Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и контроле в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- ознакомиться с регулированием предпринимательской деятельности как функцией государства и основными целями государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

- изучить методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- рассмотреть государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Содержание

Введение 3
1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

5
2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
12
3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское право Катя.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     Государственное регулирование (воздействие) предпринимательской  деятельности основывается не только на применении мер ответственности  к неисправным налогоплательщикам (плательщикам сборов), но и на использовании  стимулирующей функции налогов и сборов путем применения различных налоговых инструментов.

     К числу налоговых инструментов, стимулирующих  предпринимательскую деятельность, можно отнести, например, дифференциацию налоговых ставок, предоставление возможности  проведения ускоренной амортизации основных средств, различного рода налоговые льготы, некоторые специальные налоговые режимы.

     Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

     При этом следует подчеркнуть, что нормы  законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

     Льготы  могут быть общими, региональными  или селективными.

     К закрепленным в действующем законодательстве льготам относятся, например, отсрочка или рассрочка уплаты налога, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.

     Отсрочка  или рассрочка по уплате налога представляют собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

     Отсрочка  или рассрочка по уплате налога могут  быть предоставлены заинтересованному  лицу, например, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

     - причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

     - задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

     - угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

     - если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

     - если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

     - иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

     Отсрочка  или рассрочка по уплате налога могут  быть предоставлены по одному или  нескольким налогам.

     Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки  с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

     По  требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

     Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки  по уплате налога или об отказе в  ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

     По  ходатайству заинтересованного  лица уполномоченный орган вправе принять  решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

     Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки  по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

     Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

     Это решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном  законодательством РФ.

     Законами  субъектов Российской Федерации  могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов.

     Налоговый кредит представляет собой изменение  срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, указанных в НК РФ (статья 65).

     Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

     Он  предоставляется заинтересованному  лицу по его заявлению и оформляется  договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом.

     Решение уполномоченного органа о предоставлении налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом  кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

     Договор должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые  на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

     Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой  такое изменение срока уплаты налога, при котором организации  при наличии оснований, указанных в НК РФ (статья 66), предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

     Инвестиционный  налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

     Решение о его предоставлении по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом этого субъекта Федерации.

     Инвестиционный  налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

     Организация, получившая его, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

     В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

     Инвестиционный  налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

     - проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

     - осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

     - выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

     Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется  в сумме, установленной Налоговым кодексом РФ.

     Основания для получения инвестиционного  налогового кредита должны быть документально  подтверждены заинтересованной организацией.

     Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

     Форма договора об инвестиционном налоговом  кредите устанавливается органом  исполнительной власти, принимающим решение о его предоставлении.

     Решение принимается уполномоченным органом  в течение одного месяца со дня  получения заявления. Наличие у  организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом  кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

     Договор должен предусматривать порядок  уменьшения налоговых платежей, сумму  кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

     Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).5

     Не  допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее  одной второй и превышающей три  четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

     Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту  ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

     Законом субъекта Российской Федерации и  нормативными правовыми актами, принятыми  представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.

     В качестве специфичного средства налогового стимулирования можно рассматривать также специальные налоговые режимы, такие, например, как упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, реструктуризация кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам и др. 
 

3. Государственный  контроль за предпринимательской  деятельностью. 

     Контроль - одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

     Государственный контроль в сфере предпринимательской  деятельности представляет собой систему  проверки и наблюдения за соблюдением  коммерческими и некоммерческими  организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности