Совершенствование деятельности муниципального учреждения дошкольного образования на примере МДОУ №274 города Уфы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение состояния муниципального дошкольного образования, выявление и анализ проблем, а также разработка стратегий по улучшению состояния. Итак, в первом разделе будет представлена характеристика в целом дошкольного образования в Российской Федерации, изучим процесс управления в дошкольных учреждениях, рассмотрим проблемы, которые объединяют все дошкольные образовательные учреждения по стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации
1.2 Стратегические направления развития дошкольного образования
1.3 Проблемы финансирования дошкольного образования в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ №274 «Березка» города Уфы
2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ №274 города Уфы
2.2 Анализ системы управления и организации труда в дошкольном образовательном учреждении №274
2.3 Анализ финансово-экономических основ деятельности дошкольного образовательного учреждения №274
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ №274 города Уфы
3.1 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала ДОУ №274 города Уфы
3.2 Совершенствование правовой базы привлечения внебюджетных источников финансирования МДОУ №274
3.3 Предложения по привлечению дополнительных источников финансирования деятельности ДОУ №274
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая))).docx

— 87.28 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что важной составляющей доступности дошкольного образования  для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в ДОУ. Анализ информации, поступающей из субъектов РФ, показывает, что средний размер родительской платы в субъектах РФ колеблется от 176 руб. в месяц в Орловской области до 2129 руб. в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов ДОУ на содержание ребенка: от 7% в Орловской области до 31,9% в Тюменской области. При этом постановлением Конституционного Суда РФ от 15.05.06 №5-П установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно: родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в ДОУ. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в ДОУ.

Родительская  плата за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении в среднем  по стране за один день посещения ребенком государственного учреждения составляла, согласно официальной отчетности за 2006г., 16,39 руб. При этом она различалась  по регионам более чем в 23 раза: минимальная  плата в 2006г. была в г.Санкт-Петербурге-3,18 руб., максимальная - в Таймырском округе - 73,87 руб.

       Оплата родителями услуг ДОУ до 1 января 2008г. не могла превышать 20% от суммы расходов на содержание ребенка. Эти средства должны были расходоваться в основном на питание детей, хозяйственные нужды, реже - на приобретение игрушек, материалов для рисования и лепки, наглядных пособий. С 1 января 2008г. в соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тем самым установление размеров платы за содержание детей, в том числе какие-либо ограничения этого размера, стали компетенцией каждого муниципалитета.

В результате размеры родительской платы, порядок  ее определения, а также устанавливаемые  льготы значительно различаются  даже в соседних муниципальных образованиях в пределах одного региона.

Российские  парламентарии убеждены, что стране необходима целевая финансовая программа  для решения проблемы нехватки детских  садов, которая должна стать отдельным  нацпроектом или войти в него составной частью. Кроме того, считают политики, необходим закон о дошкольном образовании, который должен быть включен в Образовательный кодекс. В качестве экстренных мер парламентарии предлагают возвращать здания старых детских садов, сданных в аренду, а также выделять помещения для групп дошкольного образования при школах, где есть вся необходимая детям инфраструктураПо данным Рособрнадзора, сейчас в России около 50 тыс. детских садов и яслей. Этого явно недостаточно: по данным Института социальной и гендерной политики, более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности попасть туда. Всего в очереди в детские сады стоят 913 тыс. детей. Те, чья очередь дошла, тоже не получают дошкольного воспитания на должном уровне: почти половина детских садов переполнена, в некоторых из них наполняемость групп доходит до 138%. Вскоре будет еще хуже, предупреждают эксперты - начался рост рождаемости. Невозможность отдать ребенка в детский сад не только нарушает конституционное право на доступное бесплатное дошкольное образование. Официальных данных по экономике дошкольного образования нет: никакой статистики по этой проблеме не ведется, а официальные показатели бюджетных расходов на одно место в детском саду изъяты из бюджета и существуют только в отчетах казначейства. «Экономика дошкольного образования - зона, где не ступала нога человека. Родители ничего об этом не знают, а государство делает все, чтобы они и впредь оставались в неведении», - убеждена главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. По закону о разграничении полномочий с регионами детские сады отлучили от федерального бюджета и передали на муниципальный уровень, не имеющий средств для строительства новых детских садов и едва покрывающий расходы по «латанию дыр» в старых. В итоге на одного садовского ребенка консолидированный бюджет (всех уровней) выделяет по 25 тыс. рублей в год или 2 тыс. рублей в месяц. Сюда входит абсолютно все - капстроительство, питание, лечение и воспитание с образованием. Это означает, что детские сады по-прежнему финансируются по остаточному принципу и выживают они за счет «поборов» с родителей. При этом, по последним опросам Института экономики РАН, 60% семей готовы доплачивать за «видимое улучшение качества дошкольного образования», отметила Ржаницына.

Добровольно-принудительные взносы существенно улучшают положение  действующих детских садов, но новый  детский сад на них не построить - строительство типового детского садика в регионе стоит порядка 75 млн. рублей. Чтобы увеличить количество мест, регионы начали перекройку существующих детсадов - массовое перепрофилирование физкультурных кабинетов в группы и реконструкция детсадов за счет «пристроя» или «надстроя». В некоторых регионах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, городские власти начали досрочно расторгать долгосрочные аренды детсадовских зданий и вступили в полосу судебных процессов. Однако, кроме капстроительства, системе дошкольного образования необходимы средства на выполнение своей основной задачи - на развитие детей, а значит, на повышение воспитательских зарплат. Решить проблему в комплексе, считают эксперты, можно лишь, переложив ответственность за детские сады с муниципалитетов на все три уровня власти - федеральный, региональный и местный. В некоторых регионах уже создают кооперативы, когда договариваются родители 20-30 детей и приглашают преподавателей для занятий с детьми, некоторые многодетные матери устраивают у себя домашние детские сады, но это неправильно, так как государство должно заниматься дошкольным образованием детей. Основная проблема состоит в том, что произошло разделение федерального и региональных бюджетов, и финансирование детских садов перешло к муниципалитетам, а должно быть софинансирование, все бюджеты должны выделять деньги на детские сады. Кроме того, если что-то и нуждается в реформе, так это в первую очередь сама социальная система, которая работает неэффективно и не позволяет быстро и легко получить людям те деньги и субсидии, которые им полагаются. Для того, что родители смогли получить те компенсации за детский сад, которые согласно изменениям о дополнительных мерах господдержки, внесенным в закон, предусмотрены с 1 января 2010 года, им придется потерять массу времени, собрать множество справок. Необходимо продумать, как упростить механизм получения этих субсидий.

Закон о дошкольном образовании очень  нужен, и лучше всего, если он будет  включен в Образовательный кодекс. Сейчас стратегия направлена на кодификацию  всех законов, поэтому необходимо ускорить работу над Образовательным кодексом и в него включить законы о дошкольном образовании. Современная система  отечественного дошкольного образования  строится на принципах динамизма, вариативности  организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых, видов дошкольных образовательных  учреждений, разнообразием педагогических услуг. Обновление педагогического  сознания - процесс длительный, сложный, болезненный. Осознание педагогами смысла происходящих процессов в  немалой степени связано с  принятием ими вариативности  образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий, пониманием тех позиций, которые препятствуют существенному реформированию системы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ  СИТУАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ №276 города Уфы.

2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ №276 города Уфы.

         Проблемы, с которыми сталкиваются Муниципальные Дошкольные Образовательные Учреждения, остаются актуальными, и очень многие из них не решены. На их реализацию необходимо затратить огромное количество сил, но это ничего не решит, если не будет меняться законодательство, не начнут выделяться достаточные количества средств для исполнения функций ДОУ. Для удобства лучше рассмотреть проблемы и предложить решения на конкретном примере: МДОУ №274.Дошкольное образовательное учреждение № 274 было открыто в 1967 году, как учреждение комбинированного типа. ДОУ - отдельно стоящее здание, расположено внутри жилого комплекса микрорайона. Участок озеленен, оснащен навесами, имеет спортивную площадку. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. В 1993 - 1994 гг. был сделан косметический ремонт всего учреждения, частично заменена сантехника, отремонтирован фасад здания, кровля, проведено дополнительное отопление, для всех специалистов сделаны кабинеты. Приобретены дополнительно: оборудование для пищеблока, детская мебель, ковровые покрытия…ДОУ имеет физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет, комнату природы, кабинет игровой психотерапии, изостудию, кабинет психолога, зимний сад, кабинет для логопеда, медицинский кабинет, ряд служебных помещений. В ДОУ 9 групп (228 человек) для детей дошкольного возраста. Педагогический коллектив осуществляет деятельность по различным программам . Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для решения этой задачи в ДОУ постоянно проводятся закаливающие и оздоравливающие процедуры и мероприятия.

          С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, семинары-практикумы по типу деловых игр, дискуссионные столы, консультации, решение проблемных задач и практических ситуаций.

Важнейшими  направлениями методической работы являются:

  • Оказание  педагогической помощи педагогам в  поисках эффективных методов  работы с детьми;
  • Реализация  личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного  самовыражения личности педагога;
  • Совершенствование педагогического мастерства;
  • Обобщение, распространения и внедрения  передового опыта в работу ДОУ.

Работа  методического кабинета строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив  ДОУ считает разработку новых  подходов к дошкольному воспитанию - от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной  модели построения педагогической работы с детьми. Ключевые позиции состоят  в следующем: охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так  и психологического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.

          Годовые планы воспитательно-образовательной работы ДОУ всегда составляются на основе диагностики выполнения программы каждой группой и наблюдений педагогического процесса.

В ДОУ  работают кадровые педагоги: заведующая ДОУ; 4 воспитателя аттестованы на высшую категорию; музыкальный руководитель имеет высшую категорию; первая категория  у 8 педагогов.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе. Выпускники ДОУ поступают в массовые школы, в экспериментальные классы гимназий .

По  результатам индивидуальных бесед  с родителями и отзывов школ №78,№122,№131,№137  выпускники ДОУ хорошо осваивают программу; уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявленным к дошкольникам, подготовка детей в школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают воспитанники.

        Готовность ДОУ к новому учебному году неоднократно проверяли представители департамента образования города Уфы. На протяжении 9 лет готовность к новому учебному году учреждения оценивалась на «отлично».

Социальная  защита педагогов осуществляется администрацией совместно с профсоюзным комитетом  ДОУ: сотрудники пользуются билетами на новогодние елки, детскими подарками, получают материальную помощь, по итогам работы выделяются денежные премии, ежемесячно на основании «Положения о надбавках» производятся надбавки к заработной плате за добросовестный труд.

       С целью выполнения Инструкций об охране труда сотрудников проводятся следующие мероприятия: выделяется спецодежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции по охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролирует выполнение персоналом должностных инструкций.

ДОУ строит образовательный процесс на таких  принципах, как:

Принцип занимательности. Учитывая несформированность познавательной деятельности дошкольника необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.

Принцип динамичности заключается в постановке целей по обучению, развитию ребенка, которые постоянно бы углублялись  и расширялись, так как необоснованное дублирование содержания и задач занятий - одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению.

2.2 Анализ системы  управления и организации  труда в дошкольном образовательном учреждении №274

         Организация существует 40 лет ,штат дошкольного образовательного учреждения №274составляет 54 человека, из них: заведующая ДОУ -1 человек; заместитель заведующей по административно-хозяйственной части - 1 человек; главный бухгалтер - 1 человек; заместитель заведующей по учебно-воспитательной части - 1человек; 1 медсестра; 6 работников пищеблока; 18 воспитателей; 1 логопед; 2 музыкальных руководителя; 1 инструктор по физо; 3 сторожа; 1 дворник; ; 11 младших воспитателей; 1 бухгалтер-кассир; 1 делопроизводитель; 1 прачка; 1 кастелянша; 1 уборщица. Огромное значение в организации имеет кадровая служба, часто именно от неё зависит эффективность и результативность работы. Главная цель кадровой службы - улучшение работы с кадрами, организация работы с кадрами по новым технологиям. Для организации характерной особенностью является сочетание полномочий руководителя и кадровой службы в одном лице, т.е. в реальности заведующая исполняет задачи кадрового отдела, так как организация небольшая и наличие кадровой службы несоразмерно затратам. На данный момент модель управления ДОУ не является идеальной, существует множество проблем, необходимо её усовершенствовать, при дальнейшем рассмотрении будут предложены конкретные меры совершенствования, которые могут поспособствовать дальнейшему развитию организации. При приеме на работу претендент должен представить документы, которые дают определенную информацию о нем. Документы, предъявляемые при приеме на работу, помогают определить трудовую правоспособность претендента, уровень его профессиональной подготовки, квалификацию, практический опыт, а также опыт руководящей работы.

        В настоящее время целесообразно просить претендента на работу заполнить резюме. Справка-резюме вводится в дошкольное учреждение, т.к. дает более полную информацию о профессиональных качествах претендента. Уделяется самое серьезное внимание документам, которые предъявляются при приеме на работу. Анализ документов, представленных претендентом, даёт первое впечатление о нем как о человеке и профессионале.

Информация о работе Совершенствование деятельности муниципального учреждения дошкольного образования на примере МДОУ №274 города Уфы