Контрольная работа по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание

В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.

Работа состоит из  1 файл

организация предпр.в сфере коммерции.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, для них были характерны: позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном решении задачи; высокая настойчивость в достижении поставленной цели; стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложным и очень простым задачам; интерес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный поиск информации о своих результатах; проявление активности, решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях; повышение уровня притязаний при достижении успеха и его снижение при неудаче. На основе полученных результатов Д. Макклеланд выдвинул гипотезу о том, что предприниматели (люди, достигшие успехов в бизнесе) имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем профессионалы – не предприниматели. Результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде стран, подтвердили это предположение.

В более поздних исследованиях  мотивации (Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен) стали  различать мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Для  людей, мотивированных на достижение успеха, характерны: четкая постановка позитивных целей деятельности и активное последовательное стремление к их достижению, уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка. Они предпочитают задачи средней трудности, а при неудачах они мобилизуют свои силы и повышают активность. Люди, мотивированные на избегание неудачи проявляют: неуверенность в своих возможностях, тревогу в ожидании возможной неудачи. Они нередко характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), поэтому склонны выбирать или очень легкие, или очень трудные задачи. Успех повышает их активность, однако неудачи приводят к еще более резкому ее снижению. Индивидуальные особенности мотивации личности определяются сочетанием в разной степени выраженности того и другого типа мотивации.

По мнению многих исследователей, отличительной особенностью успешных предпринимателей является выраженное преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач. Практика психологического консультирования показывает, что с помощью специальных упражнений можно корректировать индивидуальные особенности мотивации человека, повышая его уверенность в себе и направленность на достижение успеха.

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью2.

Предприниматель должен обладать следующими качествами:

завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

организатора (способность правильно  оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);

торговца (способность вербовать  людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину требуются другие качества:

хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и  бережливостью;

деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим  ведением отчетности.

Третья составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли — способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.

Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто прежние правительства России, стремясь к тоталитаризму, боролись с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

В рамках социально-психологической  теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:

в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность  в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Предприниматель ассоциируется с  хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

По мнению А. Менегетти, лидер - это  человек, который, удовлетворяя собственный  эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества.

Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:

а) изучить интересы определенной группы людей;

б) предложить какие-то  способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;

в) суметь при помощи предпринимательской  активности извлечь собственную  выгоду, разрешая социальную проблему.

По мнению А. Менегетти, экономический  лидер - это оперативный центр  множества отношений и функций, который создает новые рабочие  места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. Согласно представлениям А. Менегетти лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения (Табл.1).  

Таблица 1

Личностные качества успешных предпринимателей3

Интеллектуальные

способности

Черты характера

личности

Приобретенные

умения

Развитое логическое мышление

Проницательность

Оригинальность мышления

Любопытство

Способность усваивать  новые знания и навыки

Интуиция

Образованность  

Инициативность

Гибкость

Склонность  к творчеству

Смелость

Уверенность в себе

Уравновешенность

Самостоятельность

Амбициозность

Адекватность самооценки

Обязательность

Энергичность

Надежность

Властность

Работоспособность

Независимость

Умение заручаться поддержкой

Умение сотрудничать

Умение завоевывать популярность и престиж

Умение выражать мысли

Такт и дипломатичность

Умение брать  на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться  в людях


 

 

Этот далеко не полный перечень личностных качеств заставляет искать среди  них наиболее важные, без которых успех предпринимательской деятельно будет существенно затруднен. Анализ деятельности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных4:

·      Самостоятельность

·      Амбициозность

·      Настойчивость

·      Трудолюбие

·      Стойкость

Первое качество - самостоятельность  в глобальном смысле можно определить, как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Наличие таких черт личности – одно из важнейших условий успеха. Предпринимателями становятся, в первую очередь, те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели – это люди с особо выраженной потребности к самореализации.

Амбициозность также является важным качеством, которое помогает начинающему  бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей к данному личностному качеству значительно отличается в разных культурах. В США оно оценивается как достоинство, а в России – чаще, как недостаток, по крайней мере, о таких людях нередко говорят с осуждением. Тем не менее, амбициозность – то есть повышенная самооценка и вера в успех – придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями.

Настойчивость в приложении к предпринимательской  деятельности означает желание делать все возможное для достижения успеха, и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.

Трудолюбие как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.

Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способностью не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умением извлекать позитивный опыт из неудач.

Научный анализ феномена предпринимательства  и его психологических особенностей развивается, как развивается и  само предпринимательство. В последние годы осмысление этого феномена становится все более актуальным  и для отечественной науки. В современном российском обществе в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией сформировалась новая социальная группа, которая в общественном сознании определяется такими терминами как деловые люди, бизнесмены, предприниматели. Активность представителей этой группы оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Поэтому российские предприниматели сегодня являются объектом серьезного психологического анализа (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, 1993, 1995, 2002; Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова, 2004, В.В. Марченко, 1996, В.П. Позняков, 1997, 1998, 2001; Психология предпринимательской деятельности / Под ред. В. А. Бодрова, 1995; С.К. Рощин, 1995, Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова, 1999, О.И. Титова, 2007, Е.Б. Филинкова, 2001, 2007, А.Н. Чиликин, 2005, А.Е. Чирикова, 1998 и др.).

Целью исследований, проведенных в Институте психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева и В.П. Познякова, было изучение психологических отношений российских предпринимателей в сфере деловой активности, т.е. совокупности эмоционально окрашенных представлений и оценок различных явлений, связанных с предпринимательской деятельностью. Объектом эмпирических исследований выступали российские предприниматели сферы малого и среднего бизнеса, представители различных регионов России и разных сфер бизнеса. Авторы исходили из общего предположения о том, что на развитие и успешность предпринимательской деятельности оказывают влияние как внешние социально-экономические условия, так и собственные возможности предпринимателей в развитии своего бизнеса. Исследованы такие социально-психологические феномены как мотивы, цели и ценности в сфере экономической деятельности, уровень притязаний и оценка собственных возможностей в достижении успеха, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

1. Анализ представлений  о содержании делового партнерства  как формы взаимодействия и  отношений к деловому партнерству.

Наиболее объемный блок вопросов был  посвящен выявлению представлений  респондентов о том, что в большей степени необходимо для успешного делового партнерства. Для уменьшения количества переменных и выявления возможных латентных факторов по этому блоку вопросов был проведен факторный анализ (Maximum Likelihood с вращением Varimax with Kaiser Normalization) эмпирических данных, характеризующих представления о различных аспектах делового партнерства, в ходе которого было получено факторное решение, описывающее 66,43% общей дисперсии5.

В результате были определены основные факторы, характеризующие, на какие аспекты взаимодействия с деловыми партнерами человек ориентирован. Содержание этих факторов отражает значимость для респондентов тех или иных характеристик делового партнерства.

Ф1. Единство и общность взглядов и  целей (информативность 29,2%). Включает представления о важности единства, общности взглядов (0,690) и общность целей (0,647). А также, в некоторой степени, доверие своему партнеру (0,466).

Ф2. Личностные и деловые качества партнера (11,7%). Включает представление  о значимости определенных личностных (0,774) и деловых (0,669) качеств партнера.

Ф3. Устойчивость делового партнерства (9,5%). Этот фактор составили такие  переменные как частые контакты между  партнерами (0,610), взаимозависимость  в решении деловых проблем  и задач (0,515) и долгосрочное сотрудничество (0,500).

Ф4. Содружество партнеров (8,2%). Этот фактор включает представление о  том, что важно, чтобы отношения  с партнером выходили за пределы  совместного бизнеса (т.е. были бы дружеские, приятельские и т.п.) (0,552) и отсутствие конкуренции (0,523). Сюда же можно включить симпатии к партнеру (0,392) и частые контакты между партнерами (0,390).

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательству"