Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:38, реферат

Описание

Термин «Возрождение», или «Ренессанс», известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени — живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в. А философия Возрождения – это направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть. Философия эпохи Возрождения………………………..4
Причины возникновения Ренессанса……………………………………...4
Основные направления…………………………………………………….6
Характерные черты Возрождения………………………………………...8
Гуманизм……………………………………………………………………8
Философы-гуманисты Франческо Петрарка и Лоренцо Вала…………..10
Словарь терминов………………...………………………………………14
Список использованной литературы………………………………….....15

Работа состоит из  1 файл

Философия. рамка.doc

— 1.38 Мб (Скачать документ)
 

   Министерство  образования и науки Российской Федерации  

   ФГОУ СПО Новосибирский радиотехнический колледж  
 
 

   Р Е Ф Е Р А Т  

   на  тему: Философия эпохи Возрождения  
 
 
 
 

                                       Дисциплина: Основы философии

                                       Выполнил:

                                       студент З О РАТ-481

                                       Молодцов Евгений  Валерьевич  

                                       Проверила:

                                       Ощепкова Тамара Григорьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   г. Новосибирск 

   2011 г.  

   Содержание:  

   
  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Основная часть. Философия эпохи Возрождения………………………..4
    1. Причины возникновения Ренессанса……………………………………...4
    2. Основные направления…………………………………………………….6
    3. Характерные черты Возрождения………………………………………...8
    4. Гуманизм……………………………………………………………………8
    5. Философы-гуманисты Франческо Петрарка и Лоренцо Вала…………..10
  3. Словарь терминов………………...………………………………………14
  4. Список использованной литературы………………………………….....15
 
 
 
 
 
 
 

   Термин  «Возрождение», или «Ренессанс», известен каждому человеку. Мы знакомы с  наследием этого времени —  живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в. А философия Возрождения – это направление в европейской философии XVXVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

   Философией  эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших  и развивавшихся в Европе в  XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

   В западном Возрождении принято разделять три периода:

   1-й  период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV — сер. XV в.

   2-й  период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в.

   3-й  период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.

   Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских  школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, — в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

   

   Причины возникновения Ренессанса

   Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

   совершенствование орудий труда и производственных отношений;

   кризис  феодализма;

   развитие  ремесла и торговли;

   усиление  городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и  Церкви;

   укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

   появление первых парламентов;

   отставание  от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

   повышение уровня образованности в Европе в  целом;

   великие географические открытия (Колумба, Васко  да Гамы, Магеллана);

   научно-технические  открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

   В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась  причина экономическая, так как  это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.

   Очевидно, что кроме чисто экономических  причин, которые, несомненно, действительно  существовали, были и другие причины, иначе сложно будет объяснить, почему Ренессанс возникает именно в Западной, а не в Восточной Европе, именно среди западного, а не восточного христианского вероисповедания.

   Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.

   С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.  
 

                             

   Основные направления эпохи Возрождения:

  • Гелиоцентризм

   Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.

   В этой системе Земля предполагается обращающейся вокруг Солнца за один звёздный год и вокруг своей оси за одни звёздные сутки. Следствием второго движения является видимое вращение небесной сферы, первого — перемещение Солнца среди звёзд по эклиптике. Солнце считается неподвижным относительно звёзд. 

   
  • Герметизм

   Гермети́змрелигиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.

   Согласно  традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения. (Джордано Бруно, Парацельс).  
 

   
  • Гуманизм

   Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности (Петрарка, Боккаччо)

  • Неоплатонизм

   Неоплатони́зм идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

  • к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;
  • к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;
  • к мистически-интуитивному познанию высшего;
  • к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

   Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

  • Секуляризм

   Секуляризм — концепция, согласно которой государство и общество должно существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.

   С одной стороны, секуляризм может  означать свободу от религиозных  законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждёной вследствие религиозного вмешательства[1].

Информация о работе Философия эпохи Возрождения