Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

- изучить методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- рассмотреть государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Содержание

Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право Катя.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

   Министерство  образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство  по образованию 

   Государственное образовательное учреждение Высшего  профессионального образования 

   «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

   Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Предпринимательское  право»

На  тему: «Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил          Студент гр. 4-41-14з
           Гайнанова Е.М.
           Дата  сдачи
            
Принял  преподаватель          Батуев  Н.В.
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск, 2010.

 

Содержание:

    стр.
  Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности  
 
5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики  
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью  
25
  Заключение 32
  Список литературы 34
 

 

Введение. 

     В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

     Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

     Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

     - осуществление структурной перестройки  производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

     - повышение конкурентоспособности  продукции экспортных отраслей  и отдельных видов производств;

     - поиск и использование возможностей  долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

     - укрепление положения в приоритетных  и наиболее прогрессивных отраслях  экономики, ориентация их на  обслуживание экспортного производства;

     - пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

     - использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

     Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

     Проблемы  структурной политики стали на современном  этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

     Все вышеприведенные факторы обуславливают  актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.

     Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

     В соответствии с поставленной целью  в работе предполагается решить следующие задачи:

     - ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

     - изучить методы, средства и формы  государственного регулирования предпринимательской деятельности;

     - рассмотреть государственный контроль  за предпринимательской деятельностью.

     Объектом  исследования является деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики.

     Предметом исследования служат учебники и учебные пособия по предпринимательскому праву Российской Федерации Е. П. Губина, П.Г. Лахно, В.Я. Горфиннеля, а также нормативно правовые акты, действующие на территории РФ.

     Структура работы включает введение, три основные части, заключение, список использованной литературы.

 

      1. Регулирование  предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности. 

     Одна  из основных функций государства - экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого  развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

     Роль  государства на различных этапах развития общества неодинакова. Современное  российское общество характеризуется  переходным состоянием экономики, что  не может не учитываться при изучении проблемы соотношения государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке.

     Объективная необходимость государственного регулирования  рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

     К так называемым общественным товарам  обычно относят национальную систему  образования, здравоохранения, оборону государства, систему охраны окружающей среды, создание и поддержание правопорядка в обществе и экономике и т.д. С помощью государства происходит перераспределение материальных благ, создается конкурентная среда в экономике, рынок обеспечивается необходимой информацией, уменьшаются негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей, нарушающих установленные нормы осуществления предпринимательской деятельности.

     Следует отметить не только влияние государства  на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям в организационной структуре органов управления государства.

     Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение об идентичности терминов «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика».

     Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное  регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

     Отсутствие  четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и  предсказуемой государственной  экономической политики - существенный недостаток, препятствующий эффективному государственному регулированию рынка.1

     В настоящее время государственная  экономическая политика находит  выражение и закрепление в  таких документах, как ежегодные  Послания Президента РФ Федеральному Собранию, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, утвержденные ЦБ РФ, Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 (ред. от 29.10.2000 г.) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» и др.

     Объем государственного вмешательства в  экономику, рыночные отношения - величина переменная, зависящая от многих факторов. Однако можно утверждать, что в переходный период от экономики социалистического типа к экономике рыночной роль государства не только не снижается, но значительно возрастает, учитывая необходимость смены основных «правил игры», изменение всей правовой базы деятельности субъектов рынка, установления контроля за соблюдением всеми участниками не только собственных интересов, но и интересов общества. Таким образом, уровень, размер государственного регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений.

     Классификация видов государственного регулирования  может основываться на степени воздействия  государства на те или иные отношения  в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Информация о работе Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности