Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание

Термин "возрождение" дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине "возрождение" (по-французски – "ренессанс") отчетливо слышатся мотивы преемственности

Содержание

Философия эпохи Возрождения………………………………….2
Философия средних веков………………………………………..3
Средневековая философия арабов. Общая характеристика...6
Характерные черты………………………………………………..8
Место арабской философии в ряду мировых философских традиций…………………………………………………………….9
Соотношение с религией………………………………………….12
Философия и теоретические науки……………………………..12
Источники классической арабской философии………………22
Спорные вопросы в классической арабской философии……27
Список литературы……………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

контрольная 2.docx

— 75.95 Кб (Скачать документ)
 

Содержание.

  1. Философия эпохи Возрождения………………………………….2
  2. Философия средних веков………………………………………..3
  3. Средневековая философия арабов. Общая характеристика...6
  4. Характерные черты………………………………………………..8
  5. Место арабской философии в ряду мировых философских традиций…………………………………………………………….9
  6. Соотношение с религией………………………………………….12
  7. Философия и теоретические науки……………………………..12
  8. Источники классической арабской философии………………22
  9. Спорные вопросы в классической арабской философии……27
  10. Список литературы……………………………………………….32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия эпохи Возрождения

Термин "возрождение" дал название целой  эпохе, прежде всего в связи с  тем, что ставилась задача возродить  на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого  необходимо было детально изучить греческий  язык. В эпоху Возрождения греческий  язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине "возрождение" (по-французски – "ренессанс") отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии  изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание  средневековья как исключительно  мрачной и темной эпохи, европейской  ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезировать  античные, средневековые и возрожденческие  идеи.

Это была переходная эпоха в истории философской  мысли. Она проявила себя, прежде всего, в идее свободного человека, продолжив  тем самым античную традицию (Сократ, Эпикур) его познания. Здесь сформировался  антропоцентризм как конкретный тип философского мировоззрения. В  центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой  и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма  как якобы всесилия и всемогущества  человека. Он стал рассматриваться  как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – это  широкое идейное течение, провозгласившее  человека высшей ценностью и целью  общества.

В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал  пантеизм как мировоззрение своеобразного  компромисса между еще влиятельной  религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. Суть пантеизма состоит в идее растворения  Бога в природе, во всех ее вещах  и процессах. Бог внутри природы, а не вне ее, – так кратко может  быть выражена суть пантеизма.

В рамках этого мировоззрения Н. Кузанский (один из философов эпохи возрождения) развивал идею целостности, бесконечности  и динамичности окружающего мира. Человек рассматривался им как "микрокосм", наиболее совершенное подобие Бога и Природы. Бог - это как бы всеобщий архитектор, внесший в природу  порядок и красоту. Итальянский  ученый Д. Бруно полагал, что природа  есть Бог в вещах, она чувствительна  и одушевлена. Этот мир, в котором  живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть  даже и самый лучший. Он также  выдвинул идею множественности миров  и бесконечности вселенной.

В то время  имела место тесная связь философии  и искусства. То была "эпоха гигантов" в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль, Тициан и др.), в скульптуре (Микеланджело). Яркими именами была представлена естественнонаучная мысль эпохи Возрождения: Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер и др.

В эпоху  Возрождения философия начинает выходить из-под жесткого диктата  религии и католической церкви, обретая  светский характер. В социальных учениях  того времени также присутствовал  дух эпохи. Зарождение раннего капитализма  вызвало к жизни утопический  социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) с его  идеей коммунистического общества. Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям (Н. Макиавелли), теории "естественных" прав человека (Г. Гроций). Философия  Ренессанса проповедовала не только идею свободы человека, но и всестороннего (универсального) развития каждым индивидом  своих сущностных сил и способностей.

Философия средних веков.

В период Средневековья философия развивалась  преимущественно в лоне теологии, она – служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и  обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к  разуму), патристика (догматизация учений "отцов церкви", утверждавших несовместимость  религиозной веры с античной философией), схоластика (рациональное обоснование  и систематизация христианского  вероучения с использованием идей античной философии).

Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все  изменяемое сотворено богом из "ничего" и стремится, в конце концов, к  ничтожному.

Природное и социальное бытие – результат  божественного предопределения. Следствие  этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов.

Человек понимается как персона, неделимая  личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная  Богом. Порча души ведет к порче  личности. Несовершенство поведения  человека, обладающего свободой воли, – причина зла, которое необходимо для гармонии мира.

Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления –  суммарный обзор, комментарии, цитирование.

В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: "Верую, ибо абсурдно". Напротив, Ф. Аквинский считал, что вера в  Бога должна опираться на систему  рациональных доказательств:

  • доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);
  • доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины - Бога);
  • доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);
  • доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);
  • доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

В Средневековье  возник ряд еретических учений, подорвавших  авторитет религиозных идей и  положивших начало философии Нового времени:

  • учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт);
  • учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж. Буридан);
  • учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);
  • учение об опыте как о мериле истинности понятий (У. Оккам).

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) говорил, что воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.

Философии Августина суждено было предопределить проблемы и отчасти даже выводы философов  на тысячу лет вперед. В его работах  впервые из попытки выразить понимание  догматов веры возникает система  христианской философии. То, что Августин часто цитировался в работах  своих средневековых преемников говорит о той роли, которую  он играл в установлении доктрин.

Будучи  воспитанным своей матерью Моникой, истой христианкой, Августин вплоть до 30-летнего возраста не мог понять Библию. Когда же она стала доступна пониманию Августина, то в его  умонастроении произошли решающие изменения. Он реализовал один из ярчайших вариантов философствования в христианской вере и сделал это с такой страстью, которая стала предметом подражания в веках.

Фома Аквинский (1221-1274 гг.) – наиболее известный идеолог средних веков – полагал, что божественная истина есть мера всякой истины ...

Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и целеустремленностью. Умел соединять различные знания в едином подчинении философии и  религии. "Разложив по полочкам" как  учение Аристотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящее время там, где речь идет о единстве религии, философии  и науки, при ведущей роли религии, католическая мысль своим "полномочным  представителем" считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на то, что незадолго до своей  смерти Фома назвал свои многотомные  теоретические работы "сплошной соломой", "трухой".

Общественно-политические идеи средних веков

Исключительное  влияние на политическую мысль Европы в средние века оказывали христианская религия и римско-католическая церковь.

Главные особенности средневекового общества:

  1. Беспредельное господство религиозного мировоззрения.
  2. Постулат о божественном происхождении власти.
  3. Подчинение светской власти римско-католической церкви.

Фома  Аквинский считал целью государственности  общее благо и выделял три  момента государственной власти:

  1. Сущность.
  2. Форму (происхождение).
  3. Использование.
Сущность  власти Форма власти Использование власти
Сущность власти – отношения господства и подчинения, то есть порядок, установленный Богом. По своей сути власть – всегда благо, добро. Форма власти – способ завладения властью  или определённая форма государственного устройства. Может быть хорошей и  плохой. Использовать  государственную власть можно во благо или во вред народу (дворянству и духовенству).
Следовательно,
  1. Насколько действия правителя отклоняются от воли Божьей, настолько подданные вправе оказывать сопротивление этим действиям: если правитель властвует вопреки законам, установленным Богом, и превращается в тирана, то народ вправе восстать и свергнуть его.
  2. Окончательное решение вопроса о применении крайних методов борьбы с тиранией принадлежит церкви.
 

Средневековая философия арабов. Общая характеристика.

Арабская философия  – это традиция философской рефлексии, возникшая и получившая развитие в эпоху господства исламского мировоззрения  в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации. В наши дни она претерпела значительную трансформацию в силу новых исторических условий и  под влиянием западной цивилизации  и философии. Термин «арабская философия» – не единственный, который употребляется  в этом значении. Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и  т.п. В любом случае эти словосочетания можно рассматривать лишь как  таксономические ярлыки, маркирующие  определенный историко-культурный феномен. Трудно говорить об однозначно выраженных предпочтениях, и все же в арабских странах и европейском востоковедении скорее ведут речь об «арабской философии», а в американской науке и исламском  мире за пределами собственно арабских стран предпочитают термин «исламская философия». Вместе с тем ни о  какой однозначности определения  говорить не приходится. Для развития этой традиции немалое значение имело  усвоение античного наследия, а в  этом процессе существенная роль принадлежала и неарабам, и арабам-немусульманам. Точно так же арабскую философию  невозможно представить без того вклада, который внесли в нее неарабские мусульманские народы, равно как  и без культурного наследия доисламских  времен. Термин «арабская философия» поэтому указывает на языковую (примерно так же говорят о средневековой  «латинской философии» Запада), но не этническую характеристику этого феномена.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения