Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

- изучить методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- рассмотреть государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Содержание

Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право Катя.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     К бесспорным достоинствам данного ФЗ следует отнести установление четких и детальных требований к организации и проведению мероприятий по контролю. К их числу относятся, в частности, требования о том, что в отношении одного юридического лица, в том числе предпринимательской организации, или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года; что срок проведения каждой из проверок (выездной и документарной) не может превышать двадцать рабочих дней; что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

     С учетом всевозрастающего числа саморегулируемых организаций установлено, что в  отношении юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации, солидарно  несущих в соответствии с уставными  документами субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный членами указанной организации вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядок государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановых мероприятий по контролю в отношении 10% от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух ее членов, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).

     В случае выявления нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны  при проведении плановых мероприятий  по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленных нарушениях.

     К числу дополнительных гарантий прав предпринимателей при осуществлении  государственного контроля следует  отнести ряд ограничений, устанавливаемых  статьей 15 ФЗ, при проведении соответствующих мероприятий, в соответствии с которыми должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

     - проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

     - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

     - требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

     - требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

     - распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

     - превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

     Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право (статья 21 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010 г.)):

     1) непосредственно присутствовать  при проведении проверки, давать  объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

     2) получать от органа государственного  контроля (надзора), органа муниципального  контроля, их должностных лиц  информацию, которая относится к  предмету проверки и предоставление  которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

     3) знакомиться с результатами проверки  и указывать в акте проверки  о своем ознакомлении с результатами  проверки, согласии или несогласии  с ними, а также с отдельными  действиями должностных лиц органа  государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

     4) обжаловать действия (бездействие)  должностных лиц органа государственного  контроля (надзора), органа муниципального  контроля, повлекшие за собой  нарушение прав юридического  лица, индивидуального предпринимателя  при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.9

     Юридические лица и индивидуальные предприниматели  обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

     Вред, причиненный юридическому лицу и  индивидуальному предпринимателю  вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению (статья 22 ФЗ).

     Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

     Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

     Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

 

Заключение. 

     Государственная политика регулирования экономики  направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в  частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства.

     Государственное регулирование – это объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Необходимым условием эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики является четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики.

     Правовое  обеспечение рыночных отношений - средство государственного регулирования экономики. Применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимым условием эффективного государственного регулирования является учет интересов субъектов рыночных отношений. Государственный сектор экономики - важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования.

     При государственном регулировании  сочетаются как прямые, так и косвенные  методы. Прямые методы государственного регулирования характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения (государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности). Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность.

     Прогнозирование и планирование - инструменты не только командно-административной, но и рыночной экономики. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства. Планирование - деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования. Правовое регулирование отношений, связанных с прогнозированием экономики, закреплено в действующем законодательстве - Федеральном законе от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999 г.) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации».

     Государственный контроль и надзор - эффективное  средство государственного регулирования  в сфере предпринимательской  деятельности. 

 

Список  литературы: 

     
  1. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2003.
  2. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред.проф. В.Я.Горфиннеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  3. Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2007.
  4. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. И.Р.Зинченко.М.: Инфра-М, 2003.
  5. Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999 г.) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации».
  6. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  7. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
  8. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.
  9. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  10. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
  11. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, утвержденные ЦБ РФ.
  13. Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999 г.) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации».

Информация о работе Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности