Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание

Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,

Работа состоит из  1 файл

filosofia_1 (3).docx

— 174.56 Кб (Скачать документ)

Билет 19. 1.  Философия  Им. Канта: учение о познании, морали и праве. Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классич. философии, основатель критического идеализма. Учение о познании. Кант заявляет, что чув-венность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой 2 разных ствола процесса познания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Поэтому научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов – чув-венности и рассудка. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка. Сам процесс познания проходит 3 ступени.1.Чувственная ступень - упорядочивается хаос ощущений при помощи субъективных форм пространства и времени, априори (до опыта) находящихся в чув-венной области сознания познающего субъекта. В рез-те - предметы чувственного восприятия, мир явлений. 2. Рассудочная ступень - многообразие чув-венного материала подводится под единство понятий, или категорий, которые также содержатся в познающем сознании априори, но только в обл-ти рассудка. При помощи категорий кол-ва, кач-ва, отношения, модальности и др. человек судит, высказывает опр суждения, являющиеся элементами нашей речи. 3. Разумная ступень познания- выход познания за пределы возможного опыта, в границах которого оно находилось на предшествующих этапах. Кант считал, необходимо признать, что действительность сама по себе – это одно, а наши знания об этой действительности, не основанные на данных наших органов чув-в, – это другое. Попытка совместить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномиями. Антиномии – это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, но относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность души и доказать или опровергнуть существование Бога.Рассудоквсегда переходит от одного обусловленного к др обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним – безусловным, – ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку св-венно стремление обрести абсолютное знание, т. е. получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей (моделей). Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чув-ва, мы получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – как психических, так и физ, наш разум восходит к идее Бога. Кант выделяет сл категории рассудка:Категории кол-ва: Единство, Множество, Цельность. Категории кач-ва: Реальность, Отрицание, Ограничение. Категории отношения: Субстанция и принадлежность, Причина и следствие, Взаимодействие. Категории модальности: Возможность и невозможность, Сущ-вование и несущ-вование, Необходимость и случайность. Идея права и гос-ва. В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юр законы Кант выводил из нравственных. Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». Учение об абсолютной морали и доброй воле. Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот опирается на добрую волю. Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может сущ-вовать вне разума, тюк.она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

 

Билет 19.2. Соц подсистема об-ва.

Соц подсистема. Термин социальный часто воспринимают также, как об-венный. Соц подсистему делили на разные категории, но самый распространенный – это деление на нации (в узком смысле) и семьи (в широком смысле). Также есть деление на соц слои. Согласно теории соц стратификации и соц мобильности всё об-во делится на слои или страты. Разные социологи делят об-во на разное кол-во слоев всё об-во. Но самое распространенное – низшие, ср, высшие слои об-ва. Соц мобильность – это передвижение человека по горизонтали или вертикали. По горизонтали – переход на такую же должность с такой же зп. По вертикали – переход в др слой об-ва. Выделяют 6 лифтов – брак, церковь, экономика (сфера бизнеса), военная служба, политика, наука.Исходя из этого можно представить об-во как дом с системой лифтов. Также широко применяются теории элиты и элитарных отношений, согласно которым всё об-во делится на элиту и неэлиту. Неэлита подчиняется элите для того, чтобы элита руководила выполняла высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном и Ницше. В н/в данная теория очень пропагандируется.

Билет 20.1. Система  и метод философии Г. В. Гегеля. Значение его идей для философии  права.1770 – 1831 гг. Его творчество – вершина немецкой классической философии.  Первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Открыл и обосновал основный законы и категории диалектики.  Противопоставил диалектику как метод познания метафизике.  Противник кантовского агностицизма и априоризма. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность.  Сущность обнаруживается в явлении, а явление выступает носителем сущности.  Признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Философия Гегеля – максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе сего сущего лежат законы логики. Философская система делится Гегелем на 3 части – логика, философия природы, философия духа. Логика– система чистого разума, совпадающего с божественным разумом. Мысли Бога – наиболее общие законы развития природы, об-ва и мышления. Исходный пункт философии Гегеля – тождество мышления  (сознания) и бытия. Тождество и различие – единство противоположностей.  Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается.  Восхождение от абстрактного к конкретному – общий принцип развития. Высшая ступень развития – абсолютный дух.Особенности его философской системы – 1.  пантеизм (божественная мысль пронизывает весь мир). 2. Панлогизм (объективное божественное мышление строго логично). 3. Диалектика.Новаторство Гегеля – логика прорывает узкий горизонт формальной логики.Все действительное разумно, все разумное действительно.Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс.  И в этом процессе он всюду находит  связку из 3 элементов: тезис, антитезис, синтез.Логика делится также на 3 части – определенность (кач-во), величина (кол-во), мера. Кач-во состоит из 3 частей – бытие, наличное бытие, для - себя – бытие. Бытие – триада: чистое бытие – ничто – становление.  Гегель подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключения – диалектическое единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное.  Но это единство присуще реальным вещам, объективному миру, а затем уже в силу этого – логическим формам.Философия природы.Природа – порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него сущ-вования. Природа интересует Гегеля как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявления в природе – механика, физика, органика. Предвзятая философская система не позволила Гегелю понять как следует диалектику природы. Он не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позиции старой натурфилософии, суть которой – философ, как представитель науки наук и обладатель абсолютного знания,  может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Он выступал против атомистики, не признавал волновую и корпускулярную теории света. Отсюда странные формулы: свет – самая простая мысль, сущ-вующая под формой природы, звук – жалоба идеального и т.д. Философия духа.Третья ступень гегелевской системы. Это синтез первых двух. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находится свое выражение  в абсолютном духе. Человек – часть природы. Человеческий дух – продукт абсолютного духа.Саморазвитие духа идет по 3 ступеням:1. Субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на 3 вида – антропологию, феноменологию, психологию. 2. Объективный дух – человеческое об-во и 3 его гл формы: право, нравственность, гос-во. 3. Абсолютный дух – включает ис-во, религию, философию. Метод по словам Гегеля – движение самой сути дела. Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Система – избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. Фейербах, Герцен, Энгельс и др мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие доктрины, которое запрещается формальной и диалектической логикой.

Билет 20.2. Об-во как  система: характеристика основных подсистем.

В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое философское  понятие об-ва как совокупной деятельности людей, направленной на произ-во, поддержание  и воспроиз-во их жизни. Философское  понятие об-ва включает в себя 2 гл признака: 1) об-во есть обособившаяся  часть природы; 2) будучи связанной  с целым, эта часть развивается  посвоим собственным специфическим  законам, не сводимым к законам, которые  изучает естествознание. Об-во представляет собой открытую динамическую систему, которая осущ-вляетнепрерывные обмен вещ-вом и энергией с окружающей средой.  Оно непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный (стохастический) характер. Об-во включает в себя материальные и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении и взаимодействии. Общепринятым является выделение в об-ве как целостной системе сл подсистем: экономической, соц, политической и духовной. Экономическая подсистема – экономика, которую в широком смысле определяют как способ произ-ва материальной жизни, включая совокупность произ-венных отношений, присущих данному об-венному строю; в узком – как народное хоз-во какой-то страны или отдельной его отрасли – экономику промышленности, экономику с/х и т.п. Ядро экономики – материальное произ-во. Первые попытки – монетаристская и меркантилистская теории (товарное обращение, деньги, усматривая в них источник прибыли). Сл стадия развития – мануфактурная (ком) теория (источник богатства переносится в ком и мануфактурный труд).  Физиократические теории (Тюрго, Кене) полагали, что создает богатства опр вид труда, а именно – земледельческий. Вершина развития буржуазной политической экономии – системы Адама Смита и Давида Риккардо (источник богатства – труд вообще). Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ произ-ва представляет собой диалектическое единство производительных сил и произ-венных отношений. Каждой ступени развития производительных сил соответствует опр тип произ-венных отношений. Соц подсистема. Термин социальный часто воспринимают также, как об-венный. Соц подсистему делили на разные категории, но самый распространенный – это деление на нации (в узком смысле) и семьи (в широком смысле). Также есть деление на соц слои. Согласно теории соц стратификации и соц мобильности всё об-во делится на слои или страты. Разные социологи делят об-во на разное кол-во слоев всё об-во. Но самое распространенное – низшие, ср, высшие слои об-ва. Соц мобильность – это передвижение человека по горизонтали или вертикали. По горизонтали – переход на такую же должность с такой же зп. По вертикали – переход в др слой об-ва. Выделяют 6 лифтов – брак, церковь, экономика (сфера бизнеса), военная служба, политика, наука.Исходя из этого можно представить об-во как дом с системой лифтов. Также широко применяются теории элиты и элитарных отношений, согласно которым всё об-во делится на элиту и неэлиту. Неэлита подчиняется элите для того, чтобы элита руководила выполняла высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном и Ницше. В н/в данная теория очень пропагандируется. Политическая подсистема.  Политика – сознательно проводимая линия поведения соц субъекта по отношению к др субъектам или объектам. Политические отношения в совокупности – политическая подсистема об-ва. Политика невозможна без политической идеологии и политического сознания в целом, включая политические эмоции и переживания, которые проявляются особенно остро в переломные и критические моменты истории той или иной страны. Гос-во – механизм политического управления всем об-вом. Духовная подсистема.Духовная подсистема включает в себя органически связанные между собой элементы, направленные на удовлетворение об-венных и личных духовных потребностей, важнейшими из которых выступают познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. Центральное звено духовной подсистемы - сознание об-ва. Важнейшие элементы сознания об-ва- индивидуальное и об-венное сознание. Индивидуальное сознание-это образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие и зачастую представляет собой никому не ведомый поток сознания. Об-венное сознание является идеальным образом мира, формирующимся соц общностями и группами под воздействием надличностных факторов - материальных условий жизни об-ва и его духовной культуры.Структура об-венного сознания-обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанными с ними повседневными условиями жизни и отношениями людей. Оно отличается нерасчлененностью, бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.Виды об-венного сознания,  научное, религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское.

Билет 21.1. Антропологическая  философия Л. Фейербаха.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872). Немецкий философ. Сын знаменитого  немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха (основателя теории психического принуждения  или теории устрашения в учении о  наказании). Сперва являлся представителем крайней левой школы Гегелевой  философии, позже стал сторонник  материализма, антропологизма и гуманизма. Идеалистические умозрительные  системы немецких философов Канта  и Гегеля в интересах дальнейшего  развития философской мысли требовалось  преодолеть, удержав то ценное, что  в них содержалось. Это в значительной степени было достигнуто Л. Фейербахом (18О4 - 1872). Идеолог радикальных демократических кругов немецкой буржуазии в период подготовки и совершения революции 1848 г. в Германии, Фейербах восстановил материализм в его правах. Прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии. Однако он вскоре обнаружил ее ограниченность. Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение. Старая, идеалистическая философия, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая философия опирается на достижение естествознания. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что

сознание человека является особым св-вом мозга, что оно в  конечном счете вторично по отношению  к материи. Однако антропологизм  Фейербаха имел и свою отрицательную  сторону. Она состояла в том, что  человек понимался им преимущественно  как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании об-ва. В понимании  же природы он был последовательным материалистом.Фейербах, признавая  познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях. При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли.

Билет 21.2.Общенаучные  и философские концепции самоорганизации: движение и развитие.Самоорганизация — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Рез-т - появление единицы сл кач-венного уровня.В зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса.Самоорганизация - в самом общем понимании означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов. Концепция самоорганизации – последняя в ряду интегративных, холистических теорий человечества, начиная с античной натурфилософии до средневековой философии алхимии, прерванной механистической картиной мира 3 века назад, и вновь начавшей свое возрождение в 20 веке. Для обозначения различных кол-венных и кач-венных изменений объективной реальности в философии употребляются категории движение и развитие.  При этом движение – любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно и неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. 2 основных типа движения предметов: 1. Перенос материи, энергии, информации в пространстве. Характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются в своих сущ-венных характеристиках, т.е. не изменяют своего кач-ва (кол-венные изменения). 2. Изменение кач-ва. Св-венны также необратимость и опр направленность (развитие). При этом могут иметь место  усложнение структуры, повышение уровня самоорганизации предмета или явления, что характеризуется как прогресс. Если движение происходит в обратном направление, то речь идет о регрессе. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи: механическое, физ, химическое, биологическое и соц. Понятие развитие применимо и к сознанию человека, когда речь идет, например, о развитии сознания в целом или какой – нибудь отдельной мысли, идеи, теории, что означает вызревание, т.е. усложнение, совершенствование, обретение большей ясности, законченности и т.д.

Билет 22.1. Философия  марксизма и ее исторические судьбы.

Марксистская философия  была создана совместно двумя  немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия  марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла  за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую  популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и  Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной  государственной идеологии и  была превращена в догму. Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма  является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов  научно-технической революции и  реальности постиндустриального общества. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического). В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;  важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"