Философская система Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:28, реферат

Описание

Он был героем множества житий святых, наполненных причудливыми анекдотами и безоговорочным принятием метафизических россказней, что, впрочем, едва ли улучшило его философскую репутацию. Нам в наследство досталась неясная фигура на фоне пропахших ладаном тяжелых туч теологии. На протяжении тысячелетия, со времен Августина Блаженного, в Европе едва ли можно обнаружить столь блистательный философский ум. Аквинат, безусловно, фигура мирового масштаба.
Томизм Фомы Аквинского в наши дни признается как один из важнейших духовных факторов современности. У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа развивается и в наши дни. Многие философы, такие как Жак Маритен, Дезире Мерсье, Антуан Д.Сертийянж, Жозеф Гредт, Жак Маритен, Этьен Жильсон, занимались изучением томизма. По данной теме написано много философских трудов, публикаций и книг. Жак Маритен в своей работе «Философ и теология» он называет Фому Аквинского «великим классиком» и аргументирует своё высказывание доводами в пользу философии Св. Фомы.

Работа состоит из  1 файл

Философская система Фомы Аквинского.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 

Кафедра «Менеджмент» 
 

Реферат 
 

По дисциплине: «Философия» 

Тема: «Философская система Фомы Аквинского» 
 
 
 
 
 

Выполнил:

 студент  2 курса

дневного  отделения

факультет УП спец. 0807

группа  УП3 02

Сауткин Николай Николаевич 
 

Преподаватель:

Титкова Ольга Вячеславовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва - 2009 г. 
 
 

Содержание 
 
 

    Введение  …………………………………………………...3 

    Биография …………………………………………………3 

    Наука и вера ……………………….………………………8 

    Томизм ……………………………………………...………9 

    Учение о государстве …………………………………..…12 

    Неотомизм …………………………………………….……13 

    Заключение  …………………………………………...……15 

    Список  литературы …………………………………….…16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

    Фома  Аквинский умер 7 марта 1274 года. 49 лет спустя он был причислен к лику святых; в 1879 году папа Лев XIII провозгласил работы Аквината «единственно истинной философией».

    Он  был героем множества житий святых, наполненных причудливыми анекдотами и безоговорочным принятием метафизических россказней, что, впрочем, едва ли улучшило его философскую репутацию. Нам в наследство досталась неясная фигура на фоне пропахших ладаном тяжелых туч теологии. На протяжении тысячелетия, со времен Августина Блаженного, в Европе едва ли можно обнаружить столь блистательный философский ум. Аквинат, безусловно, фигура мирового масштаба.

    Томизм  Фомы Аквинского в наши дни признается как один из важнейших духовных факторов современности. У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа развивается и в наши дни. Многие философы, такие как Жак Маритен, Дезире Мерсье, Антуан Д.Сертийянж, Жозеф Гредт, Жак Маритен, Этьен Жильсон,  занимались изучением томизма. По данной теме написано много философских трудов, публикаций и книг. Жак  Маритен в своей работе «Философ и теология» он называет Фому Аквинского «великим классиком» и аргументирует своё высказывание доводами в пользу философии  Св. Фомы.

    Цель, которую я поставил при выполнении  данной работы – разобраться, почему работы Фомы Аквинского на протяжении уже нескольких веков являются столь  важными и актуальными для  философской мысли. 

Биография 

    Фома  Аквинский (Томмазо д' Аквино) родился  в замке, расположенном в четырех  милях от Аквино, в южной Италии. Фома был седьмым сыном графа  Ландолфо д'Аквино; и известный поэт-лирик  Ринальдо д'Аквино вполне мог быть его  братом. Еще более интересно то, что Фома был племянником Фридриха II, императора Священной Римской империи, чей двор в Сицилии был прообразом двора Ренессанса. Человек со многими талантами, Фридрих был отлучен от церкви Папой, но затем отправился в крестовый поход, в результате которого вернул Иерусалим христианам (поставив этим Папу в затруднительное положение).

    В возрасте пяти лет Фома был отдан  в школу при монастыре Монте  Кассино. Здесь вскоре стали заметны  его выдающийся интеллект и религиозное  рвение. Но после девяти лет обучения он был вынужден таковое прекратить, потому что его дядя Фридрих запретил монашество, считая, что монахи слишком дружественно настроены по отношению к его врагу Папе. Тогда Фома отправился в университет Неаполя, основанный Фридрихом. Фома учился логике у ученого трансильванца, которого звали мастер Мартин, а лекции по естественной философии ему читал мастер Петр из Хибернии (Ирландия).

    Именно  мастер Мартин познакомил Фому с аристотелевскими трактатами по логике, которые играли столь важную роль в науке Средневековья. Аристотель считается основателем логики, он написал первый трактат по этой науке в IV веке до нашей эры. Слово «логика» происходит от греческого слова «логос» (слово, язык), и изначально обозначало «правила рассуждения». Аристотель считал логику органоном (инструментом) философии. Как таковая, она могла использоваться в любой области знания. Целью логики была аналитика, то есть объяснение, «распутывание».

    Но  логика, которую изучал Фома, мало продвинулась вперед за тысячелетие со времен Аристотеля. Ее основной формой был силлогизм, который Аристотель определял как «рассуждение, в котором излагаются определенные факты, создающие новое знание, которое с необходимостью следует из них как из посылок». Простой пример силлогизма:

    Все люди смертны.

    Все греки люди.

    Следовательно, все греки смертны.

    Во  времена Аристотеля эта форма  рассуждений доказала свою продуктивность, так как помогала правильно мыслить  и приводила к новым знаниям. Основная структура логики Аристотеля во времена Аквината сохранялась, однако методы утратили новизну и все больше стали сводиться к ограничениям. Спор стал ритуалом применения логического метода, а не инструментом, как хотел того Аристотель. Быстрый ум Фомы вскоре позволил ему стать мастером этой словесной ловкости. Он обнаружил, что хочет заниматься более глубокими философскими размышлениями, и понял, что логические методы также могут использоваться для прояснения мыслей.

    В это время Аквината начал привлекать доминиканский монашеский орден. Целью  ордена было избавление мира от ереси. Его члены носили черные сутаны и путешествовали по странам Европы, собирая подаяние себе на жизнь. Постепенно этот орден стал более активно интересоваться образованием, которое при св. Доминике было негласно запрещено — как и мягкие матрасы.

    Решение Фомы присоединиться к ордену монахов вызвало негативную реакцию в семье. Зная о выдающемся интеллекте и религиозном настрое сына, родители готовили его к церковной карьере. При помощи его талантов и семейных связей он скоро мог стать архиепископом Неаполя — необычайно престижный пост для потомка военачальника Священной Римской империи. Но Фома был полон решимости. Он видел себя последователем другого потомка благородной семьи, который оставил все ради своей веры — Франциска Ассизского. Двумя десятилетиями раньше Франциск основал свой орден и посвятил свою жизнь заботе о больных и нищих, а со временем и о животных и птицах, которых также считал своими братьями. Фома Аквинский вдохновлял себя примером св. Франциска всю свою жизнь, несмотря на разницу их целей и темпераментов. Предваряя родительские действия, он присоединился к ордену доминиканцев и прекратил обучение в Неаполе. Новообращенный доминиканец теперь готовился к путешествию в Париж, его ум был полон новых идей, вдохновленных трудами Аристотеля, его возбуждала перспектива святой жизни, посвященной наукам. Париж был величайшим центром ученого христианства. Фома мечтал учиться там у Альберта Великого, одного из самых значительных мыслителей той эпохи, прославившегося своими комментариями к Аристотелю.

    Девятнадцатилетнему Фоме удалось пройти 80 миль по дороге до озера Больсано, что к северу от Рима. Там братья, выполняя приказ матери, настигли его, связали и доставили  в семейный замок в Роккасекке. Фома был заключен в башню. Чтобы  вернуть его к здравому смыслу, отец предложил ему занять пост аббата в Монте Каесино (монатырь был разрешен Фридрихом II, так как монахи начали хуже относиться к Папе). Но Фома не хотел становиться главой своей старой школы. В течение года он пребывал в заточении в башне своего замка, читая Библию и «Метафизику» Аристотеля. В последней части «Метафизики» Аристотель рассматривает теологию. Он задается вопросом о том, что есть причина, а затем, что есть причина причины и т. д. Таким образом, по цепочке причинности он доходит до главной причины всех вещей, перводвигателя, который сам неподвижен. Так он определяет Бога. Эти аргументы были приняты христианской церковью. Аристотелевское доказательство бытия Бога дало философское обоснование  христианской вере. В таком виде аристотелевское мышление сохранилось в Европе во времена мрачного Средневековья. Оно было приспособлено к канонам христианства, которые формировались и сохранялись в небольших группах верующих, пока не стали доминирующей интеллектуальной установкой целой культуры.

    Постепенно  его сестра разработала план побега. Ей помогали некоторые из его братьев, которые теперь прониклись большим  сочувствием. Поздно ночью его братья пробрались в башню и спустили Фому вниз в корзине. Следующим утром  он уже был на дороге в Париж, затерявшись среди путешествующих странников, рыцарей, женщин, простолюдинов и продавцов пирогов, которые направлялись на ярмарку.

    Оставив позади Ломбардию, перебравшись через  Альпы и пройдя через всю Бургундию, проделав пешком более тысячи миль, Фома прибыл в Париж. Здесь он обнаружил, что Альберт Великий отправился преподавать в германский город Кельн. Преодолев еще 300 миль, Аквинат прибыл в Кельн.

    Альберт Великий был вскоре поражен познаниями двадцатитрехлетнего итальянца. Фома Аквинский к этому времени мог выразить даже самые сложные идеи с потрясающей простотой, но был совершенно не способен проявить свои чувства. Его большие бычьи глаза умоляюще смотрели на друзей-студентов, которые безжалостно потешались над ним — правда, с почтительного расстояния. Скоро он стал известен как «глупый бык», хотя Альберт Великий говорил о нем: «Запомните мои слова, однажды голос этого быка будет раздаваться над всем христианским миром». Эта история типична для жанра жития святых, она характеризует довольно скованные манеры Аквината и его выдающийся облик.

    Со  временем Альберт Великий вернулся в Париж, и Фома последовал за ним. Помимо того, что Парижский университет  был уникальным образовательным  центром в Европе, он предоставлял значительный уровень свободы. Его  учителя и студенты номинально относились к церкви и поэтому не подчинялись светским властям. Они также не подчинялись епископу Парижа и были ответственны непосредственно перед Римом. В эпоху, когда письмо шло до Рима более четырех суток, это гарантировало студентам и университету достаточный уровень свободы.

    Когда Аквинат прибыл в Париж с Альбертом  Великим, он поселился в Латинском  квартале, получившем свое название из-за широкой распространенности в этом районе латинского языка: на нем говорили снимавшие там комнаты студенты. Фома Аквинский остановился на улице св. Жака, в то время главной улице квартала, на которой располагался колледж якобинцев (французских доминиканцев). После получения степени бакалавра, Аквинат, которому теперь было уже 30, получил право преподавать. Несмотря на нерасполагающую внешность и отсутствие должных манер, он быстро стал любимцем студентов, его лекции начали собирать толпы. Этот человек прекрасно знал труды Аристотеля, а также мог объяснить его самые сложные идеи очень доступно.

    Но  идеи Аристотеля утратили популярность среди консервативно настроенных церковных служителей. К тому времени, когда Аквинат появился в Париже, учение Аристотеля уже не менее четырех раз проклиналось как ведущее к безверию. Но Фома делал все возможное, чтобы избегать столкновения с церковью. Он интерпретировал Аристотеля так, чтобы не противоречить теологии. Основанное на самоочевидных божественных принципах и истинах (данных в Библии), знание может строиться на принципах разума. Четыре столетия спустя, по этому же проекту попробует построить свою философию Спиноза.

    И все же было одно противоречие, которого Аквинат не смог избежать — противоречие между авторитетами доминиканского ордена и преподавателями университетов. Доктора теологии не признавали недавно  возникший орден и не хотели давать его членам привилегий, полагавшихся по закону другим студентам. В их глазах живущие в бедности доминиканцы были ничем не лучше получивших лицензию попрошаек. Доминиканцы отвечали на это отказом признать авторитет университетов, но настаивали на том, что могут пользоваться всеми привилегиями, доступными другим преподавателям и студентам, то есть свободой от юрисдикции светских властей. Борьба между доминиканцами и университетами достигла своего апогея, когда в 1257 году Фома Аквинский был избран профессором философии в Париже. Те, кто выступал против доминиканцев, отказались признать эту победу и обратились к Папе.

Информация о работе Философская система Фомы Аквинского