Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

- изучить методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- рассмотреть государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Содержание

Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право Катя.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     Виды  государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.

     Каково  же место предпринимательства во взаимоотношениях государства и  экономики? Представляется, что предпринимательство, будучи самостоятельной категорией и предметом исследования, является сферой взаимодействия государства и экономики. По существу государство с помощью права регулирует отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, и именно в рамках предпринимательской деятельности использует специфические средства, формы, в том числе правовые, воздействия на рыночную экономику.

     Специалисты в области административного  права совершенно справедливо отмечают, что между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. Мало того, по своей сути регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. В самом обыденном смысле регулирование выражается в подчинении определенному порядку, в упорядочении тех или иных действий. Однако трудно согласиться с выводами о том, что «налицо полное совпадение признаков регулирования и управления».

     Государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство органов государства  в экономику с использованием административных методов регулирования, в то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного регулирования гораздо шире, чем понятие государственного управления.

     Косвенные методы, бесспорно, являются основными  в регулировании современной  экономики, учитывая, что сам рынок  представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ от непосредственно административных, прямых методов регулирования, свойственных государственному управлению, поскольку присущее рынку свойство саморегулирования не обеспечивает в полной мере всех требований современного общества и социально-ориентированной экономики.

     Необходимо  также учитывать, что категория «государственное управление» в действующей Конституции РФ не используется и, по существу, заменена на категорию «исполнительная власть».

     Цели  государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.

     Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

     Одна  из основных функций государства  в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка, создания стабильных «правил игры». В связи с этим возникает задача создания правового обеспечения реализации данной функции государства в сфере экономики.

     Правовое  обеспечение государственного регулирования  предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы  тем средствам, с помощью которых  осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования  экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.

     Создание  правовой базы предпринимательства, законодательства о предпринимательской деятельности - очень сложный процесс, выходящий за рамки предпринимательского права. Но нельзя не сказать о том, что без создания правовой базы невозможно рассчитывать на эффективное функционирование предпринимательской деятельности, а, следовательно, и экономики.

     Право представляет собой, с одной стороны, самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой - самостоятельное средство государственного регулирования экономики  наряду с иными средствами и инструментами  экономического и административного характера.

     На  сегодня можно констатировать отсутствие надлежащей правовой основы государственного регулирования экономики.

     К сожалению, практика законотворческой деятельности в основном пошла по пути разработки и принятия законов, посвященных государственному регулированию отдельных сфер хозяйственной деятельности (например, Федеральные законы от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

     Отмечая указанную выше тенденцию в развитии действующего законодательства о предпринимательской  деятельности, регламентирующего отношения, связанные с государственным регулированием предпринимательства, следует выделить и другое направление в развитии законодательства в указанной сфере отношений. Суть его заключается во включении отдельных норм, совокупности норм, целых разделов, посвященных государственному регулированию, в нормативные акты, регламентирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. В качестве одного из примеров можно привести Закон о рекламе. Весь закон буквально пронизан нормами публично-правового характера, содержащими властные требования государства к участникам рекламных отношений. Не менее ярким примером является Закон о рынке ценных бумаг, содержащий самостоятельный раздел, посвященный государственному регулированию указанного рынка и соответствующих видов предпринимательской деятельности.

     Пока  в значительной степени отсутствует  правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств государственного регулирования, как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование.

     Только  после того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, обобщен опыт их применения на практике, следует рассмотреть вопрос о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что таким стержневым актом станет Предпринимательский кодекс России, в котором будет раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

     Значительное  число субъектов участвуют в  формировании государственной экономической политики, ее реализации путем государственного регулирования экономики. Нельзя ставить знак равенства между субъектами предпринимательской деятельности и субъектами, участвующими в формировании и реализации государственной экономической политики.

     Коммерческие  и некоммерческие организации, ведущие  предпринимательскую деятельность, бесспорно, относятся к субъектам  отношений, связанных с реализацией  государственной экономической  политики. Однако круг субъектов государственного регулирования экономики значительно шире круга субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

     К числу субъектов государственной  экономической политики и государственного регулирования экономики относятся  органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Ни  одна из ветвей власти и ее органы не могут формировать государственную  экономическую политику и осуществлять государственное регулирование  экономики независимо друг от друга. Без принятия законов, являющихся стержневыми  нормативными актами при регулировании практически всех сегментов рынка (товаров, финансового, труда и др.), невозможна реализация государственной экономической политики. Без деятельности исполнительных органов власти, перечень которых утверждается Указом Президента РФ, невозможно довести направления государственной экономической политики до этапа практического воплощения; без деятельности судебных органов невозможно защитить права субъектов предпринимательства.2

     Важную  роль при формировании и реализации государственной экономической  политики играют общественные объединения и иные некоммерческие организации, создаваемые на основе общих интересов в той или иной сфере предпринимательской деятельности, например, Всероссийский союз страховщиков, Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

     Большое влияние на государственную экономическую  политику и ее реализацию оказывают  региональные объединения.

     Объекты государственной экономической  политики, формой реализации которой  является государственное регулирование  экономики, чрезвычайно разнообразны.

     К их числу относят различные отрасли  и подотрасли народного хозяйства, что подтверждается принятием, например, Федеральных законов «О федеральном железнодорожном транспорте», «О государственном регулировании агропромышленного производства».

     Объектами государственного регулирования часто  являются различные регионы России, примером чему может быть Федеральный закон от 19.06.1996 N 78-ФЗ (ред. от 02.01.2000) «Об основах государственного регулирования социально - экономического развития Севера Российской Федерации».

     В качестве объектов государственного регулирования  выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины  ценных пород (см., например, постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 18 (ред. от 14.02.2009) «О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород»).

     Объектом  государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение.

     Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной  экономики в развитых государствах, предполагающий существование в экономике государственного сектора.

     Следует подчеркнуть, что государственный  сектор экономики - составная и неразрывная  часть рыночных отношений, элемент  рынка. В то же время это средство, инструмент, с помощью которого государство  активно воздействует на рынок: через закупки продукции, оплату работ и услуг; путем прямого или косвенного влияния на цены и тарифы.

     Сам государственный сектор не однороден, что отражается и в правовом регулировании  отдельных составляющих его частей или режимах правового регулирования. Например, можно выделить часть государственного сектора, связанного с деятельностью унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения; часть государственного сектора, связанного с деятельностью унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления; часть государственного сектора, связанного с владением пакетами акций приватизированных государственных предприятий; часть государственного сектора, связанного с имуществом государства, не переданного каким-либо субъектам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе с имуществом, и прежде всего недвижимостью, находящейся за границей.

     Обычно  государственный сектор экономики  России рассматривают узко, включая  в него лишь отношения, возникающие из деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Информация о работе Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности