Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, шпаргалка

Описание

Билет 1.1. Мировоззрение, его структура и основные типы. М. – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Структура: взгляды – основа М. Это опр совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях,

Работа состоит из  1 файл

filosofia_1 (3).docx

— 174.56 Кб (Скачать документ)

Билет 26.1. Русская  религиозная Ф. конца 19 – 20 вв. Значительную роль и влияние в развитии оказали работы русских философов Розанова, Мережковского, Бердяева, Соловьева, Булгакова и др. Русской религиозной философии 20 в. современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. 1. В рамках этой Ф. ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. 2. Религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. 3. Ф. в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией. Русская религиозная Ф.20 в. представляла собой такую картину мира, в которой соц революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.  Русская Ф. 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как  один  из  критериев этой самобытности, её  религиозность  и  это  не  случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из  аспектов сущ-вования  российской  культуры,  поэтому  духовным  истоком   цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как  вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.   Русская Ф.  сравнительно  молодая.  Она  впитала  в  себя  лучшие философские традиции европейской и мировой Ф.  В  своем  содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и  совершенствование  мира, так и  самого человека. Русская Ф. - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.  Ф.- не только продукт деят-ти чистого разума  не  только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала,  воплощающегося  в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места,  и роли  России  в общей жизни   и   судьбе человечества.  В русской Ф.  мысль сформировалась  в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой  судьбы  и предназначения  России. Сформировалась она в 16 в.  и явилась  первым  идеологическим  оформлением национального  самосознания  русского  народа.  Русская  идея разрабатывалась в  периоде  отечественнойФ. 19  -  20вв.  Её основоположники в этот период -Чаадаев, Достоевский, Бердяев. Мотив  ''Русской идеи''  -  признание   ее   глубинным   выражением   идеи всечеловеч., объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея - идея о  том,  что именно  России  суждено  стать  во   главе   движения   к   общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Биле 26.2. Чувственное  и рациональное познание, их основные формы и роль в познании. Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философами по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения  чув-в познания в кач-ве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чув-в познание гли даже единственным источником знаний(Гоббс, Локк).Чув-венное познание является начальным этапом познания:1. В историческом плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деят-ти - сравнительно поздний этап истории. 2. Такая деят-ть - начальная в том смысле, что на ее основе осущ-вляется контакт человека с миром матер.объектов. Она предпосылка без которых дрформы познав деят-ти не могут сущ.Познание распадается части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление. Ощущение - это отражение отдельных св-в предмета или явления.. По кол-ву органов чув-в различают 5 основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важна для человека зрительная модальность: через нее поступает более 80% чув-венной информации. Исходным материалом восприятия являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию. Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже 3 основных формы: понятие , суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, отражающая общие и сущ-венные св-ва предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, сущ-венные черты. Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами.Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Умозаключение – из одной и более посылок и вывода (заключения). Бывают: индуктивные, дедуктивные и по аналогии.Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чув-ва. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Билет 27.1. Позитивизм, его исторические формы. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Гл тезис позитивизма- все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных спец наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на сущ-вование. Первая историческая форма позитивизма. В 30— 40-е годы 19 в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный Контом. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осущ-вленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика – астрономия – физика –химия – биология – социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря – нему социология впервые была разработана в опр научную систему. Основные принципы: 1. от простого к сложному. 2. от абстрактного к конкретному 3. Временной. Представители кроме Конта, были Литтре, Вырубов, Лаффит, Тэн, Ренан – во Франции; Милль, Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус. Вторая историческая форма позитивизма. В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Мах, Авенариус и др.). Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). ДаннаяСохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”. На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физ и психического и т. д. «Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы 20 в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили Шлик, Карнап, Фейгель, Нейрат, Нагель, Айер, Франк, Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.

Билет 27.2. Объект и  субъект познания.Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.Познание делит мир на две части: — на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе); — на субъект. Субъект познания — глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все соц целое. Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Когда субъектом познания является научное сооб-во, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деят-ти. Объект познания — это любая сущ-вующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деят-ть субъекта. Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в опр смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту — это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. Со стороны познавательной деят-ти субъект не сущ-вует без объекта, а объект — без субъекта. В современной гносеологии различается объект и предмет познания: — объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию; — предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического сущ-вования. Объект соц-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В соц познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деят-ти, а значит, и с самим собой как практически действующим сущ-вом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле соц познание есть об-венное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую об-венную сущность.Объективизм — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей. Субъективизм — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.

Билет 28.1. Учение о  бессознательном: фрейдизм и неофрейдизм. Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Фрейдизм (ортодоксальный психоанализ)  — первое и одно из наиболее влиятельных направлений в психоанализе. Длительное время фрейдизм являлся психоанализом; исключительно в начале 1910-х, когда в рядах Венского психоаналитического сообщества произошёл раскол и его покинули Отто Ранк, Вильгельм Райх, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг и их последователи, впервые начался процесс отделения непосредственно фрейдизма от иных психоаналитических концепций, таких как «индивидуальная психология» Адлера, «аналитическая психология» Юнга и ряда др. Фрейдизм принято считать «ортодоксальным (классическим) психоанализом» по причине того, что именно с именем Фрейда связывают историю возникновения и развития психоанализа.  На современном этапе развития психоаналитической мысли, согласно Головину, под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда - «фрейдистскую метапсихологию ». «Ядро» фрейдизма(по Зинченко — Мещерякову)- мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстинктивными влечениями — сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное человека. Согласно фрейдистской метапсихологии, доступ вытесненного содержимого из области бессознательного к сознанию возможен исключительно в символической форме.Базовое для ортодоксального психоанализа понимание психического аппарата рассматривает последний состоящим из 3 инстанций — Оно, Я и Сверх-Я; Оно вмещает в себя требующие удовлетворения влечения, Сверх-Я (формируется поср-вом социализации человека) выступает в роли «цензора» личности. Конфликт между 2 инстанциям разрешается структурой Я, основная задача которой - «примирение» между желаемым и допустимым, что осущ-вляется путём выработки опр защитных механизмов. В случае, когда защиты дают сбой, возможно возникновение невроза — что приходится на этап раннего развития личности, когда индивид мужского пола переживает Эдипов комплекс, а женского — комплекс Электры. Во фрейдизме именно эти 2 комплекса являются ядром любого невроза. Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления. Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера проявляет себя в областях: — анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.); — ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм — направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма: — Карен Хорни; — Гарри Салливен; — Эрих Фром и др. Основная идеянеофрейдистов- межличностные отношения. Их гл вопрос -  вопрос о том, как человеку жить и что делать. Об-во признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния соц фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"