Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:05, шпаргалка

Описание

Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

1.Пон и сущ гос рег-я эк-ки.

Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации. Это, во-1-х, эк-кие предприятия, имеющие статус ЮЛ, во-2-х, крупные сферы народ. хоз-ва (строит-во, пром-сть,с/х) и крупные отраслевые образования (легкая, пищевая пром-сть), и эк-кие регионы (пром. узлы и зоны).

Преимущества  рыночной системы:1. способствует эф-ному распредел-ю ресурсов и макс. их приблежению к общ-м потребностям;2.диктует наиболее эф-ное применение методов исп-ния ресурсов;3.усиливает отв-сть за своевременное и кач-ное принятие решение и за рез-ты их хоз-ния.

Объект. необх-сть гос. вмешательства в эк-ку  обусл. след. причинами: - несп-сть рынка обеспечить оптим. ф-ние эк-ки с общ-ной т.зр.;- необх-сть распред-ния денеж.доходов; - несовершенный мех-м занятости населения; - трудность обеспечения рац. доходов к природопользованию и охране окр. среды.

Масштабы  гос. вмешательства в эк-ку огранич-ся с 1 стороны-интересами собственников, с др- возможностями гос-ва.

ГРЭ-целенапр-ая деят-сть гос-ва в лице соотв-щих закон-х, испол-х и контр-щих органов, кот. обеспечивают достижение пост-х целей и решение важнейших соц-эк. задач, а также регламентируют отношения хоз-х субъектов в общ-ве.

Стороны ГРЭ:1. соц-эк-кая (позволяет раскрыть эк-кую систему страны с позиции сложивщихся в ней форм собств-сти на эк-кие ресурсы и рез-ты хоз. деят-сти);2.организационная (закрепляет единство тех-эк. и соц. отношений и проявляется через систему организации и управлен. народ. хоз-вом, ее отраслями и сферами); 3. методологическая (хар-ет гос. рег-ние как сов-сть принципов, форм и методов регулирования).

Осн. требования ГРЭ:1. система ГРЭ д.б. адекватна объект-м условиям ф-ния и состоянию развития экономики на соответствующих этапах;2. комплексный подход; 3. требование целостности. Осн. принципы ГРЭ:1. п-п единства эк-ки  и политики;2.единства центролизма и самост-ти;3.научности;4.эф-ти; 5.сочетание общих и локальных интересов. 

2.Необх гос рег-я. Суб и объекты гос рег-я.

ГРЭ-целенапр-ая деят-сть гос-ва в лице соотв-щих закон-х, испол-х и контр-щих органов, кот. Обесп-т достижение пост-х целей и решение важнейших соц-эк. задач, а также регламентируют отношения хоз-х субъектов в общ-ве.Стороны ГРЭ:1. соц-эк-кая (позволяет раскрыть эк-кую систему страны с позиции сложивщихся в ней форм собств-сти на эк-кие ресурсы и рез-ты хоз. деят-сти);2.организационная(закрепляет единство тех-эк. и соц. отношений и проявляется через с-му орг-ции и управлен. народ. хоз-вом, ее отраслями и сферами); 3. методологич (хар-ет гос. рег-ние как сов-сть принципов, форм и методов регулирования).СубъектыГРЭ:1.Носители хоз. интересов – соц. группы людей ,отличающихся по интересам, видам деят-ти и т.д.;2.выразители хоз.интересов – союзы, ассоциации, кот.объедин.Носителейхоз.интересов;3.исполнители х.и. – органы гос.власти, построенные по иерархическому признаку и Нац.Банк. ОбъектыГРЭ:1.эк-ка страны; 2.регионы, сферы, отрасли, предпр-ия, явления соц.-эк. жизни страны; 3.условия накоплениякапитала; 4.занятость; .денежноеобращение; 6.платежбаланс;7.цены;8.условия конкур;9.соц.отношения и соц.обеспечение; 10.окруж среда; 11.внешняя эк. деят-ть.

3. Функции государства в системе ГРЭ. Гос сектор экономики

Осн. ф-ции ГРЭ:1.защита эк-кого правопорядка;.2.целевая функция (цели соц.-эк. развития);3.напр-щая и координирующая(выбор путей достиженияцелей,сбалансированности эк-ких пропорций);4.распределительная и перераспределительная (уравнивание доходов, распределение дефицитных ресурсов);5.стимулирующая;6.контрольная.

4. Формы и м-ды гос рег-я эк-ки, осн инструменты

ФормыГРЭ:1.законод (сов-ть законов, правил, норм, для общ. устройства);2.планир-е и прогнозир-ие;3.фин-кредит форма: а)кредитно-ден реге; б)бюджетно-налоговое рег-е;г)цены;д)валютно-фин. рег-е;4.административная: а)админ.-эк-кая; б)организационно-админ.

МетодыГРЭ:1.административно-распорядительные (сила власти, меры запрета, разрушения и предупреждения); 2. эк-кие (через налоги, дотации,льготы, цены, и т.д).

Виды  общегос. регулирования:

1.аммортизация  и ускор. А.(гос-во возд. на структуру  осн. фондов, стимулирует внедрение  новой техники);

2.гос.  заказ (обеспеч. закупки для  жизнеобеспечения страны, реализация целевых программ);

3.лицензирование (защита интересов человека, общества  и государства, прав потребителя,  повыш. кач-ва обсл., санитарно-гигиен.норм);

4.стандартизация (нормы, правила, и хар-ки для  защита интересов человека, общества  и государства);

5.сертификация; 6 тов. знаки

5. Пон, сущн, виды  общегос план-я

Общегос . планирование –  процесс принятия управл. решения, включая сбор и обработку i, постановку целей, выбор путей их достижения на основе сравнения альтернатив и выбора наиболее приемлемого, учитывая сложившиеся условия.

Виды  общегос. планирования:1. директивное(процесс разработки планов, им силу юрид. закона  и обеспечение их выполнения)2.стратегич (ориентир на долгоср. перспективу опред. осн. направления развития страны. Приоритет напр-я развития эк-ки, в реал. кот. кос-во берет на себя вед. роль)3.индикативное (осн. инструмент по реализации целевого страт. планирования, имеет направл. рекомендательный хар-р) Осн. принципы планирования: 1.п-п соц. направленности и приоритета обществ.Потребн.;2.соц.справедливости;3.повыш эф-ти обществ пр-ва;4.пропорц-ти и сбалансир-ти;5.приоритетности;6.согласования краткосрочных и перспективных целей и задач

6. Прогнозирование  в системе государственного  регулирования

Прогнозирование – процесс разработки прогнозов, построенный на вероятностном научно-обосн. суждении о перспективах разв. сбъекта в будущем, его возможном сост. и альтернативых путях его достижения.

Осн. типы прогнозов:1.эк-кие;2.п-зы соц. развития и повышения уровня жизни населения;3.природных рес-ов и вовлечения их в хоз. оборот;4.научно-техн. прогнозы;5.демографичесике.

Принципы  общ. прогнозирования:1.п-п системности;2.адекватности;3. альтернативности;4.п-п целен-ти. 

7. Прогр-е в с-ме гос-о рег-я эк-ки. С-ма прогн и прогр док-ов.

Программирование – процесс разработки программы, представляющий собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятия, направленные на достижение конкретных целей.

Классификация программ:1: по объекту – 1)общегос.2) целевые.

2: по срокам - 1) краткосрочные 2) долгосрочные 3)среднесрочные

3: по степени важности  – 1)обычные 2)чрезвычайные

Чрезвычайные  комплекс. программы  м. б. след. типов: 1) соц.-эк. (направлены на повышение матер. и культ. уровня) 2) научно-техн. (повышение качества) 3) територ-ные 4) экол.5) организационно-хоз. 

8. Общие пр-пы орг-ции гос рег-я эк-ки. Организ стр-ра гос упр-я.

Реформ-е  стр-ры органов гос. управления в РБ д. проводиться с  учетом след. требований и принципов: 1)полное соответствие деят-ти органов гос. управления основам функ-ния гос-ва и законам эк-ки; 2) формир-е органов гос. управления на функц. основе позволяет искл. возможность исп-ния командно-админ. и узкоотраслевых методов управления; 3) обесп. необх. степени устойчивости стр-ры гос. исполнитель-ной власти в период становления рын. отношений;4) гарантирование свободы предпр. дея-ти и реализации прав отдельных хоз. субъектов;5) отказ от прямого гос. вмешательства в дея-ть хоз. субъектов

3 ветви власти:-законод. (Парламент, представительные органы местного управления); - исполнит. (Правительство, исполнит. Учреждения на республ., регион. И местном Ур.); - судебная (органы правосудия и надзора)

Формирование  стр-ры органов гос. управления РБ обеспеч.: 1) реализацию права собс-ти и гарантии свободы эк. выбора для каждого хоз. субъекта; 2) противодействие монопол. Дея-ти и соблюдение прав добросовестной конкуренции; 3) соблюдение всеми хоз. субъектами норм, предусм. закон-вом; 4) пр-во эк. и полит. интересов во внешних сферах; 5) проведение гос. политики в соц. сфере; 6) безопасная жизнедея-ть членов общ-ва.  

9. Органы государственного  управления РБ. Задачи  и функции

Гарантом  прав и свобод граждан  РБ является президент. Его осн. ф-ции: 1)представлть РБ в отношениях с др. гос-вами и междунар. орг-циями; 2) гарантирует реализацию внутр. и внешней политики; 3) принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац. безопасности и территор. целостности; 4) выступает посредником между органами гос. власти; 5) издает указы, распоряжения, декреты и обеспечивает их выполнение; 6) упраздняет и реорганизует административные органы гос. власти, консультативные органы и определяет стр-ру правительства РБ. Законодательная власть – аппарат нац. собрания РБ. Аппарат нац. собрания сост. из Палаты представителей и Совета республики.

Осн. ф-ции Палаты представителей: 1)рассмотрение проектов законов;2) назначение выборов президента;3) дает согласие президенту на выборы премьера;4) запрашивает и обсуждает доклады премьера и одобряет/отклоняет различные программы.

Состав  Совета республики: по 8 членов от кажд. области, 1 предст. из Минска, 8 членов назнач. през-том.

Ф-ции  Совета респ.: 1) одобрение, дополнение и изменение в Конституции РБ и законов, принятых Палатой представит.; 2) назнач. председателя и судей Верховного суда, ген. Прокурора и членов правления нац. банка.

Исполнит. власть РБ представл. админ-цией президента и Совмином РБ.Осн. направления дея-ти Совмина: 1) общие эк. вопросы: -регулирует дея-ть всех отраслей нар.хоз-ва; - разрабатывает прогнозы, программы; - принимает меры по обеспечению оптим. темпа развития пр-ва, роста ВВП и его распределения; 2) финансы, кредитно-денежные отношения: - проводит согласованную фин. и денежно-кредитную политику; - сост. исполняет респ. бюджет; - предоставляет прав-ые гарантии льготного кредитования; - разрабатывает и осущ. меры по сбалансированности денеж. доходов и расходов населения; - усиливает фин. контроль; - регулирует инвест. дея-ть; - участвует в создании межгос. соглашений; 3) наука и техника: - формирует гос. научно-техн. политику; - принимает меры по улучшению эффективного использования научно-техн. потенциала; - формирует инновационную политику и обеспеч. развитие инфрастр-ры для реализации приоритетных направлений фундаментальных исследований; 4) охрана окр. среды: - меры по рациональному использованию и охране окр. среды; - формируются и утверждаются экол. нормативы, лимиты использования природных ресурсов; - осущ. поддержку районов экол. бедствия; 5) труд, занятость, соц.обеспечение, образование, здравоохранение и культура: - обеспеч. право на труд, выбор профессии, получение образования и безоп. условия труда; - обеспеч. реализацию общересп. соц. политики; - разрабатывает пути наиболее эффективного повышения уровня минимального дохода семей, обеспеч. стипендий, пособий и др. соц. льгот.

Судебная  власть представлена Министерством юстиции РБ и подразделениями, входящими в судебную сис-му:1)общими судами (Верховный, областные, райнные, городские и Минский гор. Суд, Белорус. Военный суд, межгарнизонный военный суд);2)хоз. Судами (Высший хоз. суд, хоз. суды областей, Минска, специализир. Хоз. суды, и создаваемые при необходимости);3) конституционный суд (представлен парламентским и президентским контролем). Органами парл. Надзора явл. Прокуратура, контрольная палата, костит. Суд и национ. Банк. Президентский: службой контроля при президенте и соответствующие ведомства и министерства. 

10. Республ экон и отраслевые органы упр-я

В сис-му респ. Эк. органов входят: 1) Мин-во эк-ки.; 2) Мин-во финансов; 3) Мин-во труда и  соц. защиты; 4) Мин-во статистики и анализа; 5) Мин-во по налогам и сборам.

Ф-ции  Мин-ва Эк-ки. РБ: 1) оценка и анализ соц.-эк. развития; 2) разработка и реализация стратегий соц.-эк. развития; 3) разработка мер по структурной перестройке эк-ки; 4) макроэк-ка регулирования инвест. дея-ти; 5) макроэк-ка соц. сферы; 6) макроэк-ка процессов общественного воспр-ва.

При Мин-ве Эк-ки создан комитет по инвестициям, комитет цен и комитет по эк. вопросам обороны.

Осн. отраслевые органы управления РБ: 1) Мин-во промышленности; 2) Мин-во энергетики; 3) Мин-во транспорта и связи; 4) Мин-во с/х; 5) Мин-во архитектуры и строительства.

Осн. ф-ции Мин-ва промышленности РБ: 1) принятие и реализация мер по ускорению НТП и реализация программ развития отраслей промышленности; 2) решение вопросов демонополизации пр-ва, развития конкуренции, приватизации и расширения предпринимательства; 3) реализация инвест. политики, разработка программ развития отраслей и участия в формировании гос. заказа, обеспечение его размещения и выполнения.  
 
 
 

11. Сущность финансовой  системы

Фин система отраж всю совокупность эк отношений, склад между агентами в процессе обращения и использ фин рес-в. Главн звеном фин сист выступ: бюджет, сист местн финансов, финансы предприятий и организаций, соц-правовые фонды (самост отделены и упр спец властями).

С пом финансов г-ва происх: 1.Стимулир совок спроса 2.Провед технич политики и структ политики 3. Стабилизация эк 5.Соц прогр и поддерж опред ур-ня развития.

Согл  конституции РБ фин-кред система  РБ включ бюджетную ситс, банк сист, а также фин ср-ва внебюджетных фондов предприятий, учреждений, орг-й.

Информация о работе Государственное регулирование экономики