестрах указываются  в положениях о лицензировании конкретного  вида деятельности и исчерпываются вопросами, которые должны быть в них отражены.

       Помимо  отраслевых реестров лицензий в отдельных  субъектах Российской Федерации  ведутся Единые реестры лицензий. Единый реестр формируется из реестров лицензий, которые ведутся лицензионными  органами (отраслевые реестры). В связи с этим органы лицензирования ежемесячно представляют в Управление цен и лицензирования Комитета по экономике администрации Московской области копии реестров, выданных ими за прошедший месяц, а также сведения о всех изменениях, внесенных в отраслевой реестр.

       В реестре лицензий, должны быть указаны:

       а) наименование лицензирующего органа;

       б) наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его  нахождения - для юридического лица;

       в) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

       г) лицензируемый вид деятельности;

       д) срок действия лицензии;

       е) идентификационный номер налогоплательщика;

       ж) номер лицензии;

       з) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

       и) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

       к) основания и даты приостановления  и возобновления действия лицензии;

       л) основания и дата аннулирования  лицензии.

       Перечень  сведений, не является исчерпывающим. Таким образом, законодатель предоставляет возможность органам исполнительной власти закрепить в соответствующих подзаконных нормативных актах необходимость указания в реестрах лицензий иных сведений, отражающих отраслевую специфику лицензиатов. Так, в Положении о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом аудиовизуальных произведений, осуществляемом в кинозале, к "иным" сведениям можно отнести сведения о кинозале (кинозалах), в котором осуществляется публичный показ аудиовизуальных произведений.

       Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и может быть предоставлена не только лицензиатам или иным участникам предпринимательской деятельности, но и любым иным физическим и юридическим лицам. Получение указанной информации является правом, а не обязанностью указанных субъектов.

       Информация, содержащаяся в реестре лицензий, предоставляется в виде выписок  о конкретных лицензиатах. Данная услуга осуществляется на платной основе.

       Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в тот бюджет, за счет которого содержится лицензирующий орган.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы. Институт лицензирования в нашей стране, находится  в стадии развития. Законодателю в  процессе законотворчества следует учесть  прежние ошибки и накопленный опыт, которым  на сегодняшний день, обладают   практические работники лицензирующих органов, а также субъекты предпринимательства.

       Проблемы  усовершенствования системы лицензирования необходимо решать в следующих направлениях: формирование стабильной  нормативно-правовой базы; развитие единой информационной системы лицензирования и поддерживающей ее инфраструктуры; разработка стратегии и определение приоритетных направлений лицензирования предпринимательской деятельности; междуведомственное координирование государственной       политики по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности;  создание эффективной системы контроля за соблюдением субъектами       предпринимательства требований, предъявляемых к осуществлению       лицензируемой деятельности; подготовка специалистов для работы в сфере лицензирования.

       Реализация  государственной политики развития лицензирования в рамках государственных, региональных и отраслевых программ даст возможность сконцентрировать усилия на поддержании наиболее важных отраслей функционирования регионов и государства в целом, будет       способствовать усовершенствованию нормативно-правовой базы,       предоставлению координационно-методической помощи, обеспечению       информационных и консультационных услуг, изучению состояния дел и  целесообразности лицензирования отдельных видов предпринимательской  деятельности, созданию условий для подготовки кадров для работы в сфере       лицензирования.

       В отношении срока действия лицензии думается, что срок 5 лет является наиболее оптимальным. Но при этом следует проводить регулярные проверки деятельности лицензиата, на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, высококвалифицированными специалистами лицензирующих органов.

       Количество  лицензируемых видов деятельности расширять, на мой взгляд, не следует. Работа должна вестись не в экстенсивном направлении (путем расширения перечня  видов лицензируемой деятельности), а в интенсивном (путем предъявления более жестких требований к соискателям лицензии), а именно: не допущении формализма, всесторонней проверки лицензиата на предмет качества оказываемых услуг и производимой им продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.

2. Гражданский  кодекс Российской федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1 // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46.

4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ // «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.

5. Постановление Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006 № 45 // «Собрание законодательства РФ», 06.02.2006, № 6.

6. «Основы  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан»  от 22.07.1993г.  № 5487-1.// «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, № 33.  

Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности