Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад

Описание

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Работа состоит из  1 файл

фома.docx

— 373.30 Кб (Скачать документ)

 

 Взаимопроникновение,  как глубоко бы оно ни было, не достигает тождества воли  и интеллекта. Волевое действие  совершенно, если оно освещено  разумом, но все равно по  сути оно проистекает из воли. С автономией интеллектуального  акта не диссонирует тезис  о свободной воле как высшей  пробе человека. Лишь благодаря  ей человечность удерживает свою  высоту, падение неизбежно в ее отсутствие. Понимать, чтобы любить в свободе, – таково завещание Иоанна Дунса Скота.

 

 Перед нами разновидность  дуализма. Бог философов не тот,  что Бог теологов, Творец и  Спаситель. Есть истины, ускользающие  от разума, – начало мира во  времени, бессмертие души: к ним  приходят через личный духовный  опыт, но не через доказательства, "demonstrationes". Былое равновесие  между верой и разумом нарушилось. Напряжение споров Аквината и  Бонавентуры в своем крещендо  достигло пика: трещина стала  разломом.

 

 

 

5. Преобладание воли над  мыслью

 

 Теорию о том, что  познание выступает результатом  деятельности абстрактного разума, Скот ограничил с двух сторон. Во-первых, он говорил, что в  познании принимает участие интуиция. Во-вторых, отмечал, что в нем  принимает участие и воля. Фома  утверждал, что разум управляет  волей, Скот этому противоречил. Действия воли никто не может  предопределить, так как она по  своей природе свободна, являясь  самодвижущейся. Разум не может  управлять волей, воля же, наоборот, способна управлять разумом. Она  управляет разумом до того, как  он начинает дейс вовать, прежде  всего, в познание воля вводит  момент активности и свободы.  Поэтому появилась особая концепция  познания. Ее когда-то начал разрабатывать  Августин, теперь ее развил Скот. Для того, чтобы уменьшить ее  парадоксальность, он различал первое  и второе познания, признавая,  что первая стадия познания  происходит без участия воли, однако утверждал, что вторая  стадия всегда происходит с  ее участием.

 

 Изменилась оценка  сил разума. Воля, в качестве свободной,  является наиболее совершенной  из сил. Познание не представляет  собой наивысшей цели жизни,  как того хотели интеллектуалисты, истина же выступает только  одним из благ. Не познание, которое  является насквозь пассивным  процессом, а свободная воля  уподобляет и приближает человека  к Богу. Не разум, а воля является  сущностью души. Примат воли, определенно  чуждый античной философии, был,  собственно говоря, христианским  мотивом, и он отчетливо проявился  у Августина. Под влиянием античных  источников у его последователей  он отошел на второй план, однако  возродился вновь у Скота.

 

 Поскольку воля является  наиболее совершенной силой, она  должна быть управляема наиболее  совершенной сущностью, и Бога  необходимо понимать как Волю. Такой взгляд имел далеко идущие  следствия: характерной чертой  воли является свобода, следовательно,  Бог свободен в своих решениях. Действительно, Скот отрицал,  что Бог не может создать  противоречивых и невозможных  вещей (например, чтобы 3 + 2 не равнялось  5), не противится двум первым  требованиям декалога (10 заповедей), и что именно этим ограничивается  свобода Бога. В конечном счете, Его свобода не ограничена, а воля является, сама по себе, исходным законом. Не существует правил добра, к которым можно было бы ее применить, чтобы свою деятельность сделать доброй. «Бог может любые правила установить как достаточные, так же как если бы и другие правила могли бы быть им установлены таким образом, что они также были бы достаточными». Эти истины являются истинами только потому, что их установил Бог. То, что для нас необходимо, для Бога является делом свободного выбора. Конечным основанием бытия является не необходимость, а свобода. Истина и благо не являются в своих основах объективными и незыблемыми, ибо об этом как арбитр может судить только Бог.

 

 Ни одна христианская  доктрина не отличалась в большей  степени от античных доктрин,  чем эта. Строитель мира у  Платона строил его в соответствии  с вечными идеями, которые от  него не зависят. Бог у Платона  был зависим от блага и истины, здесь же благо и истина  зависят от Бога.

 

 

 

Этика Дунса Скота

 

 

 Признание первенства  воли над умом существенно  предопределяет и этическое учение  Дунса Скота.

 

 Основание нравственности  есть наше желание блаженства. Это желание удовлетворяется  не в теоретической, а в практической  области духа. Окончательная цель  нравственной жизни или верховное  благо (summum bonum) заключается не  в созерцании абсолютной истины  или Бога, как полагал Фома  с большинством схоластиков, а  в известном аффекте воли, именно  в совершенной любви к Богу, реально нас с Ним соединяющей.

 

 Норма нравственности  есть единственно Божья воля, предписывающая нам законы деятельности, как естественные, так и религиозно-положительные.

 

 Праведность состоит  в исполнении этих законов;  грех есть функциональное нарушение  праведности, а не какое-нибудь  существенное извращение нашей  души. Ничто, кроме Бога, не имеет  собственного достоинства, а получает  положительное или отрицательное  значение исключительно от воли  Божией, которую Дунс Скот понимает  как безусловный произвол. Бог  хочет чего-нибудь не потому, что  оно добро, а напротив, оно есть  добро только потому, что Бог  его хочет; всякий закон праведен  лишь поскольку он принимается  божественною волею.

 

 Единственно от произволения  Божия зависело поставить условием  нашего спасения воплощение и  крестную смерть Христа. В принципе  мы могли бы быть спасены  и другими способами.

 

 Иррационализм Дунса  Скота

 

 

1. Дорога к иррационализму

 

1. С идеей примата воли  связан иррационализм Скота, который  действительно заставил его выделить  теологию из области разума  и науки. Если бы разум мог  самостоятельно достигать истины, то истина, зависящая от непонятных  Божественных решений, могла бы  быть совершенно иной, чем она  есть на самом деле, поэтому  ему часто ничего другого не  остается, как обратиться к Откровению.

 

 То, что у Августина  было только намечено, у Скота  было всесторонне развито и  доказано диалектическими аргументами.  Из суггестии Августина Скот  создал тонкую схоластическую  систему, в которой: а) вера  имела перевес над разумом;  б) интуиция – над абстракцией;  в) отдельное – над общим;  г) воля – над мыслью. Выделение  из компетенции разума большой  сферы истин и отнесение их  к вере, признание индивидуальных  форм, интуитивных факторов и  участие воли в познании, примат  воли, произвол истин, которые  являются результатом действия  свободной Божественной воли, –  это наиболее типичные мотивы  скотизма, весьма далекие от античных  идей и присущие христианству  в своей основе.

 

 

 

2. Поэтому Иоанн Дунс  Скот и не считал себя философом,  поскольку главная цель человека  есть спасение и познание Бога, а познание Бога возможно лишь  в акте любви к Богу, а отнюдь  не в [интеллектуальном] познании  Бога. Поэтому Иоанн Дунс Скот  всячески открещивался от философии  и противопоставлял себя интелектуализму  философов. Философы, по мнению  Иоанна Дунса Скота, всегда  по необходимости детерминисты  и интеллектуалисты и поэтому  не могут знать Бога, тем более  что и предмет философии другой. Вообще же познание, особенно  в сфере религии, должно иметь  в своем основании веру.

 

 Если Фома Аквинский  говорил о примате разума и  знания над волей, а Дунс  Скот, наоборот, отводил первое место  воле. Он учил, что у Бога, как  и у человека не воля зависит  от разума, а разум от воли. Доказывалось это утверждение исходя из того, что не все представляющееся разумным соответствует Божественной воле, следовательно, разум не первичен. Учение Дунса Скота о примате воли над разумом открыло дорогу иррационализму.

 

2. Тезис о непорочном  зачатии Пресвятой Девы

 

 Не менее принципиальным  было расхождение с Фомой Аквинским  и другими выдающимися богословами  того времени (Ансельмом Кентерберийским,  Бернардом Клервоским, Бонавентурой) по вопросу о непорочном зачатии  Девы Марии. Дунс Скот одним  из первых стал отстаивать  положение о том, что Богородица  была зачата без греха, т.  е. с самого момента рождения  являлась непорочной. Большинство  же его современников считали,  что она освободилась от греха  уже после рождения. Как мы  знаем, в конце концов, победила  точка зрения Дунса Скота: в  1854 году папой Пием IX доктрина  о непорочном зачатии была  признана догматом Католической  Церкви.

 

 Возражая св. Фоме, Дунс  Скот отстаивал догмат непорочного  зачатия, и в этом вопросе  на его сторону стали Парижский  университет, а в конечном счете  и вся Католическая Церковь.  Дунс Скот является августинианцем, но в менее крайней форме,  чем Бонавентура или даже Матвей  Акваспарта; разногласия Дунса Скота,  как и этих двух философов,  со св. Фомой являются результатом  большей примеси в его философии  платонизма (проникшего через Августина).

 

3. Христологические последствия

 

 В христологии своей  Дунс Скот, при всем желании  быть правоверным, невольно склоняется  в несторианскому и адопцианскому  воззрению: по его представлению  Христос, рожденный как совершенный  человек Пресв. Девою (которая  т. о., по Дунсу Скоту, несмотря  на свое непорочное зачатие,  не была в собственном смысле  Богородицею), достигает совершенного  единения с божественным Логосом  и становится Сыном Божиим. Только  оговорки Скота о бессилии  разума в вопросах веры оградили  его от упреков в ереси. Впрочем,  и относительно веры он допускает  сомнение, отрицая только сомнение  побеждающее.

Дата: 23.03.2009  Модуль: История  философии  Категория: Схоластика  Разместил: rat

Уильям Оккам (1285–1347)  

 

1. Облик Оккама

2. Направление мысли

3. Революция Оккама: упразднение  понятия сущности

4. Волюнтаризм Оккама

5. Гносеология Оккама

6. Что остается от веры?

7. Ученики

8. Новый взгляд на природу  познающего ума

 

По словам Жильсона, «следствием  оккамизма была замена позитивного  сотрудничества веры и разума, имевшего место в золотой век схоластики, новой и гораздо более рыхлой системой, в которой абсолютная и  самодостаточная несомненность  веры поддерживалась только философской  вероятностью».

 

Облик

 

 

 Уильям Оккам родился  в графстве Суррей в селении  Оккам приблизительно в 40 км. от  Лондона. (Т. обр., как и предыдущие 2 философа, он родился в Великобритании).

 

 Учится в Оксфордском  ун-те, где слушает Дунса Скота.  Еще во время обучения в  Оксфорде (в возрасте 20 лет) вступил  в францисканский орден. После  окончания образования философ  остается в Оксфорде преподавать  теологию и философию.

 

 В 1324 г. переезжает  во францисканский монастырь  в Авиньон. Здесь на него  обрушивается подозрение в ереси:  папа Иоанн XXII требует объяснений, имея в руках перечень подозрительных  писаний Оккама, составленный канцлером  Оксфордского университета. После  3-х лет работы комиссии, назначенной  Папой, 7 пунктов его тезисов были  объявлены еретическими, 37 – ложными, 4 – опасными.

 

 Положение Оккама осложнилось  тем, что в споре о проблеме  бедности он примкнул к течению  францисканцев – «спиритуалов»,  стоявших в непримиримой оппозиции  к Папе. Оккам выступил противником  папской власти, признавая Папу  подчиненным в мирских делах  – государям, а в духовных  – всей Церкви, и отрицая светскую  власть Папы. Призванный, за публичное  распространение этих мнений, к  папскому суду в Авиньон (в  1322 г.), он был заключен под стражу. Т. обр., за высказывания о примате  светской власти над властью  Папы в делах духовных был  обвинен в ереси и заточен  в тюрьму.

 

 Опасаясь суровых санкций  папы, Оккам прилагает усилия  и в 1328 г бежит из Авиньона  в Пизу к императору Людвигу  IV Баварскому, врагу Папы. За это  Оккама отлучают от Церкви. Именно  в это время – 1328-29 гг. создается  его главный «логический» труд  – «Summa Logicae» – «Сумма логики».

 

XIV век знаменит тяжбами  между Филиппом Красивым и  Папой Римским. У Филиппа Красивого[1] Оккам и действовал в защиту  его (к этому королю он обратился  за помощью, сказав исторические  слова: «Охраняй меня мечем,  я буду охранять тебя словом»). У Людовика Баварского тоже  был князь, который говорил  Оккаму: «ты меня защищай пером,  а буду защищать тебя мечом»  – т. е. авторитетный интеллектуал. Т. обр., с 1328 г. Оккам жил  в Мюнхене, выступал как идеолог  императорской власти против  притязаний Папы на светскую  власть.

 

 Обосновавшись в Мюнхене  (Бавария), Оккам оставался там  до самой смерти, последовавшей  от холеры.

 

 

 

Направление мысли

 

 

1. Оккам является одним  из виднейших представителей  номинализма. Благодаря виртуозному  владению искусством диалектики  он получил от учеников прозвище "Doctor invincibilis" (непобедимый). Прославился  Оккам своим "принципом простоты", который так же называют "бритвой  Оккама". Он придерживался мнения, что "простейшие объяснения  – самые лучшие". Опираясь на  этот принцип, он приступил  к решению проблемы универсалий,  однако направил свои рассуждения  в иное русло, чем его предшественники.  В работах "Сумма всей логики", "Естественная философия", "Сумма  логики" он доказывал, что реально  лишь отдельное существо, а универсалии  существуют лишь в пределах  человеческого разума, размышляющего  о них.

 

 Характерен Оккам был  в диалектике (логик и рационалист), его даже прозвали «doctor invicibilis»  – «непобедимый». Среди его  произведений выделяют «Распорядок», «Избранное» и «Свод всей логики».

Информация о работе Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)