Эта формула неприемлема 
для христианского теизма, принципиально 
отличающего творение (“все” ) от 
творца (единого) ; но, что не менее 
важно, она отличается и от 
концепции неоплатоников, которые 
никогда не отождествляли единое 
со “всем” . Вот тут и появляется новый, 
возрожденческий подход к проблемам онтологии. 
Из утверждения, что единое не имеет противоположности, 
Кузанский делает вывод, что единое тождественно 
беспредельному, бесконечному. Бесконечное 
- это то, больше чего ничего не может быть, 
Кузанский поэтому называет его “максимумом” 
; единое же - это “минимум” . Николай Кузанский, 
таким образом, открыл принцип совпадения 
противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума 
и минимума. Чтобы сделать более наглядным 
этот принцип, Кузанский обращается к 
математике, указывая, что при увеличении 
радиуса круга до бесконечности окружность 
превращается в бесконечную прямую. У 
такого максимального круга диаметр становится 
тождественным окружности, более того 
- с окружностью совпадает не только диаметр, 
но и центр, а тем самым точка (минимум) 
и бесконечная прямая (максимум) представляют 
собой одно и то же. Аналогично обстоит 
дело с треугольником: если одна из его 
сторон бесконечна, то и другие две тоже 
будут бесконечными. Таким образом, доказывается, 
что бесконечная линия есть и треугольник, 
и круг, и шар.
 Совпадение противоположностей 
является важнейшим методологическим 
принципом философии Николая 
Кузанского, что делает его одним 
из родоначальников новоевропейской 
диалектики. У Платона, одного 
из крупнейших диалектиков античности, 
мы не находим учения о совпадении 
противоположностей, поскольку для 
древнегреческой философии характерен 
дуализм, противопоставление идеи 
(или формы) и материи, единого 
и беспредельного. Напротив, у Кузанского 
место единого теперь занимает 
понятие актуальной бесконечности, 
которое и есть, собственно, совмещение 
противоположностей - единого и беспредельного.
 Проведенное, хотя и 
не всегда последовательно, отождествление 
единого с бесконечным впоследствии повлекло 
за собой перестройку принципов не только 
античной философии и средневековой теологии, 
но и античной и средневековой науки - 
математики и астрономии.
 
 Ту роль, какую у 
греков играло неделимое (единица) 
, вносящее меру, предел как в сущее в целом, 
так и в каждый род сущего, у Кузанского 
выполняет бесконечное - теперь на него 
возложена функция быть мерой всего сущего. 
Если бесконечность становится мерой, 
то парадокс оказывается синонимом точного 
знания. И в самом деле, вот что вытекает 
из принятых Кузанским предпосылок: “... 
если бы одна бесконечная линия состояла 
из бесконечного числа отрезков в пядь, 
а другая - из бесконечного числа отрезков 
в две пяди, они все-таки с необходимостью 
были бы равны, поскольку бесконечность 
не может быть больше бесконечности” 
. Как видим, перед лицом бесконечности 
всякие конечные различия исчезают, и 
двойка становится равна единице, тройке 
и любому другому числу.
 В геометрии, как 
показывает Николай Кузанский, 
дело обстоит так же, как и 
в арифметике. Различение рациональных 
и иррациональных отношений, на 
котором держалась геометрия 
греков, Кузанский объявляет имеющим 
значение только для низшей 
умственной способности - рассудка, 
а не разума. Вся математика, включая 
арифметику, геометрию и астрономию, 
есть, по убеждению Кузанского, продукт 
деятельности рассудка; рассудок 
как раз и выражает своей 
основной принцип в виде запрета 
противоречия, то есть запрета 
совмещать противоположности. Николай 
Кузанский возвращает нас к 
Зенону с его парадоксами бесконечности, 
с тем, однако, различием, что 
Зенон видел в парадоксах орудие 
разрушения ложного знания, а 
Кузанский - средство созидания 
знания истинного. Правда, само 
это знание имеет особый характер 
- оно есть “умудренное неведение” 
.
 Тезис о бесконечном 
как мере вносит преобразования и в астрономию. 
Если в области арифметики и геометрии 
бесконечное как мера превращает знание 
о конечных соотношениях в приблизительное, 
то в астрономию эта новая мера вносит, 
кроме того, еще и принцип относительности. 
И в самом деле: так как точное определение 
размеров и формы мироздания может быть 
дано лишь через отнесение его к бесконечности, 
то в нем не могут быть различены центр 
и окружность.
 Рассуждение Кузанца помогает 
понять связь между философской категорией 
единого и космологическим представлением 
древних о наличии центра мира, а тем самым 
- о его конечности. Осуществленное им 
отождествление единого с беспредельным 
разрушает ту картину космоса, из которой 
исходили не только Платон и Аристотель, 
но и Птолемей и Архимед. Для античной 
науки и большинства представителей античной 
философии космос был очень большим, но 
конечным телом. А признак конечности 
тела - это возможность различить в нем 
центр и периферию, “начало” и “конец” 
. Согласно Кузанскому, центр и окружность 
космоса - это бог, а потому хотя мир не 
бесконечен, однако его нельзя помыслить 
и конечным, поскольку у него нет пределов, 
между которыми он был бы замкнут.
 2. Теория Николая Коперника
 Через всю яркую 
жизнь Коперника, начиная со 
студенческих лет в Кракове 
и до последних дней, проходит 
основная нить - великое дело утверждения 
новой системы мира, призванной 
заместить в корне неправильную 
геоцентрическую систему Птолемея.
 Первый набросок своей 
теории Коперник изложил в 
работе, которая известна под 
русским названием, как “Малый 
комментарий Николая Коперника 
относительно установленных им 
гипотез о небесных движениях” 
. Эта книга не была опубликована при жизни 
автора. В “Малом комментарии” после 
краткого предисловия, завершающегося 
упоминанием о теории концентрических 
сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории 
Птолемея, Николай Коперник указывает 
на недостатки этих теорий, вынуждающих 
его предложить свою теорию.
 Эта новая теория 
исходит из следующих требований:
 Не существует единого 
центра для всех небесных орбит 
или сфер.
 Центр Земли является 
не центром мира, а лишь центром 
тяготения и лунной орбиты.
 Все сферы движутся 
вокруг Солнца, как вокруг своего 
центра, вследствие чего Солнце 
является центром всего мира.
 Отношение расстояния 
от Земли до Солнца к высоте 
небесной тверди (то есть к 
расстоянию до сферы неподвижных 
звезд) меньше отношения радиуса 
Земли к расстоянию от нее 
до Солнца, причем, расстояние от 
Земли до Солнца ничтожно мало 
по сравнению с высотой небесной 
тверди.
 Всякое движение, замечаемое 
у небесной тверди, связано не 
с каким-либо движением самой 
тверди, а с движением Земли. 
Земля же, вместе с окружающими 
ее стихиями (воздухом и водой) 
совершает в течение суток 
полный оборот вокруг своих 
неизменных полюсов, в то время, 
как твердь небесная и расположенное на 
ней небо, остаются неподвижными.
 То, что кажется нам 
движением Солнца, на самом деле 
связано с движениями Земли 
и нашей сферы, вместе с которой 
мы обращаемся вокруг Солнца, 
как всякая другая планета. 
Таким образом, Земля обладает 
более чем одним движением.
 Кажущиеся прямые и 
попятные движения планет, обусловлены 
не их движениями, а движением 
Земли. Следовательно, одного 
лишь движения самой Земли 
достаточно для объяснения многих 
кажущихся неравномерностей на 
небе.
 В этих семи тезисах 
четко намечены контуры будущей 
гелиоцентрической системы, сущность 
которой заключается в том, 
что Земля одновременно движется 
и вокруг своей оси и вокруг 
Солнца.
 Формулируя тезисы 
своей теории, Николай Коперник 
пользуется понятиями астрономии 
начала 16 века. Так, в его тезисах 
речь идет о движении сфер, 
а не о движении планет. Ибо 
движение планет объяснялось 
тогда движением сфер, каждая 
из которых соответствовала определенной 
планете. Пятый тезис следует 
понимать как, что сфера неподвижных 
звезд не участвует в движении 
планетных сфер, а остается неподвижной. 
А в последнем тезисе речь 
идет о петлях описываемых 
планетами на небе вследствие 
движения Земли вокруг Солнца. 
В теории Коперника оказалось достаточно 
принять допущение о том, что мы наблюдаем 
за планетами с движущейся Земли, плоскость 
орбиты которой, почти совпадает с плоскостями 
орбит других планет. Такое допущение 
существенно упрощало объяснение петлеобразного 
движения планет по сравнению со сложной 
системой эпициклов и дифферентов в теории 
Птолемея. Необычайно важным был и четвертый 
тезис: никто до Коперника, а большинство 
астрономов и после его смерти, не смели 
приписывать Вселенной столь огромные 
размеры.
 Сформулировав 7 положений 
своей теории, Коперник переходит 
к описанию последовательности 
расположения небесных сфер (планет) 
. Затем Коперник останавливается на том, 
почему годовое движение Солнца на небе 
следует объяснять лишь движением Земли.
 Заканчивается “Малый 
комментарий” следующим утверждением:” 
Таким образом всего тридцати четырех 
кругов достаточно для объяснения устройства 
Вселенной и всего хоровода планет” . 
Коперник необычайно гордился своим открытием, 
ибо видел в нем наиболее гармоничное 
решение проблемы, сохранявшее принцип, 
в силу которого все движения планет можно 
интерпретировать как сложения движений 
по окружности.
 3. Бесконечная вселенная 
Джордано Бруно
 Положения Кузанского 
противоречат принципам аристотелевской 
физики, основанной на различении 
высшего - надлунного и низшего 
- подлунного миров. Кузанский 
разрушает конечный космос античной 
и средневековой науки, в центре 
которого находится неподвижная 
Земля. Тем самым он подготовляет 
коперниканскую революцию в астрономии, 
устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской 
картины мира. Вслед за Николаем Кузанским 
Коперник, как было указано выше, пользуется 
принципом относительности и на нем основывает 
новую астрономическую систему.
 Характерная для Николая 
Кузанского тенденция мыслить 
высшее начало бытия как тождество 
противоположностей (единого и бесконечного) 
была результатом пантеистически 
окрашенного сближения бога с миром, творца 
с творением. Эту тенденцию еще более углубил 
Джордано Бруно (1548-1600) , создав последовательно 
пантеистическое учение, враждебное средневековому 
теизму. Джордано Бруно опирался не только 
на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую 
астрономию Николая Коперника. Коперник 
разрушает важнейший принцип аристотелевской 
физики и космологии, отвергая вместе 
с ним и представление о конечности космоса. 
Коперник считает, что Вселенная неизмерима 
и безгранична; он называет ее “подобной 
бесконечности” , одновременно показывая, 
что размеры Земли но сравнению с размерами 
Вселенной исчезающе малы.
 Отождествляя космос 
с бесконечным божеством, Бруно 
получает и бесконечный космос.
 Снимая, далее, границу 
между творцом и творением, 
Бруно разрушает и традиционную 
противоположность формы - как 
начала неделимого, а потому активного 
и творческого, с одной стороны, 
и материи как начала беспредельного, 
а потому пассивного, с другой. 
Бруно, таким образом, не только 
передает самой природе то, что 
в средние века приписывалось 
богу, а именно активный, творческий 
импульс. Он идет значительно 
дальше, отнимая у формы и передавая 
материи то начало жизни и 
движения, которое со времен Платона 
и Аристотеля считалось присущим 
именно форме. Природа, согласно 
Бруно, есть “бог в вещах” 
.
 Пантеизм Бруно прокладывал 
путь к материалистическому пониманию 
природы. Неудивительно, что учение 
Бруно было осуждено церковью 
как еретическое. Инквизиция требовала, 
чтобы итальянский философ отрекся 
от своего учения. Однако Бруно 
предпочел смерть отречению, и 
в 1600 году был сожжен на костре.
 Новое соотношение 
между материей и формой, новое 
понимание материи свидетельствует 
о том, что в XVI веке сформировалось 
сознание, существенно отличное 
от античного.
 Если для древнегреческого 
философа предел выше беспредельного, 
завершенное и целое прекраснее 
незавершенного, то для философа 
эпохи Возрождения возможность 
богаче актуальности, движение и 
становление предпочтительнее неподвижно-неизменного 
бытия. И не случайно в этот 
период особо притягательным 
оказывается понятие бесконечного: 
парадоксы актуальной бесконечности 
играют роль своего рода метода 
не только у Николая Кузанского 
и Джордано Бруно, но и у 
таких выдающихся ученых конца 
XVI-начала XVII века, как Галилей и 
Кавальери.
 4. Механистическая картина 
мира Галилео Галилея
 Основоположником экспериментально-математического 
метода исследования природы 
был великий итальянский ученый 
Галилео Галилей (1564- 1642) . Леонардо 
да Винчи дал лишь наброски 
такого метода изучения природы, 
Галилей же оставил развернутое 
изложение этого метода и сформулировал 
важнейшие принципы механического 
мира.
 Галилей родился в 
семье обедневшего дворянина 
в городе Пизе (недалеко от 
Флоренции) . Убедившись в бесплодии схоластической 
учености он углубился в математические 
науки. Став в дальнейшем профессором 
математики Падуанского университета, 
ученый развернул активную научно-исследовательскую 
деятельность, особенно в области механики 
и астрономии. Для торжества теории Коперника 
и идей, высказанных Джордано Бруно, а 
следовательно, и для прогресса материалистического 
мировоззрения вообще огромное значение 
имели астрономические открытия, сделанные 
Галилеем с помощью сконструированного 
им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты 
на Луне (в его представлении - “горы” 
и “моря” ) , разглядел бесчисленные, скопления 
звезд, образующих Млечный Путь, увидел 
спутники, Юпитера, разглядел пятна на 
Солнце и т.д. Благодаря этим открытиям 
Галилей стяжал всеевропейскую славу 
“Колумба неба” . Астрономические открытия 
Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, 
стали наглядным доказательством истинности 
гелиоцентрической теории Коперника, 
а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся 
планетой, вполне аналогичной Земле, и 
пятна на Солнце подтверждали идею Бруно 
о физической однородности Земли и неба. 
Открытие же звездного состава Млечного 
Пути явилось косвенным доказательством 
бесчисленности миров во Вселенной.