Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание

Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,

Работа состоит из  1 файл

filosofia_1 (3).docx

— 174.56 Кб (Скачать документ)

Билет 4.1. Предмет  и функции философии. Предмет философии - всеобщие св-ва и связи действительности — природы, об-ва, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Функции: Мировоззренческаяспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его уст-ве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическаявырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций— имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания). Критическая– подвергает сомнению окружающий мир и сущ-вующее знание, ищет их новые черты, кач-ва, вскрывать противоречия. Конечная задача — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.Аксиологическая - оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, соц, идеологических и др. Цель— быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Она особенно усиливается в переломные периоды истории. Соц— объясняет об-во, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования об-ва.Воспитательно – гуманитарная- культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и об-ву, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая- на основании имеющихся философских знаний об окруж. мире и человеке, достижениях познания прогнозирует тенденции развития, будущее материи, сознания, познават. процессов, человека, природы и об-ва.

Билет 4.2. Личность как субъект и объект об-венных отношений.Личность - одно из центральных понятий в социологии. Философия больше оперирует ёмким понятием "человек", которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке "вообще", о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят "личность", то чаще всего имеют в виду "человек". Под личностью психологи понимают индивидуальность. В социологии личность - целостность соц св-в человека. Личность -продукт об-венного развития и включения индивида в систему об-венных отношений. Личность как субъект об-венных отношений характеризуется опр степенью независимости от об-ва, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта об-венных отношений акцент делается на влияние об-ва на точность, на ее зависимость от соц и культурных ожиданий, соц установок среды, где формируется личность. Социализация личности.Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения соц ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом об-ва. Пребывание в соц среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического сущ-ва в об-венное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами(детство, юность, зрелость, старость). Становление личности – итог взаимодействия человека и об-ва. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития какого – либо заболевания..Первая грань Я- телесное или физ. Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физ дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Вторая грань Я – соц-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных соц ролей и функций. Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос “какой я”. Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности общих принципов отношений личности с окружающим ее миром. Пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностное проявление самоотношения - самооценка - общее "+" или " - " отношение к себе.самоуважение  и самопринятие различны. Самоуважение - отношение к себе со стороны, обусловлено реальными достоинствами или недостатками; самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависит от того, есть ли черты, объясняющие это отношение.

Билет 5.1. Философия  и наука: единство и различие.Философия выступает к науке как общее к частному, т.е. вфилософия применяет общенаучные знания и принципы, а каждая отдельная наука уже разбирает и уточняет какие – либо моменты. Из этого вытекает, что философия к наукам выступает в кач-ве дедукции, т.е. от общего к частному.Одни ученые определяют философию как науку, другие как особый тип М., третьи - как их симбиоз. «Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания". Наука - это форма духовной, творческой деят-ти людей, направленная на произ-во знаний о природе, об-ве и самом познании, имеющая непосредст. целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимо­связи. Особенности научной деят-ти- универсальность, уникальность, дисциплинированность, демократизм. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. Общее между философией и наукой:1. Стремятся к выработке рационального знания;2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.Разное:1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их др философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опр системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.Вывод:Философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятие, но никак не наука; для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

Билет 5.2. Религиозная  картина мира.

РКМ – иррациональное, основанное на религиозной вере, постижение божественного  порядка, отличающегося иерархичностью взаимоотношений 2 целостностей – Бога и человека.. Бог в этой картине  мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен (находится  за пределами мира). Представитель  дано картины – Фома Аквинский (1225 - 1274). Он излагает христианское вероучение в формах здравого смысла. Его философская  система (томизм) в 1879 г. Была официально объявлена единственно верной философией католицизма. Основной принцип философии  Аквинского – принцип гармонии веры и разума. По его мнению, разум  способен рационально доказать бытие  бога, хотя в жизни любовь к Богу важнее, чем его познание. Он полагал, что Бог не только создал мир, но и постоянно вмешивается в  его дела. Он приводит 5 док-в бытия  Бога: 1. Исходит из понятия движения предмета (каждый предмет должен двигаться  другим, значит, существует перводвигатель). 2. Рассматривает Бога как первопричину (каждое явление имеет причину, значит должна быть причина всех причин). 3. Основывается на существовании случайности  и необходимости (в мире сущ-вует множество случайностей, значит должна быть скрепляющая их необходимость). 4. Связано с разными степенями  совершенства в мире и необходимость  их мерила. 5. Основывается на целесообразности мира.

В этических воззрениях Фома Аквинский придерживался принципа свободной воли, которая возлагает  на человека ответственность за его  поступки.  Со второй половины 1 в. Учение Фомы становится основой неотомизма (официальная доктрина католической церкви). Каждая из ныне существующих РКМ  являет собой совокупность представлений  о возникновении и строении мира, возникающих в результате обобщения  и синтеза религиозного опыта  людей. 

 

Билет 6.1. Философия  античности досократовского периода: характеристика основных школ. Периоды развития философии: 1. Натуралистический, VI-V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2.Гуманистический: софисты, Сократ. 3. Классический. Платон и Аристотель. 4. Эллинистические школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики. 5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе. 6. Период христианской, мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии. Характерные черты: Синкретичность – нерасчлененность важнейших проблем. Космоцентричность – охват всего Космоса и мира человека. Пантеистичность – Космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля, лектон (смысл слова) стоиков. Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность – отвечала на вопросы бытия, помогая жить. Основные школыМилетская школа VII-V вв. до н. э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Все находит начало в первичной субстанции. Она то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Апейрон – вечное и беспредельное начало (Анаксимандр). Пифагореизм, VI-V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах – основа сущего, числовые соотношения – источник гармонии Космоса, приближение к законам науки.Элейская (элеаты), VI-V вв. до н. э. – Парменид, Зенон, Мелисс, Ксенофан. Разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент классической греческой онтологии.. Гл роль в познании принадлежит мышлению, не чув-ву; Гераклит Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос – мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В Космосе – скрытая гармония. Просвещенная монархия. Атомизм, Vв. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все – из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все – согласно необходимости. Случайностей нет. Философия V-IV вв. до н..э. Сократ (470- 399 гг. до ц. э.), Платон, Ксенофонт. Диалектика – метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель – знание, мудрость. Софисты – Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины – к прагматическим рецептам поведения человека в об-ве. Платонизм, 428-348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма. Идеи – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Любовь к идее– побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург – мастер), мировые душа и тело. Идеальное гос-во – иерархия 3 сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как 3 части души: разумная, аффективная и вожделеющая).

Билет 6.2. Об-во и  природа: этапы их взаимодействия.В 20в. в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, с ростом населения, появлением новых видов оружия, стала актуальной проблема отношений об-ва и природы.Понятие "природа" имеет 2 основных значения. В широком смысле —весь окружающий мир (в том числе и человек, об-во) т.е. Вселенная. В узком — та среда, в которой проходит жизнь человека и об-ва (т.е. поверхность Земли с ее всевозможными кач-венными харак-ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).Об-во - совокупность форм организации жизни и деят-ти людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).Взаимоотношения об-ва с природой - отношения между об-вом — целостной системой человеческого общежития - и природой, т.е. средой обитания человеческой цивилизации. Первоначально отношения человека и природы - это взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технич. ср-в) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (напр., различных стихий), сильно зависел от нее.По мере становления об-ва, гос-ва, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось. В 20 в., когда планомерный научно-технич. прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-технич. революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

 

Билет 7.1. Философское  учение о связях детерминации: принцип  детерминизма.Все в мире находится в движении, во взаимодействии, взаимосвязи (носит динамический характер). Все чем-то обусловлено – в этом суть принципа детерминации. Этот принцип имеет большое значение в духовной, материальной, живой, неживой природе, в об-ве. Принципом детерминизма долгое время занимался саратовский философ Яков Фомич Аскин. Виды детерминационных связей: 1) материальная детерминация связана с взаимодействием, в котором передается вещ-во, поле, информация (живая природа). 2) критерий тут – временные отношения. Настоящее м/б детерминировано прошлым, будущим и настоящим. а) прошлое → настоящее (причина и следствие); б) настоящее → настоящее (содержание и форма); в) будущее → настоящее (возможность и действительность, цель). 3) детерминационные отношения м/б однозначными (необходимость) и многозначными (случайность). Категории причины и следствия. С помощью данных категорий мы обусловливаем, детерминируем настоящее прошлым. Причина есть условие, которое предшествует во времени обусловливаемому, является действующим фактором и порождает следствие (обусловливаемое). Если ночь предшествует дню – это не значит, что ночь обусловливает день. Причинная цепь длинная, но порождает лишь последняя из причин (П2 → П1 → Сл). Причина – фактор действующий. Нельзя что-то детерминировать, не действуя при этом. Действующий фактор – причина, недействующий фактор – условие.Спиноза утверждал, что природа есть причина самой себя. Причина не должна совпадать со следствием в данном случае; что-то одно должно порождать что-то другое. Покой не может рассматриваться как причина движения. Но есть скачкообразные явления, которые происходят вдруг, вне времени. Причинно-следственная связь (ПСС) – это нечто, которое возникает из другого нечто (а не из ничего). ПСС образует цепочку причин и следствий, которая уходит в бесконечность. Древние греки понимали под первопричиной различные субстанции, Аристотель – перводвигатель. Если признавать цепь замкнутой (Платон), то получается, что следствие является первопричиной цепи, которая является причиной следствия. Если причина и следствие одновременны, то отрицается время. Причина – это условие, изменяющееся во времени. Причина начинает действовать и постепенно угасает (полностью – в момент формирования следствия). Следствие влияет на причину (не порождает, а является условием, в котором действует причина). Диалектическая философия утверждает, что истинная причина всех следствий – противоречия.Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма. Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации.

Билет 7.2. Софисты  и Сократ.4 век до н.э. был переломным в истории гр философии. Произошел переход от проблем уст-ва мироздания (натурфилософии) на проблемы познания об-ва и человека. Переход к новому видению человека и об-ва подготовили софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др. «Софистэс» – знаток, мастер, мудрец. Софисты - мудрецы особого рода, не занимались поисками истины ради нее самой. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в об-ве и стали платными учителями мудрости. Учили беспринципности в ораторском ис-ве, в достижении любых целей оратора. Софисты обучали не конкретным знаниям, а лишь тем, которые нужны в об-венной деят-ти, где требовалось умение аргументировать свою позицию. Поэтому нужны были знания не о природе, а о самом человеке и его сознании. Протагор первым сказал, что о всякой вещи есть 2 противоположных мнения. Среди софистов выделяются группы: • старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гип¬пий, Продик, Антифонт, Критий; • младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деят-ти. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность гос-ва и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность сущ-вует только в мыслях человека. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.Поисками абсолютного позже занялся Сократ. Сократ излагал свои мысли устно и они дошли до нас через записки его учеников – Ксенофонта и Платона. Гл предметом его речей была этика. Нравственными ценностями для него были бескорыстие, следование долгу, служение добру. Сократ принял смерть с полным сознанием своей правоты, основанном на убеждении, что сущ-вуют объективные нравственные ценности, отступать от которых нельзя. Для Сократа различие между добром и злом носило абсолютный характер. Именно знание того, что есть добро и зло и делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности. Если нет точного понятия о предмете, нет и знания о нем.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"