Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:42, доклад

Описание

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Работа состоит из  1 файл

философия возрождения.docx

— 94.51 Кб (Скачать документ)

 

Так называемый трактат "О красоте" Николая Кузанского возник в 1456 г. в виде проповеди на тему "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя" из "Песни песней" (4, 7) (см. 177). Первая половина трактата носит  отчетливые следы чтения Ареопагитик  и Альберта Великого. Здесь перед  нами традиционная платоническая и  неоплатоническая структура. Духовная красота, постигаемая духовными  чувствами, совпадает с благом, о  чем, по мнению Николая Кузанского, свидетельствуют уже и их родственные  имена в греческом языке: callos – красота, calon – благо. Красота есть благо, которое "потеплело" внутри самого себя от своего изобилия и стало излучать само себя в виде света. Получается, что благо постигается как благо только благодаря красоте, которая есть явленность блага.

 

По своему внутреннему  строению прекрасное трояко. Во-первых, оно есть сияние формы (splendor formae) в пропорциональных и определенных частях материи: например, тело прекрасно от "чистоты цвета" (respledentia coloris), сияющей в пропорциональных членах (supermembra proportionata). Во-вторых, красота есть влекущее начало, поскольку прекрасное есть добро и конечная цель. В-третьих, прекрасное едино ввиду цельности своей формы, которая делает вещь прекрасной.

 

В высших умопостигаемых сферах красота, совпадающая с истиной  и добром, принадлежит богу. Природа  красоты (natura pulchritudinis ) "эманирует" из первой божественной красоты, становясь формой всего прекрасного, но источник красоты от этого не оскудевает ввиду круговращательности, или рефлективности, прекрасных духовных движений, которые от частной красоты вновь восходят к первому свету.

 

Во второй половине трактата, принадлежащей собственно ему Николай  Кузанский продолжает развернутую  им в "Диалогах простеца" мысль  о "внутреннем вкусе", благодаря  которому разумное создание "начинает в разумном стремлении востекать к прекрасному, едва прикоснувшись к нему чувством, подобно тому как отведавший кончиком языка предвкушение сладости движим желанием насладиться ею". Разумные создания обладают врожденной способностью суждения о прекрасном. "Ум" носит в себе идею (species) прекрасного, свертывающую в себе (conplicans) всякую чувственную красоту. Поэтому ум есть универсальная красота, или идея идей (species specierum), а отдельные идеи, или формы, – это "ограниченные", или "стяженные", красоты (contractae pulchritudines).

 

Характерной идеей Николая  Кузанского является уверенность в  сплошной просвеченности, просветленности и осознанности красоты. Абсолютная красота глядится сама на себя и воспламеняется любовью к самой себе. Духовное зрение в отличие от телесного не может видеть ничего, если прежде не видит и не понимает своей собственной красоты. Причастность красоте есть сплошная взаимная просвеченность и сплошная взаимная понимающая приобщенность. И мир приходит из неразличимой тьмы к существованию благодаря тому, что вещи приобщаются к свету и гармонии субстанциальной формы, т.е. формы форм. Привлечение всех вещей к своему единому источнику есть любовь, "конечная цель красоты".

 

Трактат завершается  учением о восхождении от красоты  чувственных вещей к красоте  познающего их духа, а от нее –  к источнику всякой красоты.

 

"Живая разумная  красота (viva intellectualis pulchritudo), созерцая (intuendo) или понимая (intelligendo) абсолютную красоту, увлекается к ней несказанным влечением; чем жарче пылает она влечением, тем более к ней приближается, все более и более уподобляясь своему образцу".

 


 


 



Информация о работе Философия эпохи возрождения