Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

- изучить методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- рассмотреть государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Содержание

Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право Катя.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     Разновидностью  контроля является надзор, который  подразделяется на общий надзор прокуратуры  за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

     Согласно  науке административного права, отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным  чертам:

     а) органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

     б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

     в) органы контроля занимаются проверкой  различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

     Виды  контроля различаются в зависимости  от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль.

     В зависимости от стадии контроля и  цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

     В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются:

     - контроль Президента РФ;

     - контроль органов законодательной (представительной) власти;

     - -контроль органов исполнительной власти;

     - контроль органов судебной власти.6

     Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность.

     Например, на нее оказывает влияние деятельность Счетной палаты РФ, задачами которой являются, в частности:

     - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

     - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

     - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей).

     Значение  налогового контроля для предпринимательской  деятельности огромно. Однако он не является контролем за собственно предпринимательской деятельностью. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

     С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

     К непосредственному контролю за предпринимательской  деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

     Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:

     - проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

     - запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;

     - составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

     - выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

     - выносить предупреждение лицензиату;

     - осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

     Непосредственный  государственный контроль за предпринимательской  деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.

     Одним из характерных примеров непосредственного  контроля за предпринимательской деятельностью  является валютный контроль. Его цель - обеспечение соблюдения валютного  законодательства при валютных операциях.

     Основные  направления валютного контроля:

     а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений;

     б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

     в) проверка обоснованности платежей в  иностранной валюте;

     г) проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

     Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется органами валютного  контроля и их агентами.

     Органы  и агенты валютного контроля в  пределах своей компетенции:

     а) контролируют проводимые в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютного контроля;

     б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

     Органы  валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

     Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который согласно статьи 1 регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

     Федеральный закон выделяет два вида государственного контроля: плановые и внеплановые проверки.

     Предмет действия названного Федерального закона ограничен понятием государственного контроля (надзора), определение которого содержится в нем и суть которого состоит в проведении проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.7

     К числу обязательных относятся, например, требования, установленные государственными стандартами, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и маркировки; обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) устанавливаются также санитарными и ветеринарными правилами и нормами.

     Согласно  статьи 1 п.3. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, таможенного, иммиграционного, лицензионного и некоторых других видов специального контроля.

     Исходя  из анализа норм Федерального закона можно назвать следующие органы федеральной исполнительной власти, которые должны руководствоваться указанным Законом при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к товарам (работам, услугам): Госстандарт России, Госстрой России, Минздрав России, Минэкономразвития России, МАП России, Минсельхоз России.

     Следует особо отметить закрепление в ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010 г.) принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля к числу которых относятся:

     1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

     2) презумпция добросовестности юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей;

     3) открытость и доступность для  юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     4) проведение проверок в соответствии  с полномочиями органа государственного  контроля (надзора), органа муниципального  контроля, их должностных лиц;

     5) недопустимость проводимых в  отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

     6) недопустимость требования о  получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  разрешений, заключений и иных  документов, выдаваемых органами  государственной власти, органами  местного самоуправления, для начала  осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;

     7) ответственность органов государственного  контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

     8) недопустимость взимания органами  государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

     9) финансирование за счет средств  соответствующих бюджетов проводимых  органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

     10) разграничение полномочий федеральных  органов исполнительной власти  в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление  федерального государственного  контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.8

Информация о работе Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности