Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.

Содержание

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

малое предприн.docx

— 883.41 Кб (Скачать документ)

 

Рост показателя свыше 20% отмечен в Вологодской области (на 29,7%), Чувашской Республике (на 28,6%), Магаданской (на 28,0%) и Новосибирской (на 26,2%) областях, Республике Хакасия (на 26,2%), Забайкальском крае (на 25,2%), Тверской (на 23,0%), Ивановской (на 23,0%), Архангельской (на 21,0%) и Амурской (на 20,3%) областях.

Наихудшая динамика показателя наблюдается в Чукотском АО: объем  оборота МП региона за 1 квартал 2010 года сократился более чем в 2 раза по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Сильное сокращение объема оборота  МП также зафиксировано в Волгоградской  области (на 43,9%).

Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено в Самарской области (на 28,9%), Чеченской Республике (на 28,9%), Московской области (на 24,8%), Ненецком АО (на 24,8%), Свердловской (на 23,2%) и Мурманской (на 23,0%) областях, Республике Алтай (на 14,5%), Пермском крае (на 12,1%), Удмуртской (на 12,1%) и Карачаево-Черкесской (на 10,1%) Республиках.

 

 

 

 

 

Распределение регионов по группам с различной динамикой оборота МП в январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)

 

Таблица 2.6

Изменение объемов  оборота

Количество регионов

Очень сильное сокращение (свыше 50%)

1

Сильное сокращение (30-50%)

1

Среднее сокращение (10-30%)

11

Небольшое сокращение (до 10%)

21

Небольшое увеличение (до 10%)

16

Среднее увеличение (10-30%)

27

Сильное увеличение (30-50%)

2

Очень сильное увеличение (свыше 50%)

4


 

 

2.4 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях

 

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 квартале 2010 года в целом по РФ составил 36 704,4 млн. рублей, что на 16,8% ниже показателя  за аналогичный период прошлого года.

Положительная динамика отмечена только в Дальневосточном федеральном  округе (показатель вырос на 2,7%). В  Уральском федеральном округе показатель снизился на 41,0%, в Центральном –  на 26,7%, в Приволжском – на 17,4%, в Сибирском – на 2,0%, в Южном  – на 0,6%.

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в  связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где  значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся  Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Чукотский АО.

По итогам 1 квартала 2010 года в 38 регионах отмечена положительная  динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Лидерами по росту показателя выступили Республика Дагестан (показатель вырос в 36,2 раза), Еврейская автономная область (в 1,3 раза), Ямало-Ненецкий АО (в 6,9 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 4,7 раза), Забайкальский  край (в 3,5 раза), Республика Саха (Якутия) (в 3,5 раза), Ленинградская (в 3,1 раза), Магаданская (в 2,4 раза) и Рязанская (в 2,0 раза) области.

 

 

 

Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г.

Таблица 2.7

Федеральные округа

Объем инвестиций в основной капитал на МП 
в январе-марте 2010 г.

млн. руб.

на душу населения, руб.1

в % к  январю-марту 2009 г.2

РФ

36 704,4

258,6

83,2

Центральный ФО

9 047,4

243,7

73,3

Северо-Западный ФО

2 764,2

205,7

99,4

Южный ФО

7 435,6

542,2

3

Северо-Кавказский ФО

624,7

67,5

3

Приволжский ФО

7 777,4

258,3

82,6

Уральский ФО

2 193,1

178,6

59,0

Сибирский ФО

5 883,9

300,8

98,0

Дальневосточный ФО

978,2

151,9

102,7


1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.

2 с учетом региональных ИПЦ

3 данные об ИПЦ по Южному ФО и Северо-Кавказскому ФО за рассматриваемый период отсутствуют, поэтому сделать сравнение значений показателя не представляется возможным

 

Сильное увеличение показателя (30-50%) зафиксировано в Астраханской области (на 96,5%), Ханты-Мансийском АО (на 85,5 %), Иркутской области (на 82,8%), Липецкой области (на 81,0%), Республике Тыва (на 80,2%), Пензенской области (на 76,5%), Удмуртской Республике (на 74,4%), Карачаево-Черкесской Республике (на 63,7%), Архангельской (на 60,0%) и Кемеровской (на 52,4%) областях, а также в Республике Хакасия (на 51,3%).

Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП наблюдается в Республике Калмыкия (на 93,8%) и Курской области (на 91,1%).

Более чем на 50% показатель сократился в Ставропольском крае (на 83,6%), Владимирской области (на 80,7%), Ненецком АО (на 79,4%), Курганской области (на 73,9%), Пермском крае (на 69,3%), Брянской (на 66,0%), Калининградской (на 63,7%), Саратовской (на 62,6%) и Тульской (на 62,2%) областях, Хабаровском крае (на 55,8%), Новгородской (на 55,6%) и Ивановской (на 51,5%) областях, Республике Коми (на 51,3%) и Тюменской  области (на 50,8%).

 

 

 

 

Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в      основной капитал на МП в  январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г.         (с учетом ИПЦ)

Таблица 2.8

Изменение объемов  инвестиций

Количество регионов

Регионы, данные по которым  отсутствуют

3

Сильное сокращение (50-100%)

16

Среднее сокращение (30-50%)

11

Небольшое сокращение (до 30%)

15

Небольшое увеличение (до 30%)

10

Среднее увеличение (30-50%)

8

Сильное увеличение (50-100%)

11

Очень сильное увеличение (свыше 100%)

9


 

 

Основные выводы:

1. По итогам 1 квартала 2010 г. в целом по стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением объема оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика.

2. На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,5%. Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

3. Итоги деятельности малых предприятий в 2009 г. в региональном разрезе можно охарактеризовать как разнонаправленные. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионе, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Проблемы развития малого предпринимательства в России

 

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество  проблем, которые надо было как можно  быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности  и решить, кому будет позволено  владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким  образом, с помощью какого механизма  и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало  так же создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективное  системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости  фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы  экономических отношений, новые  типы собственности и новые виды сделок.

Требовалось подобрать и  обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и  вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало  также добиться признания населения  новых правил игры.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции  и регулирования и найти способ решения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает  систему гигантских неэффективных  частных монополий.

Следовало определить порядок  государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать  налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущена, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.

Большинство этих проблем  в полной мере относятся и к  малому бизнесу. Проблемы дальнейшего  его развития в России остаются в  основном те же:

- недостаточность начального  капитала и собственных оборотных  средств;

- трудности с получением  банковских кредитов;

- усиление давления криминальных  структур;

- нехватка квалифицированных  бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

- сложности с получением  помещений и крайне высокая  арендная плата;

- ограниченные возможности  получения лизинговых услуг;

- отсутствие должной социальной  защищенности и личной безопасности  владельцев и работников малых  предприятий.

Дело в том, что среди  проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают  другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить  в теневую экономику. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% ВВП.

По данным журнала «Эксперт»  доля теневой заработной платы снизилась  с 35,2% в 2008 году до 27-28% в 2010 году, занимая  по-прежнему значительный удельный вес. Называется три главные причины  такого положения:

- сохраняющиеся высокие ставки налогов, и прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;

- не доверие к власти, не уверенность в стабильности  экономического и общественного  положения;

- боязнь криминальных  структур.

По степени важности (в  разных источниках) основные проблемы малого бизнеса располагаются в  следующем порядке:

- высокий уровень налогообложения;

- недоступность кредитных  ресурсов;

- административные барьеры.

Предприятия малого бизнеса  в России сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас отсутствовал . это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. Ясно, что предельно напряжённый государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляция.

Для развития малого бизнеса  требуется тщательно выверенная, последовательно приводимая в жизнь  система отбора, позволяющая предоставлять  ощутимые приоритеты, тем, кто более  полезен обществу. На сегодня это  означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной  дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного  спроса. Следует создавать механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и  связанное с внешне-экономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство