Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы является законодательство Российской Федерации в области лицензирования.
Цель настоящей работы является попытка обобщения материалов по деятельности государства, связанной с выполнением контрольных функций по отношению к субъектам лицензирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие и общая характеристика лицензирования
1.1 Развитие института лицензирования
1.2 Лицензирование как способ защиты прав гражданина и государства
1.3 Понятие, сущность, принципы и юридическая природа института
лицензирования
Глава II. Правовые основы лицензирования отдельных видов
деятельности
2.1 Критерии определения лицензируемых видов деятельности и
стадии их регулирования
2.2 Полномочия правительства РФ и лицензирующих органов при осуществлении лицензирования
2.3 Получение и переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии
2.4 Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии
2.5 Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

передпренимательское право.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

       Для получения лицензии соискатель предоставляет  в соответствующий лицензирующий  орган следующие документы:

       - юридическое лицо: 1) заявление о  предоставлении лицензии с указанием  наименования и организационно-правовой  формы юридического лица, места  его нахождения, лицензируемого  вида деятельности, который он  намерен осуществлять; 2) копию учредительных  документов; 3) копию документа о государственной регистрации; 4) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 5) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; 6) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

       - индивидуальный предприниматель  обязан представить в лицензирующий  орган следующие документы: 1) заявление  о предоставлении лицензии с  указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, лицензируемого вида деятельности, который он намерен осуществлять; 2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; 3) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; 4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; 5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

       Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством. Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом23.

       Документы, необходимые для получения лицензии, представляются соискателем в подразделение лицензирующего органа, ведающее вопросами лицензирования. Каждое ведомство самостоятельно определяет, будет ли осуществлять лицензирование отдельное подразделение или соответствующие функции объединить с другими функциями и передать их осуществление одному подразделению.

       Единственными источниками лицензионных требований и условий являются положения  о лицензировании конкретных видов  деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Но Президент РФ, будучи исключенным из числа лицензионных органов, тем не менее, имеет возможность влиять на осуществление лицензирования, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, составной частью которой является лицензирование24.

       Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган обязан принять в течение 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Закон предусматривает возможность установить в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. И, в частности, в Положении о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов срок для принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии установлен в 30 дней с даты получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

       Решение о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении) оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа25.

       Основаниями для отказа лицензирующего органа в  предоставлении лицензии, являются: 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной  или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям26. Иных оснований для отказа в предоставлении лицензии Законом не предусмотрено.

       После принятия лицензирующим органом  решения о предоставлении лицензии лицензиат имеет право на получение  дубликатов документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат такого документа - это копия, заверенная лицензирующим органом. Основанием получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, является наличие у лицензиата обособленных подразделений, расположенных вне места его нахождения и осуществляющих все его функции или ту их часть, которая отнесена к лицензируемому виду деятельности лицензиата.

       Соискатель  лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие в порядке, установленном законодательством РФ27.

       Соискатели  лицензии - индивидуальные предприниматели  вправе обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или  его бездействие в административном порядке (т.е. вышестоящему органу или должностному лицу) и в судебном порядке (в арбитражный суд РФ).

       Переоформление  документа, подтверждающего наличие  лицензии, - это факультативная стадия лицензирования, заключающаяся в  выдаче лицензиату в упрощенном порядке  нового документа, подтверждающего наличие лицензии.

       Основаниями для переоформления документа, подтверждающего  наличие лицензии, являются следующие  обстоятельства: 1) преобразование юридического лица; 2) изменение наименования или  места нахождения юридического лица, изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя; 3) утрата лицензиатом документа, подтверждающего наличие лицензии.

       Срок  подачи лицензиатом заявления о  переоформлении лицензии установлен в 15 дней с момента наступления  любого основания для переоформления лицензии.

       Соответственно, в случае изменения организационно-правовой формы лицензиат обязан подать заявление  о переоформлении лицензии в течение 15 дней с момента государственной  регистрации вновь возникшего юридического лица.

       В случае перемены имени лицензиат - индивидуальный предприниматель обязан подать в лицензирующий орган соответствующее заявление в течение 15 дней с момента государственной регистрации перемены имени.

       В случае перемены места жительства лицензиат - индивидуальный предприниматель подает заявление о переоформлении лицензии в течение 15 дней с момента государственной регистрации органом регистрационного учета по новому месту жительства.

       Необходимо  отметить, что непереоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, когда лицензиат обязан его переоформить в связи с установленными настоящей статьей основаниями, является грубым нарушением лицензионных требований и условий и может стать основанием для приостановления действия лицензии28.  
 
 

2.4 Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии 

       Приостановление действия лицензии представляет собой  превентивную меру государственного воздействия, имеющую целью предотвратить  или пресечь противоправную деятельность лицензиата. Приостанавливать действие лицензии вправе только выдавший ее лицензирующий орган, указанные санкции применяются в случае выявления последним либо иным государственным органом нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий29.

       Основаниями для приостановления действия лицензии являются: 1) неоднократное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий; 2) грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий; 3) обращение лицензионного органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

       Неоднократные нарушения - два и более нарушения лицензиатом одного лицензионного требования либо два и более нарушения разных лицензионных требований. Неоднократность означает не просто несколько нарушений лицензионных требований и условий, а несколько выявлений лицензирующим органом нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий. Иными словами, если по результатам одной лицензионной проверки лицензирующий орган выявит несколько нарушений (как одного лицензионного требования, так и нескольких), то это не является неоднократным нарушением лицензионных требований и условий.

       Мнение  лицензирующего органа о том, что  лицензиат допустил неоднократные  нарушения лицензионных требований и условий в отсутствие оформленного в установленном порядке документа (документов), подтверждающего (подтверждающих), что им уже ранее были выявлены одно или несколько нарушений (ими являются, как указывалось выше, акт проверки и решение, обязывающее устранить выявленные в результате проверки нарушения), является необоснованным, т.к. не доказано имеющим юридическое значение документом, принятым этим же лицензирующим органом в более ранний период времени.

       Необходимо  отметить, что при наличии указанных  обстоятельств лицензирующий орган  вправе приостановить действие лицензии, но не обязан это сделать, т.е. приостановление действия лицензии всегда является правом лицензирующего органа, но не его обязанностью.

       Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии по результатам собственной  надзорной деятельности либо на основе нарушений, выявленных государственными органами: к последним относятся не только специализированные надзорные и контрольные органы, но и иные органы государственной власти, например органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности РФ и др.

       Приостановлению действия лицензии лицензирующим органом всегда предшествует его обращение к лицензиату, в котором указаны выявленные по результатам надзора нарушения лицензионных требований и условий, определенных федеральным законом либо положениями о лицензировании, утвержденными постановлениями Правительства РФ.

       Одновременно  с приостановлением действия лицензии лицензирующий орган обязан установить лицензиату срок для устранения нарушений, ставших основанием приостановления  действия лицензии. Данный срок не может  превышать шести месяцев. После  устранения нарушений лицензиат уведомляет об этом лицензирующий орган с приложением всех необходимых документов.

       Лицензиат обязан уведомить в письменной форме  лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой  приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

       Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается30.

       Основаниями для аннулирования лицензии, являются: 1) неустранение лицензиатом в указанный лицензирующим органом срок грубых или неоднократных нарушений лицензионных требований и условий; 2) неуплата лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев со дня предоставления лицензии; 3) нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.

         Аннулирование лицензии осуществляется  в судебном порядке на основании заявления лицензирующего органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

       Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию только тогда, когда лицензиат не оплатил лицензионный сбор за предоставление лицензии в течение трех месяцев после предоставления лицензии.

       В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или  места его нахождения, либо изменения  имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель — обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности