Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:42, доклад

Описание

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Работа состоит из  1 файл

философия возрождения.docx

— 94.51 Кб (Скачать документ)

 

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления  о философии природы.

 

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).

 

Центральной категорией его  философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической  иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.

 

Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что  природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной  связи пространства, времени и  движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна  Богу, который отождествляется с  миром.

 

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое  созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

 

Этическое учение Д. Бруно  направлено против средневекового аскетизма  и ханжества. Мыслитель стал провозвестником  новых нравов, входящих в европейскую  жизнь, с формированием в ней  буржуазного образа жизни.

 

Особенность заключительного  этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

 

Разработанное философией эпохи  Возрождения диалектически цельное  представление о неразрывном  единстве человека и природы, Земли  и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

 

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние  на все общественное сознание Европы.


2.кузанский

Пантеизм как специфическая  черта натурфилософии Возрождения

 

 

В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается  к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое  отношение к природе как несамостоятельной  сфере. На первый взгляд происходит возвращение  к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

 

Такое магико-алхимическое понимание  природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя оно и имеет точки  соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и  даже одушевленном космосе, но существенно  отличается от этого представления  своим активистским духом, стремлением  управлять природой с помощью  тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы  Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком  рационалистичной и приземленной, поскольку  была почти полностью лишена магического  элемента и проводила строгое  различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо  ближе к возрожденческому способу  мышления был неоплатонизм, тем более  что он еще с XIII-XIV веков воспринимался  как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

 

6. Возрожденческая трактовка  диалектики. Николай Кузанский и  принцип совпадения противоположностей

 

 

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай  Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

 

Николай Кузанский, как и  большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность "иному", не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

 

Эта формула неприемлема  для христианского теизма, принципиально  отличающего творение (все) от творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции  неоплатоников, которые никогда  не отождествляли единое со "всем". Вот тут и появляется новый, возрожденческий  подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как "максимум", единое же - как "минимум". Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, он обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

 

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая  Кузанского, что делает его одним  из родоначальников новоевропейской  диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим  учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой  философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого  и беспредельного. Напротив, у Николая  Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.

 

Проведенное, хотя и не всегда последовательно, отождествление единого с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.

 

Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у  Николая Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция  быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекает из принятых мыслителем предпосылок: "...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности" [1]. Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.

 

В геометрии, как показывает Николай Кузанский, дело обстоит  так же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных отношений, на котором держалась  геометрия греков, он объявляет имеющим  значение только для низшей умственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, есть, по его убеждению, продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает свой основной принцип в виде запрета  противоречия, то есть запрета совмещать  противоположности. Николай Кузанский  возвращает нас к Зенону с его  парадоксами бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел  в парадоксах орудие разрушения ложного  знания, а Николай Кузанский - средство созидания истинного. Правда, само это  знание имеет особый характер - оно  есть "умудренное неведение".

 

Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность. Рассуждение Николая Кузанского помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, "начало" и "конец". Согласно Николаю Кузанскому, центр и окружность космоса - это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

 

7. Бесконечная Вселенная  Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

 

 

Приведенные выше положения  противоречат принципам аристотелевской  физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

 

Характерная для Николая  Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом  пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее "подобной бесконечности", одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

 

Отождествляя космос с  бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность  формы - как начала неделимого, а  потому активного и творческого, с одной стороны, и материи  как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким  образом, не только передает самой природе  то, что в средние века приписывалось  Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая  материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть "Бог в вещах".

 

Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как  еретическое. Инквизиция требовала, чтобы  итальянский философ отрекся  от своего учения. Однако Бруно предпочел  смерть отречению и был сожжен на костре.

 

Новое понимание соотношения  между материей и формой свидетельствует  о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.


 

Натурфилософия эпохи  Возрождения

 Оглавление

 Введение

1. Возрожденческая трактовка  диалектики. Николай Кузанский и  принцип совпадения противоположностей

2. Теория Николая Коперника

3. Бесконечная вселенная  Джордано Бруно

4. Механистическая картина  мира Галилео Галилея

 Список использованной  литературы

 Введение

XV и XVI столетия были  временем больших перемен в  экономике, политической и культурной  жизни европейских стран. Бурный  рост городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного  производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту  все более отдаленные районы  постепенное размещение главных  торговых путей из Средиземноморья  к северу, завершившееся после  падения Византии и великих  географических открытий конца  XV и начала XVI века, преобразили облик  средневековой Европы. Почти повсеместно  теперь выдвигаются на первый  план города. Некогда могущественнейшие  силы средневекового мира - империя  и папство - переживал глубокий  кризис. В XVI столетии распадавшаяся  Священная Римская империя германской  нации стала ареной двух первых  антифеодальных революций - Великой  крестьянской войны в Германии  и Нидерландского восстания. Переходный  характер эпохи, происходящий  во всех областях жизни, процесс  освобождения от средневековых  пут и вместе с тем еще  неразвитость становящихся капиталистических  отношений, не могли не сказаться  на особенностях художественной  культуры и эстетической мысли  того времени.

 Все перемены в жизни  общества сопровождались широким  обновлением культуры - расцветом  естественных и точных наук, литературы  на национальных языках и, в  особенности, философии. Зародившись  в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии.

1. Возрожденческая трактовка  диалектики. Николай Кузанский и  принцип совпадения противоположностей

 Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464) . Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

 Николай Кузанский,  как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность “иному” , не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что “единому ничто не противоположно” . А отсюда он делает характерный вывод: “единое есть все” - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

Информация о работе Философия эпохи возрождения