Совершенствование деятельности муниципального учреждения дошкольного образования на примере МДОУ №274 города Уфы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение состояния муниципального дошкольного образования, выявление и анализ проблем, а также разработка стратегий по улучшению состояния. Итак, в первом разделе будет представлена характеристика в целом дошкольного образования в Российской Федерации, изучим процесс управления в дошкольных учреждениях, рассмотрим проблемы, которые объединяют все дошкольные образовательные учреждения по стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Проблемы управления дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации
1.2 Стратегические направления развития дошкольного образования
1.3 Проблемы финансирования дошкольного образования в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ №274 «Березка» города Уфы
2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ №274 города Уфы
2.2 Анализ системы управления и организации труда в дошкольном образовательном учреждении №274
2.3 Анализ финансово-экономических основ деятельности дошкольного образовательного учреждения №274
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ №274 города Уфы
3.1 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала ДОУ №274 города Уфы
3.2 Совершенствование правовой базы привлечения внебюджетных источников финансирования МДОУ №274
3.3 Предложения по привлечению дополнительных источников финансирования деятельности ДОУ №274
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая))).docx

— 87.28 Кб (Скачать документ)

        На уровне тактического планирования ежегодно на основании Программы развития разрабатывается Годовой план учреждения с приложениями. (план работы с родителями, помесячные планы ДОУ, план взаимодействия со школой, планы работы структурных подразделений, например психолого-педагогической службы, медицинской….). На основании Годового плана учреждения составляются перспективные планы работы воспитателей и специалистов (музыкальный работник, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования) Перспективные планы работы воспитателей и специалистов объединяются в сетевой план интеграционного взаимодействия. Одновременно с годовым планом составляется базовый учебный план. Контроль, как важная функция процесса управления, является основой для принятия управленческих решений и повышения компетентности руководителя как педагога и администратора. Заведующая ДОУ контролирует выполнение решений педагогического совета, качество знаний, умений и навыков детей, ведение документации каждым воспитателем, организацию и осуществление непосредственной работы с родителями.

          Должностной контроль является основным источником информации для анализа состояния деятельности, получения достоверных результатов деятельности всех участников образовательного процесса.  Далее рассмотрим Функции руководителей структурных подразделений, осуществляющих контроль: в них входят такие функции как контроль реализации образовательных программ; контроль ведения установленной документации воспитателями и педагогами дополнительного образования; координация сроков и темпов освоения детьми программ и технологий в разновозрастных группах и группах кратковременного пребывания; организация и участие в проведении педагогических срезов для установления уровня достижения детей; оценка уровня использования методического обеспечения образовательного процесса и контроль его пополнения; контроль взаимодействия специалистов, участвующих в образовательном процессе; использование различных технологий оценки освоения детьми программных материалов; подготовка к проведению проверки и разработки плана занятий, проверки, при необходимости консультация со специалистами; проведение предварительного собеседования по тематике проверки со специалистами, педагогами и воспитателями; запрос информации у участников образовательного процесса об уровне усвоения детьми программного материала и оценке обоснованности этой информации; контроль индивидуальной работы всех педагогических работников с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в развитии; контроль безопасности созданных работниками условий для проведения занятий с детьми и воспитательных мероприятий; оформление в установленные сроки результатов анализа проведенной проверки; разработка экспертных заключений о деятельности работников ДОУ для проведения аттестации; организация и оказание методической помощи специалистам подразделения дополнительного образования, воспитателям в реализации предложений и рекомендаций по итогам проверки; проведение повторного контроля и наконец принятие управленческих решений по итогам проверки.

В заключении работы составляется документация следующего содержания, в которую входят :

      1. годовой план контроля (помесячный).

      2. отчет о выполнении контроля за учебный год.

      3. доклады и информационные сообщения на педсоветах и заседаниях.

      4. журнал контроля, справки или акты по итогам проверок.

      5. положение о должностном контроле обсуждается и утверждается на заседании Совета педагогов.

      Регулирование педагогического процесса в ДОУ осуществляется на основе комплексного планирования контроля, что позволяет заранее определить объекты, сроки, формы и методы контроля. Результирующая оценка качества педагогического процесса складывается:

  • из самооценки воспитателя;
  • оценки родителей;
  • оценки руководителя.

         Контроль и оценка работы педагогов станут эффективнее, если контролируемый будет убежден в объективности оценки, воспримет ее как полезную информацию, узнает способы устранения выявленных недостатков, захочет их устранить, и будет уверен, что необходимую для этого помощь ему окажут. В детских садах используют следующие виды контроля: оперативный, в том числе: предупредительный, экспресс-диагностика, выборочный, сравнительный, тематический, в том числе: предварительный, текущий, итоговый, итоговый, самоконтроль, в том числе: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.

         Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом распределения контролирующих функций между специалистами.

Старший воспитатель контролирует: прием детей на улице, качественное проведение утренней гимнастики, нахождение детей в группе в облегченной одежде, проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, воздушного и водного закаливания, двигательный режим, длительность прогулки, медико-педагогический режим, организацию сна в проветриваемом помещении, качественное проведение физкультурных занятий.

         Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.

Для обеспечения  условий по оздоровлению детей медсестра ДОУ контролирует:

  • температуру воздуха в групповых комнатах, спальнях, умывальных;
  • тепловой режим одежды в группе, на улице и во время сна;
  • соблюдение режима проветривания в помещениях;
  • проведение специального закаливания водой;
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий, в том числе: ионотерапия, фототерапия, витаминотерапия.

Рассмотрим  финансово-хозяйственную деятельность дошкольного учреждения.

         Вся деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения осуществляется по двум основным направлениям: организационно-педагогическому и финансово-хозяйственному.

В соответствии с концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 г. определены следующие принципы финансирования дошкольных учреждений: Деятельность ДОУ финансируется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника в зависимости от вида и категории ДОУ;

Органы  государственной власти субъектов  РФ в пределах собственных средств  устанавливают государственные (региональные) нормативы бюджетного финансирования;

Государственный норматив бюджетного финансирования определяет минимальные затраты на финансирование реализуемой образовательной программы  ДОУ, включая затраты на оплату труда  работников, приобретение учебных пособий, на социальные услуги и затраты на хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов). Органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования с учетом повышающих местных коэффициентов и определяют объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

         Руководитель детского сада в установленном законодательством порядке несет персональную ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, и как распорядитель финансовых средств:

  • Своевременно подает бюджетные заявки и документы, подтверждающие право на использование бюджетных средств;
  • Эффективно использует бюджетные средства по целевому назначению;
  • Своевременно предоставляет отчетность и иные сведения об использовании бюджетных средств.

1.3 Проблемы финансирования дошкольного образования в Российской Федерации

        Проанализируем состояние системы дошкольного образования в Российской Федерации. Начиная с 1991г. (и по 2001г.) численность детей в дошкольных образовательных учреждениях сильно сократилась (с 8433 тыс. воспитанников в 1991г. до 4246 тыс. в 2001г.). Это было вызвано снижением рождаемости в стране и уменьшением количества детей дошкольного возраста (с 12593 тыс. в 1991г. до 7975 тыс. в 2001г.). Кроме того, количество детей дошкольных учреждений сократилось и в связи с уменьшением в них количества детей раннего и дошкольного возраста (от1 года до 4 лет) вследствие существовавшей в указанное десятилетие тенденции - родители предпочитали отдавать детей в детские сады не раньше чем им исполнялось 3 года.

         В связи с уменьшением количества воспитанников значительно сократилось количество дошкольных учреждений - с 87,6 тыс. в 1991г. до 50 тыс. в 2001г. При этом динамика уменьшения количества воспитанников всегда опережала сокращение количества дошкольных учреждений. Начиная с 2005г. вследствие повышения рождаемости увеличивается количество воспитанников ДОУ: в 2005г. их было 4267 тыс., в 2006г.-4321 тыс., в 2007г.-4423 тыс воспитанников. По данным Рособрнадзора, к началу 2010-2011 учебного года в РФ функционирует 45245 ДОУ шести видов, в них числится около 4800 тыс. воспитанников. Начиная с 1998 г., дошкольные учреждения посещали 53,9% детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2006г.-58,3%, в 2008г.-59%. По данным Рособрнадзора на 1 сентября 2010 г. охват детей услугами дошкольного образования составляет 61,3% от общего количества детей дошкольного возраста и приближается по значению к показателям 1991г. (63,9%). Наибольший процент охвата детей услугами дошкольного образования зафиксирован в Республике Саха (Якутия) - 81, 2%, в Республике Коми - 79,4%, в Чукотском автономном округе - 92,0%., в Новгородской области - 88,1%, в Саратовской области 78,0%, в Челябинской области - 74,9%.Наименьший охват детей услугами дошкольного образования зафиксирован в Республике Дагестан - 23%, Чеченской республике - 7,6%, Курской области - 39,9% При этом на 100 мест в ДОУ в настоящее время в среднем приходится 97 детей дошкольного возраста, причем в городах - 104 ребенка на 100 мест в дошкольных учреждениях, в сельской местности - 90 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях.

Таким образом, наблюдается определенный структурный дефицит мест в ДОУ: в городах, особенно крупных, мест недостаточно в детских учреждениях, в сельской местности наблюдается их избыток.

По данным Росстата, показатели очередности в  ДОУ составляют на сегодня около 1млн. детей. Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования ведется строительство новых дошкольных учреждений. Вместе с тем проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан РФ решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

       С 1999 г. активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

          Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Повышение квалификации педагогических кадров - актуальная задача образования. Современная Образовательная политика требует новых знаний, умений и отношений. Не случайно в федеральных программах развития образования подчеркнуто, что для успешной профессиональной деятельности работников в новых условиях требуется обеспечить повышение квалификации около 10 миллионов педагогов и руководителей образования.

         В настоящее время более 50% педагогов дошкольных образовательных учреждений нуждаются в улучшении качества педагогических знаний, и в Управлении образования понимают, что эффективность такой работы зависит от развития методической службы, освоения и распространения современных технологий в образовании.

Педагогическая  практика показала, что созданная  методическая служба в форме творческих и экспериментальных площадок, школ повышения квалификации, проведение различного рода конференций обеспечивает возможность расширения и совершенствования  творческого потенциала педагогов. Особое место в развитии методической службы отводится формированию единого  информационного пространства, созданию банка данных о достижениях науки  и передовой практики (создание информационных сайтов, подключение к Интернету, сотрудничество с передовыми изданиями….). Поэтому информатизация методической службы сегодня - одно из главных условий  обеспечения подготовки педагогических кадров. Низкий уровень заработной платы педагогов (в среднем по России он в 1,5 раз ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров ДОУ, не позволяет в должной мере обеспечить указанные учреждения высококвалифицированными педагогическими кадрами, что, в свою очередь, ведет к понижению качества дошкольного образования.

Информация о работе Совершенствование деятельности муниципального учреждения дошкольного образования на примере МДОУ №274 города Уфы