Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.

Содержание

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

малое предприн.docx

— 883.41 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим наиболее важные направления и программы государственной  поддержки и развития малого предпринимательства, реализуемые АМБ. Целью их является стимулирование инициатив по совершенствованию  системы поддержки и развития малых предприятий на федеральном, региональном и местных уровнях. Разумеется, в силу множества обстоятельств  американский опыт поддержки не может  быть применим в нашей стране. Однако изучение этого опыта, постепенное заимствование наиболее эффективных приемов с соответствующей адаптацией к нашим условиям позволяет значительно улучшить систему оказания деловых услуг малым предприятиям.

По законодательству США, основная масса малого предпринимательства  сосредоточена в группе предприятий  с числом работающих до 500 чел., однако для отдельных видов деятельности существуют ограничения только по объему ежегодных финансовых операций. Учитывая столь широкий диапазон размеров малых предприятий, соответственно и меры поддержки предпринимательства  в США отличаются большим разнообразием. Основные направления поддержки  и развития малого предпринимательства  сводятся к оказанию финансовой помощи, предоставлению технических услуг (консультирование, обучение, информационное  обслуживание и др.), участию в исполнении государственных заказов, оказанию правовой и административной поддержки.

 Базовая программа «7(а) Галантных Кредитов» является основным инструментом кредитной поддержки малого предпринимательства в США, предоставляющим краткосрочные и долгосрочные займы начинающим и действующим, устойчивым предприятиям, которые не могут получить финансирование на приемлемых условиях из обычных финансовых источников. В рамках этой программы АМБ осуществляет финансовую поддержку малого бизнеса путем предоставления гарантий через свои партнерские кредитные институты. Кредиты предоставляются для самых распространенных потребителей малого бизнеса (покупка недвижимости, оборудования, оснастки, инвентаря или для получения оборотных средств).

Программа «Кратковременное финансирование и предоставление оборотного капитала» руководствуется основными  принципами базовой программы «7(а) Гарантийных Кредитов» и предоставляет  максимальную гарантию на сумму до 750 000 долл., предусматривая пять следующих кредитных линий. Сезонное кредитование – периодически возобновляемое (револьверное) и невозобновляемое (неревольверное) для создания необходимых складских запасов или для помощи в оплате счетов во время сезонных пиков колебания деловой активности.

Контрактное кредитование (возобновляемое и невозобновляемое) – для финансирования трудозатрат и стоимости материалов, связанных с выполнением подписанных  контрактов.

Строительное кредитование – для небольших генподрядчиков или малого предпринимательства, занимающихся строительством либо реконструкций  коммерческих или жилых зданий. Кредиты используются для финансирования трудозатрат и стоимости материалов. Наличие строительного проекта является одним из условий получения кредита.

Малая кредитная линия  нормативных активов предназначена  для возобновляемого обеспечения  нормативных требований гарантирования долговременных кредитов на сумму до 200 000 долл.

Программа «Оборонные кредиты и техническая помощь» (DELTA) предназначена для помощи малым предприятиям, работавшим на оборонные нужды страны, которые вынуждены переориентироваться на коммерческие рынки в связи с сокращением военных расходов. Эти предприятия получают финансовую и техническую поддержку для сохранения прежних и создания новых рабочих мест в населенных пунктах, испытывающих трудности в связи с такой переориентацией производств, проводящих модернизацию, или расширение диверсифицируемых производств – при сохранении в национальном реестре базовых предприятий.

Программа «Инвестирование  в целях приспособляемости предпринимательских  сообществ к изменившимся условиям» (CAIP) ориентирована на сохранение существующих и создание новых устойчивых рабочих мест на предприятиях, расположенных в поселениях, подвергающихся риску изменения торговых связей вследствие вступления в силу соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (North American Free Trade Agreement, NAFTS). Предприятия – соискатели помощи должны располагаться в населенных пунктах, испытывающих негативное влияние NAFTA.

Программа «Экспортный оборотный  капитал» (EWCP) дает возможность получения гарантий АМБ до 90% под обеспеченный кредит, или на любой кредит менее 750 000 долл. Продолжительность кредита может достигать трех лет с ежегодным возобновлением. Данные операции могут применяться только для финансирования экспортных сделок.

Программа «Кредиты для международной  торговли» (ITL) направлена на долговременное финансирование малых предприятий, готовящихся к внешнеторговой деятельности или уже вовлеченных в международную торговлю.

Программа «Кредитование  энергосбережения» направлена на финансирование малого предпринимательства, ориентированных  на разработку, изготовление, поставку, маркетинг, монтаж или обслуживание энергосберегающего оборудования, а  также на предприятия, разрабатывающие услуги, способствующие сохранению национальных энергоресурсов.

Две наиболее крупные программы  – «7а» и «504». Причем эти программы  подразделяются на несколько программ, каждая из которых различается в  нюансах. Цель программы «7а» - предоставление гарантии малому предпринимателю, по каким  либо причинам не имеющему возможности  получить ее обычным путем при  обращении к займодателю (банку). Цель программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий.

В настоящее время в  США существует около 10 специальных  займов по субсидированию и 14 программ семейного бизнеса. Можно привести в пример еще множество различных  программ кредитования. Например такие  как: «Кредитование контроля загрязнения  среды», «Вторичный рынок кредитов», «Сертифицированные и привилегированные  кредиторы», «Кредит при минимуме документов», «Экспресс-кредиты для сообществ» и т.д.

 

Заключение

 

В целом по нашей стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика. Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Следует отметить значительное расхождение в различных регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других – острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще, и малого в частности, наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.

Для формирования предпринимательства  нужны определенные экономические, социальные и правовые условия, которых в нашей стране явно не хватает. В числе экономических условий – предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объёмы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки, и т.д.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в США и Японии на малые и  средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%, в то время, как в нашей стране, в составе этого важнейшего итогового показателя доля малых и средних предприятий составляет 11-12%.

Приведенные данные позволяют  сделать вывод о том, что в  нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса, нужны лишь подобающие условия. По ориентировочным расчетам исследовательских центров в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиваться до 1,4 – 1,5 млн. единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8 – 3,2 трлн. руб. таким образом, занимая примерно 14 – 15% в составе ВВП страны, предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

От темпов роста этой сферы  хозяйственной деятельности в ближайшие  годы в России будет зависеть развитие экономики в целом, повышение  ее эффективности, а в следствии, рост благосостояния народа России.

 

 

 

Список использованных источников

1.Горфинкель В.Я. Организация,  экономика, управление. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495с.

2.Лапуста М.Г. Малое  предпринимательство. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 454с.

3. Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства www.nisse.ru.

4. Камаев В.Д. Экономическая теория. 6-е изд., перераб. и доп. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2009 - 640с.: ил.

5.Российский статистический  ежегодник. 2009.

6.Сайт еженедельника Ведомости.  www.vedomosti.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Рис. 1. Распределение регионов по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 апреля 2009 г. и 1 апреля 2010 г.

 

Рис. 2. Распределение регионов по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в январе-марте 2009 г. и январе-марте 2010 г.

Рис. 3. Распределение регионов по объему оборота малых предприятий на душу населения в январе-марте 2009 г. и январе-марте 2010 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений (в % от среднего по РФ)

Рис. 4. Распределение регионов по темпам роста/сокращения оборота малых предприятий в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г. с учетом индекса потребительских цен

 

Рис. 5. Распределение регионов по объему инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в расчете на душу населения в январе-марте 2009 г. и январе-марте 2010 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений (в % от среднего по РФ).


Информация о работе Малое предпринимательство