Лицензирование отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:38, контрольная работа

Описание

Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иными законами и подзаконными актами

Содержание

ведение…………………………………………………………………………...3
1. Объект лицензирования………………………………………………………..5
1.1 Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности............................................................................................................5
1.2 Понятие и субъектный состав лицензирования…………………………….9
2. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности……………13
2.1 Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом «О лицензировании…»………………………………………………………….13
2.2 Система лицензирования……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

КР прав.осн.ПП.docx

— 43.79 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА» 
 
 
 
 
 
 

                                     Кафедра «У и ЭП» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Правовые основы предпринимательства» 

на тему:  «Лицензирование отдельных видов деятельности ». 
 
 
 
 
 
 

        Выполнила студентка 
      группы ФЗК-32 
      Фаттахова Э.И.

      Шифр 0901486

      Проверила:

 
 
 
 
 
 

Уфа - 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Объект лицензирования………………………………………………………..5

1.1 Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности............................................................................................................5

1.2 Понятие и  субъектный состав лицензирования…………………………….9

2. Особенности  лицензирования отдельных видов  деятельности……………13

2.1 Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом «О лицензировании…»………………………………………………………….13

2.2 Система лицензирования……………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...25 

 

     Введение

     В Российской Федерации провозглашена  свобода предпринимательской деятельности.

     Вместе  с тем, осуществление предпринимательской  деятельности может требовать от предпринимателя соответствия определенным параметрам. Это особенно актуально, когда осуществляемая деятельность связана с риском для жизни  и здоровья людей (например, производство лекарственных препаратов).

     Поэтому предприятия, осуществляющие отдельные  виды деятельности, подлежат дополнительной проверке со стороны органов государственной  власти.

     При этом для эффективного развития современной  экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или  необоснованного сокращения лицензируемых  видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток  лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства  с рыночной экономикой. В настоящее  время пришло осознание того, что  государственное влияние эффективнее  тогда, когда устанавливаются общие  правовые рамки деятельности, в которых  предоставляется полная свобода  предпринимательской инициативе. При  этом очень важны детальная правовая регламентация указанного явления  на федеральном уровне и единый законодательный  подход к формированию перечня лицензируемых  видов деятельности.

     Правовое  регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иными законами и подзаконными актами.

     В настоящее время наблюдается  тенденция к сужению круга  лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода  к разработке нормативно-правовой базы. В противном случае, это может  повлечь неблагоприятные последствия.

     Так, например, при отказе от лицензирования какого-либо потенциально опасного вида деятельности необходимо введение иного  института, способного свести к минимуму негативные последствия, например, страхования  данного вида деятельности.

     Учитывая, что в последнее время наблюдается  тенденция к сужению круга  лицензируемых видов деятельности, вопрос о необходимости отдельных  видов деятельности является актуальным на современном этапе.

 

     1. Объект лицензирования.

     1.1 Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности.

     Положения п. 1 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ определяют область общественных отношений, а также объект и субъектный состав правоотношений, подпадающих под действие данного закона.

     Исходя  из положений настоящего пункта объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения  лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области  лицензирования отдельных видов  деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение  реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности  за нарушение законодательства о  лицензировании отдельных видов  деятельности) функции лицензирующих  органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных главой 2 ст. 12 Закона № 99-ФЗ, а именно 49 видами деятельности. Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие комментируемого Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования.

     Анализ  истории лицензирования в России показывает непродуктивность регулирования  отношений, складывающихся в сфере  лицензирования, большим количеством  разноуровневых нормативных актов. Так, Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предоставил свободу субъектам предпринимательства, в том числе и в выборе сфер деятельности. Государство оставило за собой монопольное право на осуществление лишь небольшого перечня видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами, особо опасными заболеваниями, орденами и медалями, а также производством ликероводочных и табачных изделий (п. 3 ст. 21 Закона). Перечень лицензионных видов деятельности и порядок получения лицензии определялись Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченными ими органами. Последующие корректировки законодательства, уравнявшие в правах субъекты РФ, распространили названные права на исполнительные органы власти краев, областей и городов федерального значения. В тот период в лицензионном нормотворчестве принимали участие и Верховный Совет СССР, и Президент, и Правительство Российской Федерации. Большую активность во внедрении системы лицензирования проявили отраслевые министерства. Таким образом, к началу 1993 г. были изданы более ста документов по вопросу лицензирования. В результате сложилась ситуация, при которой лицензированию подлежали почти все виды деятельности. Бессистемное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий привело к тому, что арбитражные суды начали рассматривать иски об отмене актов, вводящих лицензирование, участились случаи обращения в суд предприятий, которым было отказано в выдаче лицензий.

     Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В последние  годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства  в хозяйственную деятельность предприятий  стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное  влияние эффективнее тогда, когда  устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых  предоставляется полная свобода  предпринимательской инициативе.

     В главе 1 ст.1 Закона № 99-ФЗ строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это, прежде всего, органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.

     К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует  отнести Правительство РФ, поскольку  на него возложены такие важные в  области лицензирования задачи, как  утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение  федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых  органами исполнительной власти субъектов  РФ.

     В РФ отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и  учреждениями независимо от организационно правовой формы, а также физическими  лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.

     Лицензирование  отдельных видов деятельности, являясь  формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и  требования его осуществления. Поэтому  допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и  социальным издержкам, создавая препятствия  на пути становления частного бизнеса  и вхождения в рынок новых  предпринимательских структур.

     С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного  предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует  соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение  лицензии.

     Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий  лицензирующий орган заявление  о предоставлении лицензии, в котором  указываются:

     - полное и (в случае, если имеется)  сокращенное наименование, в том  числе фирменное наименование, и  организационно-правовая форма юридического  лица, место его нахождения, адреса  мест осуществления лицензируемого  вида деятельности, который намерен  осуществлять заявитель, государственный  регистрационный номер записи  о создании юридического лица  и данные документа, подтверждающего  факт внесения сведений о юридическом  лице в единый государственный  реестр юридических лиц, - для  юридического лица;

     - фамилия, имя и (в случае, если  имеется) отчество индивидуального  предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого  вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

     - идентификационный номер налогоплательщика  и данные документа о постановке  соискателя лицензии на учет  в налоговом органе;

     - лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

     . К заявлению о предоставлении  лицензии прилагаются:

     1) копии учредительных документов  юридического лица, засвидетельствованные  в нотариальном порядке;

     2) копии документов, перечень которых  определяется положением о лицензировании  конкретного вида деятельности  и которые свидетельствуют о  соответствии соискателя лицензии  лицензионным требованиям, в том  числе документов, наличие которых  при осуществлении лицензируемого  вида деятельности предусмотрено  федеральными законами;

Информация о работе Лицензирование отдельных видов деятельности