Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание

Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,

Работа состоит из  1 файл

filosofia_1 (3).docx

— 174.56 Кб (Скачать документ)

Билет 16.2. Роль личности в истории: проблема исторической необходимости  и свободы личности.Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его сущ-вование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека - предмет размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. .Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от свободы" (Фромм), в условиях совершенно цивилизованного об-ва. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" или "вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека свободного выбора на пути к Богу.Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.В истории философской мысли воля трактовалась двояко: 1).как следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); 2). как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека. Волевые кач-ва человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей.Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек.История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становится очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку.Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость.Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив.Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты.Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”.Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть сведен к сумме этого наследства.Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир вещей обнимает собой все – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей. Это мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, вещный мир стал “второй природой” человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием личности самого человека. Все религии строго осуждают стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало переплавить “мечи на орала”. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.

Духовные ценности – это  своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Природа  духовных ценностей исследуется  в аксиологии, которая устанавливает  соотношение ценностей с миром  реальностей человеческой жизни. Речь идет, прежде всего, о моральных и  эстетических ценностях. Они по праву  считаются внешними, ибо во многом определяют поведение человека в  других системах ценностей. В истории  человечества можно отметить несколько  сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответствующий тип  личности. Наиболее древняя - гедонизм - утверждает, что наслаждение высшее благо жизни и критерий поведения  человека.

В этике аскетизма идеалом  жизни провозглашалось добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений.В  концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие является единственным добром".Принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы  многих лиц на основе их общей любви  к богу и всем абсолютным ценностям. Тоже самое можно отнести и  к этическим ценностям. Известное  выражение Ф.М. Достоевского “красота спасет мир” нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти “измерения” человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности. Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в коррекции. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем.

Билет 17.1. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский  скептицизм Д. Юма.В отличие от объективных идеалистов (Гегеля), которые считали, что первичная по отношению к материи идея сущ-вует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:• единственной реальностью является идея;• идея сущ-вует только в сознании человека, т.е. сознание человека является сущ-венной реальностью, вне которого ничего не сущ-вует.Видные представители субъективного идеализма - Беркли, Юм. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить сл основные идеи его философии:• само понятие материи ложно; • сущ-вуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи сущ-вует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;• единственная очевидная реальность есть сознание человека;• со смертью человека и его сознания исчезает все;• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;• высшим док-вом первичности идеи является сущ-вование Бога; Бог вечно сущ-вует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,хрупок и всецело зависит от него.

Дэвид Юм (1711 — 1776) - английский философ, субъективный идеалист — придерживался сл взглядов:• проблема отношения бытия и духа неразрешима;

• человеческое сознание склонно  к идеям;• сам человек - концентрированная  идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной  силы — опыта, знаний, чув-в);• без  своей идеальной сущности (без  воспитания, опыта, и т.д.) человек  не смог бы вообще полноценно воспринять мир;• человек состоит из 2 идеальных  начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; впечатления внутреннего опыта  — аффекты, страсти;• аффекты, страсти  играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.Скептицизм Юма напрямую связан с локковским эмпиризмом. Юм берет у Локка главное — критику идеи субстанции, но по большому счету не выдвигает против этой идеи ни одного нового аргумента. Новизна же его позиции, в сравнении с Локком и Беркли, в том, что сущ-вование Бога, считает Юм, так же сомнительно, как и сущ-вование материи. Религия приемлема только по моральным соображениям. Конечный вывод скептицизма- в познании мы можем иметь дело только с явлением, а не с тем, что является, т. е. с сущностью. В «Трактате о человеческой природе» Юм различает впечатления и идеи. Он вводит посредника между вещью и идеей в виде впечатления. Но разница между впечатлением и идеей у него остается чисто кол-венной. Впечатления - все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе. Идеи - слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.Юм в целом следует эмпирической традиции в понимании.Память в учении Юма — исходная из указанных сил, проявляющая себя в способности удерживать образы после прекращения воздействия извне. Что же касается идеи, то она есть образ впечатления. А по сути это образ образа. Как было принято в его время, Юм делит идеи на простые и сложные. И последние в его теории познания — продукт деят-ти воображения. Человеч. ум в учении скептика Юма играет незавидную роль. У него выходит, что компетенция ума у человека ограничена лишь отношениями между идеями Предмет разума — отнюдь не отношение знания к миру, а отношение идеи к идее. При этом разум должен иметь дело только с теми идеями, которые произошли из восприятий. В ином случае перед нами фикция, которую следует искоренять.

Билет 17.2. Философские  аспекты экологических и демографических  проблем современности.В начале 21 века с особой остротой перед человечеством встали проблемы глобального характера, затрагивающие все сферы об-венной жизни современного мира. К их числу относится совокупность демографических проблем, сущ-вующих в н/в. Философия издавна была призвана поднимать самые насущные проблемы, возникавшие перед человечеством. К этому ее обязывает статус своеобразной зачинательницы научного знания. Основные проблемы современного мира, имеющие глобальный хар-р, можно дифференцировать на 3 группы вопросов: проблема взаимоотношений человека и окружающей его природы; проблема отношений между сущ-вующими на Земле соц общностями; а также проблемы человеческой личности в современном об-ве. Вопросы демографического развития взаимосвязаны с каждой группой проблем, из этого числа. В то же время все глобальные проблемы современности неразрывно связаны между собой: изучение какой-то одной группы вопросов невозможно в отрыве от 2 др групп. Философский анализ проблем демографического развития может оказать сущ-венную помощь в их решении, поскольку философия способна синтезировать различные подходы к данной группе вопросов, с тем, чтобы человечество могло найти адекватный ответ на встающие перед ним сложности. В нашей стране проблемами воспроиз-ва населения в 18 в. занимался Ломоносов. Среди российских авторов 19-20 вв. необходимо отметить труды русских космистов - Федорова, Циолковского, Вернадского. Они предвосхитили будущие глобальные проблемы, с которыми столкнется человечество, и высказали свои мысли по поводу их решения. Среди отечественных работ 19 в. можно выделить труды Плеханова, в которых с позиций марксистской философии производился анализ сущ-вовавших на тот момент демографических теорий и концепций. В дальнейшем эту линию продолжил Ленин. В его работах многие тезисы данной концепции приобрели законченный характер.  В дальнейшем трактовка основных вопросов демографии с позиций марксисткой философии продолжилась в Советском Союзе. Следует отметить, что работы эти носили зачастую чисто демографический характер. Это труды таких выдающихся советских ученых, как Боярский, Валентей, Кваша. 1. Демографические проблемы, сущ-вующие на сегодняшний день, являются глобальными по своему хар-ру. 2. Современное демографическое состояние мира имеет острейшую степень актуальности для всего человечества. 3. Демографические проблемы имеют комплексный характер. Для разрешения существующей ситуации необходимо создание некоей макроструктуры, интегрирующей и координирующей усилия мирового сооб-ва. В н/вв России завершается демографический переход, что характеризуется прекращением роста численности населения. Однако, если для большинства стран, находящихся в такой же стадии демографического перехода, характерна стабилизация численности населения, то для современной России св-венна проблема депопуляции. Это является основным показателем современной демографической ситуации страны. В России отчетливо наблюдается взаимосвязанный комплексный характер происходящей демографической революции. Одной из причин сложившегося положения выступает то, что на вековой процесс демографической эволюции в России особым образом накладываются исторические обст-ва (войны, революции, репрессии) и внутренние события последних 10-15 лет, в первую очередь, экономический кризис, выразившийся в уменьшении продолжительности жизни населения. Сущность глобальных экологических проблем и их философское осмысление. В результате эволюции человек от самоорганизованной сущности Природы отличается наличием разума, приобретённого в рез-те той же самоорганизации, но на уровне способности не только познавать законы Природы, её историю, а и познавать собственную историю и свою сущность. И если привлекать антропный космологический принцип, то разум (его носитель— человек), хотя и с большой долей условности этого принципа, является закономерным процессом эволюции Природы. Стало быть, по меркам своего влияния на Природу человек не может с ней соперничать ни в каких аспектах, кроме разумности, ни в кол-венном отношении (масса, энергия, пространственно-временные аспекты), поскольку является микрокосмом в космическом круговороте материального мира, ни в кач-венном состоянии. Ибо его кач-во — разумность — это новое состояние самоорганизованной сущности материи, спровоцировавшей возникновение кач-венно нового уровня самоорганизации уже живой материи и разума в её лоне.

Билет 18.1. Французское  Просвещение и философский материализм 18 века.Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723—1789). Плод взаимного обмена мыслей с друзьями -«Система природы» Гольбаха (1770), в написании которой кроме Гольбаха приняли некоторое участие Дидро, Нежон и др. Гл мысль трактата — мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, образующим в своей совокупности вечную несотворенную природу. В данной работе различаются 2 рода движения: 1) движение материальных масс, благодаря которому тела переходят из одного места в другое; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от св-венной телу энергии, т. е. от сочетания действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоит это тело. Во Вселенной все находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Материя вечно движется, движение - необходимый способ ее сущ-вования и источник таких ее первоначальных св-в, как протяженность, вес, фигура и т. д. По убеждению Гольбаха, в природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие в ней движения следуют постоянным и необходимым законам.Законы причинной связи так же универсальны, как универсально св-во движения в природе. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость: природа во всех своих явлениях поступает необходимо, согласно св-венной ей сущности. Положение о необходимости Гольбах распространяет на поведение человека и на возникновение всех его ощущений и представлений. Дидро прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии, в теории познания, а также до атеизма в вопросах религии. Он внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. По его мысли, все изменяется, исчезает, только целое остается. Он наметил материалистическую теорию психических функций, во многом предвосхитившую новейшее учение о рефлексах. По этой теории в способах общения животных и людей между собой нет ничего, кроме действий и звуков. Клод-Адриан Гельвеции (1715—1771) основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения может сочетаться с интересом общественным. Не только индивид - часть более широкого целого, но и об-во, к которому он принадлежит, - звено более обширной общности или единого об-ва народов, связанного нравственными узами. Сущ-вующее состояние об-ва Гольбах и Гельвеции считают далеким от идеала. Этот идеал они видели не в «естественном состоянии», ибо природа сделала для человека невозможным изолированное сущ-вование и указала ему на взаимность пользы и выгод как на основу разумного общежития. Без взаимной пользы невозможно для человека никакое счастье. В силу общ-венного договора мы должны делать для других то, что мы желаем, чтобы и они для нас делали. При этом вытекающие из об-венного договора обязанности имеют силу в отношении всякого человека независимо от того, к какой части об-ва он принадлежит. Отсюда французские материалисты, например Гольбах, выводили общие всем людям предписания человеколюбия, сострадания и т. д. По мнению французских материалистов, не сущ-вует такого образа правления, который вполне удовлетворял бы требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода — к своеволию, т. е. к порядку, при котором деспотом будет каждый; концентрированная власть становится опасной, власть разделенная — слабой.Ср-во избавления от недостатков сущ-вующих способов правления французские материалисты видят в просвещении об-ва. Истинная движущая сила человеческих действий, по учению французских материалистов, — эгоизм, или личный интерес, т.е. стремление к наслаждению и уклонение от страданий. Умственное неравенство людей зависит от неравных условий воспитания и от различного сочетания окружающих обст-в. При опр условиях любой человек может подняться до вершин творчества в любом виде научного и художественного труда. Воспитание может осущ-вить все: даже гений не прирожденный дар, а рез-т целесообразной культуры и обучения. При этом воспитание должно быть не частным или домашним, где всегда возможны отклонения от того, что необходимо об-ву, а публичным или гос: только такой характер воспитания обеспечивает последовательное развитие человека в нужном направлении.

Билет 18.2. Об-венное сознание и его структура.

Об-венное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь об-ва и вся система об-венных отношений. Об-венное сознание формируется и развивается вместе с возникновением об-венного бытия, т.к. сознание возможно только как продукт соц отношений. Но и об-во может быть названо об-вом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и об-венное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т. е. всего того, что составляет содержание об-венного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью об-венного бытия. Но хотя материализм и утверждает опр роль об-венного бытия по отношению к об-венному сознанию, однако, нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Об-венное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения об-венного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без об-венного сознания об-во просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в 2 проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать об-венное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Особенность об-венного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. Формы об-венного сознания. Под формами об-венного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и об-венного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Об-венное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. Существование различных форм об-венного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира – природы и об-ва. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм об-венного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной об-венной потребности. Об-венное сознание, отражая всю сложность и противоречивость об-венного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых об-в оно приобрело классовую структуру. Различия в соц-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в об-венном сознании. В гос-вах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех об-вах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения об-венного бытия в об-венном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об об-венном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают об-венное сознание в целом или его особенности в различных об-венно-экономических формациях.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"