Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.

Содержание

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

малое предприн.docx

— 883.41 Кб (Скачать документ)

Благодаря поддержке областного правительства новосибирские МП инвестируют в основной капитал  в 5,5 раза больше, чем в среднем  по РФ (а рост в первом полугодии 2010 г. — 2,1% против падения на 15,3% в  среднем по РФ), возражает Буеву  заместитель министра промышленности и развития предпринимательства  региона Юрий Соколов. На поддержку  малого и среднего предпринимательства  с учетом федеральных средств  регион направил в 2009 г. 730 млн руб., в 2010 г. — около 500 млн руб., привел данные Соколов. Правда, прокомментировать  изменение среднесписочной численности  сотрудников и уменьшения количества МП на 100 000 населения чиновник не смог.

Владимир Демидов, начальник  управления развития предпринимательства  администрации Волгоградской области, считает результаты полугодового мониторинга  НИСИПП «некорректными», поскольку  в них не учитываются данные по микропредприятиям. «В 2009 г. по области  у нас было 5100, а сегодня 3033 малых  предприятия. Сократилось на 2067, но за этот же период число микропредприятий выросло с 21 351 до 25 800. То есть субъектов  микробизнеса у нас стало на 4649 больше. Нет никакого сокращения, наоборот, есть рост, — уверяет Демидов. —  Просто предприятия малого бизнеса  перетекли в микробизнес».

По словам чиновника, гранты в Волгоградской области получили более 1000 предприятий и возможности  отследить всех у администрации  нет: «Единственное, что мы в состоянии  отследить, — это гранты начинающим предпринимателям по конкурсу Минэкономразвития. Там выживаемость — более 80%».

Александр Чупринов, начальник  управления развития малого и среднего бизнеса правительства Московской области, считает смешным предположение  экспертов НИСИПП, что сокращение числа малых предприятий идет за счет получивших господдержку. По его  словам, перед администрацией Московской области отчитались все предприятия, эту поддержку получившие. «Да  и данные об уменьшении числа предприятий  явно не соответствуют действительности, — настаивает Чупринов. — По данным налоговой, за 2010 г. в области было зарегистрировано 14 776 новых предприятий, а снято с учета всего 4800».

С 1 января 2011 года для всех налогоплательщиков, применяющих "упрощёнку" (УСН) и "вменёнку" (ЕНВД), ставка страховых взносов увеличивается на 20% (с 14% до 34%). При общем режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов (с 26% до 34%).

В результате для предпринимателей и предприятий, работающих по упрощённой системе налогооблажения (УСН) и  по единому налогу на вменённй доход (ЕНВД), финансовая нагрузка вырастет в 2,4 раза, для применяющих общий  режим налогообложения - чуть меньше, в 1,3 раза.

По самым осторожным оценкам  экспертов, делать это сейчас не совсем разумно, а по самым радикальным  мнениям — смертельно для российского  малого бизнеса.

При этом отметим, что с 2010 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника предприятия (нарастающим итогом с начала года, если данная сумма превышается, то взносы не начисляются, согласно п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ).

Другими словами это означает, что данные лимиты фактически направленны  против развития малого бизнеса, так  как для крупного бизнеса увеличения страховых взносов не произойдет, а во многих случаях даже очевидна тенденция к их уменьшению.

Несмотря на мероприятия  по поддержке субъектов малого предпринимательства, создание новых частных предприятий  идет очень скромными темпами. Виной  тому может стать как малая  предпринимательская активность, так  и последствия финансового кризиса, которые сказываются на покупательной  способности большей части населения  нашей страны.

 

4.3. Перспективы развития малого предпринимательства

Несмотря на серьезность  проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет  перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего следует  ограничить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру  регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс  сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно  уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно  для начинающих предпринимателей в  первую очередь в таких видах  деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

На наш взгляд, следует  сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных  для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых  предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга  франчайзинга. Если франчайзинговая  система завоевывает у нас  в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса  должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит  в области подготовки и повышения  квалификации предпринимателей. В сфере  малого бизнеса работают около 8 млн  человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность  эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем  по данным социологических опросов  свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области  малого бизнеса. Особенно актуальна  задача профессиональной подготовки руководителей  таких предприятий. На сегодняшний  день в стране функционирует около 900 тысяч предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20-30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тысяч предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

В соответствии с Федеральным  законом «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют  права вводить, какие-то не было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.

Большинство респондентов второго  проведенного опроса ответили, что  конкуренция в настоящее время  является для них более серьезной  проблемой, чем государственное  регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике  предприниматели называли конкуренцию  наиболее важной проблемой. Такое внимание конкуренции свидетельствует о  том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению  чиновников они в определенной степени  приспособились, а приспосабливаться  к конкуренции им придется постоянно.

Таким образом, у малого бизнеса  в России есть резервы для дальнейшего  развития. По нашим ориентировочным  расчетам в ближайшие годы число  малых предприятий в России может  увеличиваться до 1,4 – 1,5 млн. единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8 – 3,2 трлн. руб. таким образом, занимая примерно 14 – 15% в составе ВВП страны, предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Малое предпринимательство  в зарубежных странах.

 

5.1. Поддержка малого бизнеса в японской экономике

Япония входит в первую тройку самых мощных экономик, обладая  весьма ограниченными природными ресурсами. Однако главным богатством этой страны является предпринимательский сектор (около 73% занятого населения).

Среди экономически развитых стран Япония занимает лидирующее место, как по уровню развития МПС, так и степени их взаимодействия с крупными предприятиями. Правительство Японии постоянно оказывает законодательную, организационную, техническую и финансовую поддержку сектору МСП. Государственная ежегодная поддержка малого и среднего бизнеса достигает 0,3% расходного бюджета страны. Кроме того, значительную финансовую поддержку оказывают местные бюджеты, есть еще косвенные поступления из других бюджетных и частных источников (развитие науки и техники, образование, экономическое содействие и т.п.).  При этом государственные средства в основном служат для оказания косвенной финансовой помощи сектору МСП (развитие инфраструктуры поддержки, создание различных фондов, предоставление гарантий, проведение исследований и т.п.), а также для привлечения средств частного капитала.

Современная система государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  формировалась в Японии не менее 40 лет. Ее высокая результативность объясняется не только крупной финансовой и иной поддержкой. Главное –  тонкий механизм балансировки, не допускающий  перехода за грань, когда эта помощь приводит к бесполезному проеданию  госбюджета.

«Японский успех» в области  эффективности НТП и проникновения  на внешние рынки опирается на высокую внутреннюю конкуренцию, степень  которой выше, чем в других развитых странах. Все это влияет и на крупный  бизнес, и, что важно, на создание общества, его дух. Высококонкурентная среда  Японии насквозь пронизана государственной  регламентацией.

Гарантом сбалансированности интересов государства и некрупного предпринимательства выступают  всевозможные общественные организации. Правительство стимулирует создание таких фирм, объединяющих представителей среднего и мелкого бизнеса, для  того чтобы они активно участвовали  в выработке государственной  политики и принятии решений. Отслеживание интересов мелкого и среднего бизнеса занята разветвленная сеть торгово-промышленных советов, которые имеются даже в сельских поселках. В Японии такие советы – это общественные организации с прямым выходом на государственные органы всех уровней. На общенациональном уровне они объединены Торгово-промышленной палатой, также являющейся общественной организацией.

Законодательно определен  и ценз предприятий, которые могут  претендовать на статус малых и средних, включающих дифференцированные по сферам деятельности ограничения по числу занятых (в промышленности, на транспорте и строительстве – не более 300 человек, в оптовой торговле – 100, а в розничной и сфере услуг – человек). Есть также ограничения по величине уставного капитала: в промышленности, строительстве и на транспорте он не должен быть выше 770 тыс. долл., в оптовой торговле – 230 тыс., а в розничной торговле и сфере услуг – 77 тыс. долл.

По закону к малым предприятиям относятся те, где число занятых  не превышает 20 человек в промышленности и 5 – в сфере торговли и услуг. В основном это предприятия потребкооперации, а также вспомогательных производств.

Важное место в системе  поддержки занимает рационализация управления внутри малых предприятий: правильное ведение бухгалтерского учета, оптимальное распределение собственных и заемных средств, внутрифирменный менеджмент и планирование, умение налаживать контакты с потенциальными партнёрами и заказчиками, улучшение психологического климата коллектива фирмы – эти и многие другие дисциплины теории и практики управления доводятся до каждой некрупной фирмы. Существенный момент поддержки – оптимизация размеров предприятия в соответствии с требованиями НТП в каждой конкретной сфере экономической деятельности. Сюда тесно примыкает кооперирование некрупного бизнеса, которое позволяет повышать конкурентоспособность, противодействовать монопольному диктату крупных фирм, а также иностранным конкурентам. Поэтому само кооперирование – не только цель, но и средство государственной поддержки не крупного предпринимательства.

Следующая цель поддержки  – содействовать взаимопомощи некрупных  предприятий, чтобы максимально  сократить число банкротств. В результате Япония резко выделяется среди развитых стран крайне низким уровнем банкротств. Из вновь образующихся небольших предприятий в течении года там разоряются не более 5%, в то время как в США их около 30%.

Кроме того набор главных  средств входят:

- специальное финансирование  и льготное кредитование, гарантирование  займов;

- льготное налогообложение  и особый порядок амортизации;     

- организация обучения  и повышение квалификации кадров;

- консультирование, оказание  научно-технического и информационного  содействия;

- кооперирование.

 

5.2. Программы поддержки малого бизнеса в США

США, обладая самой мощной экономической системой, активно  поддерживают и развивают малое  предпринимательство, считая его гарантом дальнейшего успешного социально-экономического развития страны и конкурентоспособности  на мировых рынках. Это подтверждается государственной политики США в  отношении малого бизнеса, проводимой Администрацией малого бизнеса при  Президенте США (АМБ). Столь высокий  государственный статус этого федерального агентства позволяет осуществлять тесное взаимодействие различных государственных, частных и общественных организаций  в целях эффективного развития малого предпринимательства. АМБ со временем превратилась в крупнейшего финансового попечителя малого бизнеса, обеспечивающего гарантии по кредитам на сумму 46 млрд долл. и обладающего портфелем венчурных инвестиций на сумму свыше 13 млрд долл. это агентство также стало организатором национальной инфраструктуры по оказанию широчайшего спектра деловых услуг малым предприятиям и координатором многочисленных программ поддержки предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство