Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.

Содержание

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

малое предприн.docx

— 883.41 Кб (Скачать документ)

- количеству собственников;

- организационно-правовым  формам;

- организационно-экономическим  формам.

По формам собственности  предприятие могут быть: частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По численности собственников  предпринимательская деятельность может быть: индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения доли (совместная собственность).

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают: товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно-экономическим  формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы (ФПГ), холдинги.

Классификация по виду или назначению показана на рис. 1.1.     

 

 

 

Рис. 1.1.  Виды предпринимательской деятельности

1.3. Роль малого предпринимательства в экономике

Малые предприятия имеют  важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технически и организационное нововведение. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированное в Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства.

  Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:

- численностью малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей  в общей численности субъектов  рыночной экономики;

- вкладом малых предприятий  в создании ВВП, в производство  продукции;

- вкладом субъектов малого  предпринимательства в формирование  федерального и региональных  бюджетов;

- ростом численности на  малых предприятиях занятого  трудоспособного населения, вкладом  в сокращении числа безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения;

- навыками дееспособных  граждан в создании собственного  дела, накоплением опыта управления  предприятиями.

Усиление роли малого предпринимательства  в экономике зависит от увеличения числа малых предприятий и  индивидуальных предпринимателей, принимающих  участие в хозяйственной деятельности.

Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а так же рост занятости населения  по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Деятельность малых предприятий  характеризуется более высокой  производительностью труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка  и на малых строительных предприятиях.

Малые предприятия более  эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

Важным результатом деятельности малых предприятий является рост инвестиций в основной капитал малых предприятий, что позволяет им повышать технический уровень производства, наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений,  способствующих лучшему удовлетворению  потребностей населения в товарах;

- расширение ассортимента  и повышение качества товаров,  работ, услуг. Стремясь к удовлетворению  запросов потребителей, малый бизнес  способствует повышению качества  товаров (работ, услуг);

- приближение производства  товаров и услуг к конкретным  потребителям;

- содействие структурной  перестройке экономики. Малое  предпринимательство придает экономике  гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечение личных средств  населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях  вкладывают свои капиталы в  дело с большой заинтересованностью, чем в крупных;

- создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня  безработицы;

- более эффективное использование  творческих способностей людей,  раскрытие их талантов, освоение  различных видов ремесел, народных  промыслов;

- вовлечение в трудовую  деятельность отдельных групп  населения, для которых работа  на крупном производстве имеет  определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников. Владельцев предприятий (фирм, компаний);

- активизация НТП;

- освоение и использование  местных источников сырья и  отходов крупных производств;

- содействие деятельности  крупным предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

- освобождение государства  от низкорентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды  и выкупа.

Практика показывает, что  технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений мобильность  технологических изменений, быстрый  рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

 

1.4. Преимущества  и недостатки малого предпринимательства        

     Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:

- более быстрая адаптация  к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость  действий малых предприятий, гибкость  и оперативность в принятии  и выполнении принимаемых решений;

- относительно невысокие  расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

- большая возможность  индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность  в первоначальном капитале и  способность быстро вводить изменения  в продукцию и в процесс  производства;

- относительно более высокая  оборачиваемость собственного капитала.

Собственники малых предприятий  более склоны к сбережению и инвестированию, у них всегда более высокий  уровень личной мотивации, что положительно сказывается в целом на деятельность предприятия. Малые предприятия  лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения  по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействует подготовке работников и распространению практических знаний.

Однако, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки:

- более высокий уровень  риска, что обуславливает высокую  степень неустойчивости положения  на рынке;

- большая зависимость  от крупных компаний;

- ошибки в управлении  собственным делом;

- слабая компетентность  руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании  дополнительных финансовых средств  и получения кредитов;

- неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнёров при  заключении договоров.

Большинство неудач малых  фирм связанно менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников малых предприятий. В регулярно проводимых опросах  главными причинами неудач называют:

- некомпетентность бизнесменов;

- несбалансированный опыт;

- нехватка опыта в коммерции,  финансах, поставках, производстве, управлении и в единичных формах  владения и в товариществах;

- не умение заводить  и поддерживать деловые связи  и контакты.

Однако менее благоприятные  условия хозяйствования, чем у  крупных предприятий, обусловливают  меньшую устойчивость и конкурентоспособность  малого предприятия, поэтому оно  нуждается в государственной  поддержке.

Так же недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет  объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно  наличие теневой экономики. Малое  предприятие «уводят в тень»  такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы  сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем  выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.

  1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России

 

С 1 января 2008 года вступил  в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее также  – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных  в Федеральном законе, является принципиально  новый подход к критериям выделения  субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения  предприятий к соответствующей  категории являются средняя численность  работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости  активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также  физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки  от реализации товаров (работ, услуг) для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

- для микропредприятий – 60 млн. рублей;

- для малых предприятий – 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов  устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет  с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство